ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ Упражнение 355. Укажите, правильно ли построены приво-
димые ниже предложения.
1. Больному давали фрукты, крепкий бульон, какао,
апельсины 93. 2. Укажем место Пушкина в истории рус-
ской и мировой литературы, его роль в создании рус-
ского литературного языка, особенности онегинской
строфы94. 3. Чувство Вакулы должно было пройти через
испытания, равнодушие и капризы Оксаны 95. 4. Жиль-
цы требовали ликвидации неполадок и ремонта96. 5. Ор-
ганизована производственная практика студентов на
заводах, лабораториях и школах 97. 6. Вопрос этот осве-
щался в книгах и лекциях, газетах и брошюрах, докла-
дах и журналах 98. 7. Студенты группы приняли на себя
следующие обязательства: 1) ликвидация академичес-
кой задолженности; 2) поднять дисциплину в группе;
3) соблюдать порядок и чистоту в общежитии ". 8. Кни-
га не только имеет познавательную ценность, но и боль-
шое воспитательное значение 10°. 9. Хорошо отвечали на
экзаменах как выпускники средней школы, а также уча-
щиеся восьмых классов101.10. В турнире принимали уча-
стие представители многих стран: Австрия, Венгрия,
Румыния, Россия, Чехословакия, Югославия и др.102.
11. Всем понравилась повесть, опубликованная в послед-
нем номере ежемесячного журнала и которая рассказы-
вает о трудовых подвигах молодежи на новостройках103.
12. Работа ведется в соответствии и на основе утверж-
денного плана
ПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ
Упражнение 356. Укажите, правильно ли построены приво-
димые ниже предложения.
1. Роман вскрывает всю глубину социального неравен-
ства, господствующего до революции в Казахстане 105.
2. Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых
затруднений 106. 3. Писатель рассказал об изменениях в
книге, готовящейся им к переизданию 106. 4. В ближай-
шее время будет показана новая постановка, создаю-
щаяся силами членов школьного драматического круж-
ка 106. 5. Наша регулярно выпускающаяся стенгазета сооб-
щает интересные сведения о жизни школьного коллек-
тива ^6. .6. Смельчаки, попытающиеся совершить вос-
хождение на вершину этой горы в зимних условиях,
поплатятся жизнью 107. 7. Ученики, напишущие слабо
домашнее сочинение, должны будут его переделать 107.
8. Каждый студент, пожелавший бы участвовать в рабо-
те научного кружка, должен подать об этом заявление 108.
9. Прочитанная лекция для учеников о мирном исполь-
зовании атомной энергии вызвала большой интерес 109.
10. Здесь противопоставлены: Буревестник, олицетво-
ряющий пролетариат, стремящийся к революции и ви-
дящий в ней единственный выход, и глупый Пингвин,
олицетворяющий мещанина-обывателя, прячущийся от
грома, боящийся надвигающейся, хотя и не угрожаю-
щей ему бури—революции, беспокоящийся только о
своей безопасности 110. 11. Ученик держал в руке орфо-
графический словарь, служивший ему как справочник
и которым он пользовался в случае затруднений 103.
12. Через несколько дней после ссоры Дубровский поймал
крестьян Троекурова в своих лесах, кравщих дрова ш.
Упражнение 357. Замените придаточные определительные
предложения причастными оборотами; если этого нельзя сде-
лать, укажите причину невозможности замены.
1. Челкаш был доволен своей удачей, собой и этим
парнем, который им был так сильно напуган и превра-
тился в его раба. 2. Грушницкий из тех людей, которые
на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы Ч2.
3. Автору пришлось присутствовать при сцене у поме-
щика Пеночкина, которая надолго останется у него в
памяти ш. 4. В крайнем доме, которым кончается дерев-
ня, горел еще свет 114. 5. Мы проезжали по равнине,
которая была выжжена солнцем и покрыта пылью.
