Основных видов учебных занятий и педагогическому контролю
Учебные занятия по дисциплине проводятся в виде лекций, семинарских / практических занятий. Занятия по дисциплине «Актуальные проблемы уголовного права и процесса» призваны:
- закреплять, углублять, расширять изученный ранее материал по дисциплинам «Уголовное право», «Уголовный процесс», а также изученным дисциплинам по выбору обучающихся;
- воспитывать чувство уважения прав и свобод человека и гражданина;
- связывать теоретический материал с будущей профессиональной деятельностью;
- стимулировать творческую, поисковую активность студентов.
Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами.
Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овладение знаниями, представляет собой лекция. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориентиры для самостоятельной работы над содержанием дисциплины.
Существует три основных типа лекций: вводная лекция, информационная лекция и обзорная лекции.
По данной дисциплине должны быть преимущественно использованы такие лекционные формы, как обзорная и проблемные лекции.
На лекциях преподаватели должны познакомить студентов с основными разделами дисциплины, дать основной объем информации по предмету, в то же время поставит проблемные вопросы, решение которым предстоит найти на семинарских занятиях.
Семинарские / практические занятия являютсяосновной организационной формой учебной деятельности по дисциплине «Актуальные проблемы уголовного права и процесса».
Главной целью семинаров является обсуждение актуальных и проблемных теоретических и практических вопросов. На семинарских занятиях студенты совершенствуют умения убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки профессиональной деятельности.
В основе практического занятия лежит решение казусов (задач) в количестве, определяемом особенностями изучаемой темы.
Основные рекомендации по проведению семинарских / практических занятий:
1. Для проведения семинарских занятий заблаговременно студентам дается задание в виде теоретических вопросов по теме и казусов, которые они должны самостоятельно решить, ознакомившись с необходимым законодательным материалом, судебной практикой, прочитав основную и дополнительную литературу. На основе изученного материала студент вырабатывает собственное мнение по предложенным вопросам и казусам.
2. При подготовке к занятиям студент ориентируется на литературу, предложенную в планах семинарских / практических занятий. Использование студентами литературы в процессе подготовки к семинарским занятиям также может быть рекомендовано как преподавателем, читающим лекции, так и ведущим семинарские занятия. Вместе с тем, окончательный выбор литературы – право самих студентов.
Студентов необходимо ориентировать на самостоятельный поиск литературы, а не только использовать рекомендуемые источники, указанные в списке дополнительной литературы, в том числе путём обращения к специализированным Интернет-ресурсам. Самостоятельный поиск литературы должен поощряться при выставлении отметки за ответ.
3. Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона. Студенты должны свободно ориентироваться в положениях УК РФ и УПК РФ.
4. На занятиях преподаватель должен формировать у студентов навык обоснованной, деловой и спокойной критики учебной и научной литературы. Недостаточно просто вскрыть ошибки или пробелы – необходимо обосновать справедливость высказанных замечаний.
5. Необходимо учить студентов проявлять уважение к закону. В случаях, когда обнаруживаются ошибочные или неточные положения закона, его недостатки, пробелы, их следует проанализировать, попытаться выявить их причины и выработать рекомендации по совершенствованию положений закона.
6. Преподаватель постоянно должен следить за тем, чтобы студенты не допускали ошибок при использовании юридической терминологии, обращать внимание на культуру речи студентов. Прежде всего, это относится к ударению в слове осуждён. В кратких причастиях мужского рода осуждён, возбуждён ударение падает на суффикс –ён, в женском и среднем роде ударение смещается на окончание – осужденА, возбужденО. В полных причастиях всех родов ударение падает на суффикс –ённ – осуждённый, осуждённая, возбуждённое. Аналогично – ходАтайство (ходАтайствовать), а не ходатАйство; вероисповЕдание, а не вероисповедАние.
7. В процессе семинара преподаватель обязан активно руководить ходом обсуждения темы, направлять его, ставить вопросы, которые обойдены вниманием выступавших. После развернутого обсуждения вопросов семинара преподаватель подводит итоги дискуссии. При этом преподаватель излагает мнение кафедры и собственное мнение по обсуждаемому на семинаре вопросу. Однако студент может и не согласится с предложенными подходами. В этих случаях, студент обязан аргументировать свои выводы, основываясь на законе и изученной литературе.
