Понятие политической власти и ее особенности. Власть подразделяется на политическую, экономическую, социальную, духовно-информационную.
Отличительными чертами политической власти являются:
1. Легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;
2. Верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти;
3. Публичность, т.е. всеобщность и безличность, что значит - обращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);
4. Моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений (в отличие, например, от власти экономической);
5. Многообразие ресурсов.
Политическая власть подразделяется на: государственную и общественную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т.д.), а также юридической базой. Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением.
Субъектно-объектные отношения власти реализуются на нескольких уровнях: мегауровень - международные организации, наделенные властными полномочиями (ООН, НАТО, Совет Европы, Международный трибунал в Гааге и т.д.); макроуровень - центральные органы государства; микроуровень - власть на местах. На мегауровне власть международного субъекта ограничена суверенитетом входящих в состав союза государств и характером объединения в тот или иной союз.
В современном обществе существуют социальные и профессиональные группы, которые в силу своего особого положения являются своеобразными центрами притяжения власти. В соответствии с исследованиями российских и зарубежных политологов, можно проследить эти группы в динамике, сопоставляя данные XIX и XX веков:
Аристократия - власть избранных, власть привилегированной знати. Базируясь на сословных привилегиях, аристократия прочно удерживалась во властных структурах до появления республиканских демократических режимов. По мере формирования государств, управляемых избранными народом органами власти, аристократия постепенно утрачивала свои позиции. В XX веке при отмене в большинстве стран сословных привилегий, передаваемых по наследству, аристократия перестала быть устойчивым субъектом власти, хотя в ряде случаев сохранила свой номинальный статус (Англия, Испания, Италия, Саудовская Аравия и некоторые другие страны).
Плутократия - власть богатства - характерна для всех этапов развития общества. Богатство дает его обладателям дополнительные ресурсы: доступ к образованию, связи, общественное положение, возможность в явном и неявном виде подкупать политические партии, органы власти. В XX веке власть богатства все больше проявляется в форме международных организаций финансовой олигархии, которые диктуют свою волю замаскированными методами через группы влияния.
Бюрократия - власть чиновников - характерна для всех периодов исторического развития. Властные преимущества бюрократии базируются на доступе к секретной, стратегически важной информации, знании технологии управления, групповой солидарности и организованности. В XX веке власть бюрократии усилилась за счет широкого внедрения в управление электронно-вычислительной техники, которая на несколько порядков увеличила информационные ресурсы чиновничьего аппарата.
Демократия - власть народа - связана с властными притязаниями большинства иметь определенные преимущества над меньшинством. Наиболее полно проявляется при республиканской форме государства, когда высшие государственные органы избираются населением. Развиваясь в тех или иных формах с античных времен, демократия значительно укрепила свои позиции в XX веке. Этому способствует ломка сословных привилегий, всеобщий характер выборов в большинстве стран, расширение доступа населения к образованию и информации. Демократические традиции получили свое подтверждение на международном уровне: «Всеобщая декларация прав человека» признана значительным большинством государств.
Теократия - власть религии - обусловлена значительным влиянием религиозной идеологии на массовое сознание, а также стремлением руководителей церкви влиять на органы власти. Наиболее полно теократия проявляется при прямом сосредоточении власти у духовенства или главы церкви (Ватикан, Иран), а также в случаях религиозной экспансии представителей тех или иных конфессий (исламские фундаменталисты в Алжире, Афганистане).
Партократия - власть партийных структур - реально проявила себя в XX веке, когда кандидаты на высшие государственные посты стали выдвигаться на партийной основе. Представляя интересы различных социальных слоев, партии обладают необходимой политической мобильностью, профессиональным подходом к политике. Это дает им дополнительные преимущества по сравнению с другими участниками политического процесса.
Райтократия - власть средств массовой информации - так называемая «четвертая власть». Более точно следует говорить о власти владельцев печати, радио, телевидения и профессиональных журналистов. Райтократия - характерное порождение XX века, когда благодаря достижениям науки и техники воздействие средств массовой информации приняло глобальный характер. Практически райтократия утверждает себя в массовых кампаниях, активно формирующих общественное мнение, в создании благоприятного или неблагоприятного имиджа ведущих политиков, в практике журналистских расследований, имеющих широкий политический резонанс.
Технократия - власть технических специалистов - является прямым следствием научно-технической революции, развернувшейся в XX веке. Освоение космоса, уникальные возможности современного оружия, новейшие системы связи и т.п. являются своеобразным фундаментом власти технократии, которая создает все эти новшества и формирует стратегию правящей элиты. В практическом плане влияние технократии проявляется в непосредственном привлечении научно-технического персонала в высшие органы власти, а также в проникновении техницистской идеологии в государственную политику.
Автократия - власть личности - исторически связана с ее особым статусом практически во всех политических структурах, начиная от фараонов древнего Египта до монархов и президентов современных государств. Содержание и технология власти практически всегда связаны с интеллектом, политической волей, авторитетом конкретных лидеров, которые несут личную ответственность за успехи и неудачи государства. В этом же направлении проявляет себя и массовое сознание, которое даже в коллективных действиях политического руководства страны формирует для себя кумира или козла отпущения. В XX веке на динамику автократии влияют противоречивые процессы: с одной стороны, повышается значение коллективных решений, выработанных научными коллективами профессионалов-политологов, а также управленческих алгоритмов, созданных на базе ЭВМ. С другой стороны, неизмеримо возрастает ответственность конкретных политических лидеров, которые держат в своих руках чемодан с ядерной кнопкой, и которые могут с помощью радио и телевидения непосредственно обращаться к сотням миллионов граждан.