6. Грибоедов в комедии «Горе от ума» затронул ту же
тему, которую потом стали разрабатывать другие писа-
тели-классики 112. 7. Среди книг не было ни одной, ко-
торая не заинтересовала бы меня 115. 8. В нашей стране
создан строй, о котором мечтали лучшие умы чело-
вечества в прошлом 114. 9. Метелица посмотрел и вдруг
признал в черноголовом парнишке того самого пасту-
шонка, которому он оставил вчера свою лошадь 114.
10. Илья входил на двор с важным видом человека, ко-
торый хорошо поработал.
ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ
Упражнение 358. Укажите, правильно ли построены приво-
димые ниже предложения.
1. В соревнованиях на первенство по шахматам моло-
дой мастер Спасский, встречаясь с гроссмейстером Тай-
мановым, одержал блестящую победу П6. 2. Употребле-
ние этих выражений и оборотов может быть показано
на наглядных примерах, взяв в качестве, иллюстраций
образцы художественной литературы и7. 3. Все изложе-
ние в книге сделано предельно коротко, учитывая бюд-
жет времени студента 117. 4. От науки требуются такие
советы, применив которые получилась бы польза в прак-
тической работе 117. 5. Прочитав вторично работу, мне
думается, что основные мысли выражены в ней пра-
вильно 118. 6. Подъезжая к реке, мы остановили лоша-
дей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздев-
шись, бросились в воду116. 7. Пользуясь логарифмичес-
кой линейкой, расчет производится быстро и легко 117.
8. Получив тяжелую рану, солдат бь!л спасен своими
товарищами 119. 9 Он ушел, выполнив домашнее зада-
ние и когда кончил свои личные дела 103. 10. Наскоро
одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но,
зацепившись за что-то и споткнувшись, упал 12°.
Упражнение 359. Замените придаточные предложения деепри-
частными оборотами и наоборот; если этого сделать нельзя, ука-
жите причину невозможности замены.
1. Так как Горький хорошо знал жизнь и быт бося-
ков, он мог ярко изобразить их в своих произведениях.
2. Когда мы вернулись домой, уже стемнело Щ. 3. Евге-
ний Онегин произвел на Татьяну сильное впечатление,
так как резко выделялся среди окрестных помещиков.
4. После того как ученики закончили проверку диктан-
та, преподаватель взял у них тетради122. 5. Когда Плюш-
кин развязывал всякие связки, он попотчевал гостя
такой пылью, что тот чихнул. 6. Старик перевозчик дре-
мал, наклонясь над веслами 123. 7. Каштанка, не вынося
музыки, беспокойно задвигалась на стуле и завыла.
8. Мимо Каштанки, толкая ее ногами, безостановочно
взад и вперед проходили заказчики 123. 9. Не восстано-
вив своего здоровья, он не сможет серьезно заниматься.
10. Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облоко-
тившись на стол.
СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Упражнение 360. Укажите, правильно ли построены приво-
димые ниже предложения.
1. Докладчик пытался убедить своих слушателей в том,
что будто бы выдвинутые им положения проверены на
практике124. 2. Человечество охвачено страстным стрем-
лением к тому, чтобы война в силу своей чудовищнос-
ти изжила бы самое себя125. 3. Лошади казаков, .которые
были покрыты пеной, с трудом взбирались по горной
тропе126. 4. Ученик сказал, что я еще не подготовился к
ответу 127. 5. Казалось, что опасность настолько близка,
что избежать ее не удастся128.6. Волчиха осторожно про-
биралась по дороге, ведущей к хлеву и которая была ей
уже знакома 103. 7. Мы посетили выставку, на котррую
нам посоветовали сходить и посвященную творчеству
Горького103. 8. На улице началось сильное движение, во
время которого автомобилем был сбит старик, которо-
го отправили в больницу128. 9. На собрании группы об-
суждались вопросы дисциплины и нет ли возможности
досрочно сдать зачеты129. 10, Новая книга, казалось, что
будет иметь большой успех 13°.
|