8. При решении предложенных казусов преподаватели могут видоизменять их. После того как студентами обсуждены все значимые обстоятельства казуса и его вариантов, выработано итоговое решение, преподаватель делает вывод. Он дает правильное (с его точки зрения) решение казуса, кратко характеризует выступления студентов, отмечает допущенные ошибки и неточности. Если казус был составлен по материалам правоприменительной практики необходимо процитировать эти решения студентам и показать, почему правоприменитель пришел к таким выводам.
9. С учетом темы семинара, вопросов для обсуждения, избираются конкретные формы проведения семинара, которые могут быть различными:
1) традиционное обсуждение вопросов;
2) градация вопросов: обсуждение вопросов от простого к сложному;
3) заслушивание докладов
При этом возможны следующие технологии проведения семинарского занятия в такой его форме:
а) «докладчик – активные слушатели», которые дополняют, задают вопросы, оценивают докладчика;
б) «докладчик – содокладчик»;
б) «докладчик – рецензент – оппонент».
Технология выбора тем докладов для семинара также может варьироваться:
- индивидуальный выбор предложенных тем,
- распределение тем преподавателем,
- самостоятельное дополнение перечня предложенных преподавателем тем студентами с объяснением такого выбора,
4) инновационные формы проведения занятия:
а) «дискуссия» - группы обсуждают актуальные проблемные вопросы «ЗА» и «ПРОТИВ»;
б) «конференция» - выступления студентов по обсуждаемой теме 5 – 7 минут;
в) «пресс-конференция» - студенты задают вопросы по обсуждаемой теме одному или нескольким студентам;
з) «мозговой штурм» и т.д.
Дополнительными видами организационных форм обучения по изучаемой учебной дисциплине являются консультации, факультативные занятия, научные и научно-практические студенческие конференции, круглые столы и т.д.
Контроль является одной из основных форм организации учебного процесса, поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебной деятельности студентов, мастерства преподавателя. Существуют традиционные формы контроля. Так, по времени контроль делится на текущий, тематический, рубежный, промежуточный. По формам систему контроля составляют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), заслушивание докладов, письменный опрос, эссе, рефераты, курсовые, контрольные работы и др.
С целью обеспечения эффективности контроля за уровнем усвоения знаний студентами по дисциплине «Актуальные проблемы уголовного права и процесса» предлагается использовать следующие виды контроля:
- текущий контроль в процессе изучения дисциплины (на семинарских / практических занятиях) в индивидуальной и фронтальной формах;
- периодический фронтальный контроль по крупным разделам учебной дисциплины;
- промежуточная аттестация – экзамен.
При выставлении оценки на экзамене учитываются следующие факторы:
- ответ студента на вопросы экзаменационного билета;
- работа студента во время семинарских / практических занятий;
- результаты контрольных заданий по итогам изучения разделов дисциплины;
- качество подготовленных ответов, дополнений, докладов, рефератов и других работ;
- качество подготовленных письменных работ: индивидуальных домашних заданий, эссе, рефератов и других работ;
- участие в конференциях, круглых столах по проблемам предмета учебной дисциплины.
Общие методические указания
студентам по изучению дисциплины
Изучение дисциплины «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» направлено на углублённое изучение вопросов уголовного права и уголовного процесса. Это достигается путем:
- проработки теоретических положений, относящихся к предмету данных дисциплин;
- коллективного обсуждения наиболее сложных вопросов применения норм уголовного и уголовно-процессуального права, квалификации преступлений и отграничения от смежных составов преступлений;
- изучения актов судебного толкования и современных направлений судебной практики в части применения норм уголовного и уголовно-процессуального права.
Изучение дисциплины осуществляется в процессе лекций, семинарских / практических занятий, а также самостоятельной работы студентов.
Посещение лекционных занятий является желательным для студента. На лекциях студенты получают основной объем информации по предмету, направления для более углублённого изучения вопросов дисциплины, обсуждение которых предстоит на семинарских / практических занятиях. Однако одного лишь посещения лекций является недостаточным для подготовки к семинарским занятиям и прохождения промежуточной аттестации по дисциплине.
Ведущая роль при изучении дисциплины отводится семинарским / практически занятиям. Посещение данных занятий является обязательным для обучающегося.