Очень актуальным для XX века является процесс превращения мафиозных структур в своеобразный центр притяжения власти. В подавляющем большинстве стран современного мира мафия, опираясь на теневую экономику и коррумпированных чиновников, усиливает свои позиции и пытается иметь своих представителей в органах власти.
Легитимация - процедура общественного признания какого-либо действия, события или факта, действующего лица. Она призвана обеспечить повиновение, согласие, политическое участие без принуждения, а если оно не достигается - оправдание такого принуждения, использование силы.
Для поддержания легитимности власти используются многие средства: изменения законодательства и механизма государственного управления в соответствии с новыми требованиями; стремление использовать традиции населения в законотворчестве и при проведении практической политики; реализация легальных мер предосторожности против возможного снижения легитимности власти; поддержание в обществе законности и правопорядка и др.
Показателями легитимности власти выступают: уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь; наличие попыток свержения правительства или лидера; сила проявления гражданского неповиновения; результаты выборов, референдумов; массовость демонстраций в поддержку власти (оппозиции) и др.
Легитимность сочетается с противоположным ее процессом делегитимации - утраты доверия, лишения политики и власти общественного кредита. Основными причинами делегитимации являются:
1. Противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и эгоистическими интересами властвующей элиты;
2. Противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытках решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации;
3. Отсутствие в политической системе механизмов по защите интересов народных масс;
4. Нарастание бюрократизации и коррумпированности;
5. Национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющееся в отвержении федеральной власти;
6. Потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти. Возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.
Отметим, что легитимность - явление политическое, легальность - юридическое (она устанавливается и гарантируется властью). Легальность, в отличие от легитимности (которая может быть, например, харизматической, иррациональной), рациональна. Форма легализации власти - законодательство (акты о наследовании престола, об избрании парламента, президента и т.д.). Для граждан легальность состоит в повиновении законам и их исполнении. Легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности. Легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом.
Генезис теории разделения властей связан с возникновением в Англии XVII в. политико-правовых теорий Дж. Локка. Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей были изложены в его главном труде «Два трактата о государственном правлении» (1690).
Начиная с основоположников теории и заканчивая современными учеными, выработаны универсальные положения и основные принципы концепции разделения властей, которые можно рассматривать в качестве общих для всех ее разновидностей, независимо от того, в какой стране и при каком политическом режиме она применяется и как интерпретируется.
К числу таких универсальных положений можно отнести следующие тезисы:
1. Законодательная, исполнительная и судебная власти не только тесно связаны, но и относительно самостоятельны.
2.Между высшими государственными органами, осуществляющими законодательную, исполнительную и судебную власти, существует баланс, работает система сдержек и противовесов.
3. Все три власти действуют, как правило, на постоянной правовой основе.
4. Верховенство законодательной власти.
5. Основная и конечная цель существования и реализации теории разделения властей – это предотвращение узурпации всей государственной власти одним лицом или группой лиц и сохранение целостности государственного механизма. Несмотря на различие в понимании и трактовке целей теории разделения властей почти все исследователи убеждены, что «если один человек может создавать право, применять его и судить о его нарушениях, то в таких случаях свобода не может долго существовать».
Баланс властей редко бывает стабильным, т.к. каждая из властей стремится использовать концепцию разделения в своих целях, для своего усиления.
Изменение баланса властей, с точки зрения некоторых авторов, объясняется существованием длительной тенденции поочередного усиления одной и соответственно ослабления другой ветви власти, этой позиции противопоставляется тезис о том, что имеет место лишь эпизодическое нарушение баланса законодательной и исполнительной властей. Оно объясняется возникающими время от времени критическими для той или иной ветви власти ситуациями или же субъективными качествами глав государств.
В современных условиях существования конституционного строя принцип разделения властей имеет особенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Он предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Благодаря функционированию системы разделения властей происходит рационализация и оптимизация деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.
Разделение властей предполагает распределение властных полномочий между различными ветвями государственной власти, социальными группами, что служит целям развития демократии, законности, защите прав и свобод человека. Государственное воздействие на общественные процессы происходит в трех организационно-правовых формах, отличающихся порядком образования, составом, структурой, выполняемыми задачами, формами, методами деятельности, характером и видами издаваемых правовых актов: законодательная, исполнительная и судебная.
Теория разделения властей связана с принципами верховенства законов, незыблемости прав и свобод человека; четкой регламентированности деятельности государственных органов; общественного контроля за деятельностью государственного аппарата. Разделение властей является одним из важнейших гарантов сохранения общества права, государственной стабильности и социального благополучия. Все системы принципов и институтов разделения властей направлены на то, чтобы исключить злоупотребление властью, ограничить вмешательство властных структур в определенные сферы общественной жизни.
|