В процессе проведения семинарских / практических занятий организуется систематическая работа студентов по изучению дисциплины, закрепляется материал, который давался студентам на лекциях, а также материал, изученный в ходе самостоятельной подготовки. На семинарских занятиях студенты совершенствуют навыки излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов предмета дисциплины. Семинарские занятия позволяют определить уровень знания каждым студентом пройдённого материала, осуществлять контроль за усвоением тем дисциплины, своевременно исправлять ошибки, допущенные в ходе самостоятельной подготовки. На практических занятиях совершенствуются навыки применения норм уголовного и уголовно-процессуального права. Таким образом, семинарские / практические занятия во многом обеспечивают должное знание предмета дисциплины, успешный ответ на экзамене и при прохождении итоговой аттестации.
Непосещение семинарских / практических занятий расценивается, как невыполнение студентом рабочей программы дисциплины и студент к сессии по данной дисциплине может быть не допущен.
В процессе подготовки к семинарским занятиям необходимо студенту учесть следующее.
1. Перед семинарским занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Все нормативные правовые акты можно найти в справочно-информационных правовых системах, в частности в СПС «КонсультантПлюс и ИПО системы «ГАРАНТ» Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики.
Наличие Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
2. При работе с литературой приоритет в ознакомлении с темой следует отдать учебным пособиям и ученикам, рекомендованным в качестве основной литературы. После этого можно переходить к анализу дополнительной литературы в виде более сложных работ, в частности, научных пособий, монографий и статей. При этом студент должен понимать, что приведённым в плане занятия перечнем вся литература по той или иной теме, конечно, не исчерпывается. Поэтому он вправе обратиться к преподавателю, ведущему лекционные или семинарские / практические занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах, например, «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают информационно-справочные и электронно-библиотечные системы. Многие статьи размещены СПС «КонсультантПлюс» и ИПО системы «Гарант». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещённых в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU» и др. Самостоятельный поиск литературы поощряется при выставлении отметки за ответ или контрольное задание.
При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки. При этом результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в таких формах, как:
- составление плана изученного источника;
- перечисление основных выводов автора прочитанной работы;
- формулирование тезисов (самостоятельного обобщённого и сжатого изложения основных положений изученного источника);
- составление аннотации (самостоятельной краткой обобщающей характеристики прочитанной работы).
- написание конспекта.
3. Изучение тем уголовного и уголовного процессуального права невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех контрольных заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, докладов, эссе, рефератов).
В частности, студенты должны в совершенстве владеть методикой проведения обобщения судебной практики, то есть знать и уметь пользоваться совокупностью приёмов сбора, обработки и анализа информации о квалификации преступлений правоприменительными органами.
С учётом состава преступления самостоятельно определяется период времени, за который собирается и обобщается судебная практика. Необходимо учесть, что изучение судебной практики за очень непродолжительное время не позволит сделать объективных выводов. Как правило, обобщение судебной практики проводится за последние пять лет. Если за этот период не опубликовано ни одного материала по тому или иному составу преступления, то разрешается использовать и более раннюю практику.
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам.
Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Последний номер Бюллетеня каждого года содержит указатель, по которому можно оперативно найти информацию о квалификации (переквалификации) действий виновного по конкретному преступлению. Эту информацию следует зафиксировать и обратиться к соответствующему номеру Бюллетеня.
Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/
Предоставляют огромные возможности для сбора практического материала и существенно облегчают его поиск справочно-информационные правовые системы, в частности в СПС «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». По ключевым словам в них можно быстро найти интересующую информацию.
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-порталов. К ним относятся Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/) и Информационно-правовые системы «Актоскоп» (режим доступа: http://actoscope.com/) и РосПравосудие (режим доступа: http://rospravosudie.com/). Это ресурсы, объединяющие в едином информационном пространстве решения судов всех субъектов Российской Федерации.
Следующий этап работы при изучении судебной практики – это систематизация, анализ собранных приговоров, определений, постановлений судов и формулирование результатов обобщения. В итогах обобщения могут быть отражены такие моменты:
- какую позицию занимают судебные инстанции по тому или иному теоретически неопределённому или дискуссионному вопросу;
- по каким основаниям действия виновных переквалифицировались судами;
- имели ли место ошибки в квалификации преступления и какие, при толковании каких объективных или субъективных признаков состава преступления они допускались, их причины;
- имел ли место различный подход к квалификации деяния отдельными судами;
- как решаются вопросы разграничения со смежными составами преступлений, возникают ли трудности у судов в этом вопросе и др.
По заданию преподавателя, результаты обобщения судебной практики необходимо оформить.
|