Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Структура власти: институты власти, функции и ресурсы власти.

В структурном отношении основными компонентами власти являются: субъект, объект, ресурсы власти.

Субъект воплощает активное, направляющее начало власти: посредством определенного акта - приказа, распоряжения оказывает воздействие на объект властных отношений, предписывая ему необходимое поведение. Им могут быть индивидуум, организация, социальная общность и др. Субъектом политической власти являются государство и его институты, политические элиты и лидеры, политические партии. Для реализации властных отношений субъект должен обладать такими качествами, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, знать о настроении и состоянии подчиненных, обладать авторитетом.

Объект власти в свою очередь должен подчиняться, поскольку без этого условия просто не возникнет властного отношения. Власть - это всегда двустороннее взаимодействие субъекта и объекта, предусматривающее социальные нормы, закрепляющие право одних отдавать приказы тем, кто обязан им подчиняться и позволяющие применять определенные санкции (наказание или поощрение) в зависимости от поведения объекта (неповиновение или подчинение). Непременным атрибутом власти является насилие. В этом контексте прав французский мыслитель Ж. де Местр, который говорил: «Бог, сотворивший власть, сотворил и наказание…Палач сотворен вместе с миром». Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличие или отсутствие у него авторитета.



Следующими важными компонентами власти являются источники и ресурсы власти. Источниками власти могут быть закон, сила, авторитет, богатство, интерес, тайна, знания и т. д. Если обратиться к истории, то достаточно часто источником власти была сила. Это в свое время констатировал председатель КП Китая Мао Цзэдун в своем афористическом высказывании: «Винтовка рождает власть». Не меньшее значение в качестве источника власти имеет богатство. Хотя нет прямой связи между уровнем материального богатства и степенью доступа к власти, однако определенная зависимость между богатством и властью существует. По Конституции США президентом может стать любой гражданин Америки, но в ее истории нет примера победы на президентских выборах малоимущего или безработного.

Власть основана на использовании различных методов и средств, получивших название ресурсы власти.

Ресурсы власти – это реальные и потенциальные средства, которые могут быть использованы для укрепления власти. Для общества характерно неравномерное распределение ресурсов власти. Субъекты, обладающие ими, могут трансформировать их во власть, предоставляя те или иные ресурсы в обмен на подчинение. Ресурсы власти разнообразны. Широко распространена их классификация в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества:

1. Экономические ресурсы – материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, составляющие фундамент власти; мероприятия, повышающие степень ликвидности экономики: деньги как их всеобщий эквивалент, золотой запас государства, степень устойчивости национальной валюты, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т. п. Использование данных ресурсов позволяет органам государственной власти проводить экономическую политику, направленную на повышение благосостояния своих граждан, дифференцируя степень их оплаты.

2. Социальные ресурсы – совокупность социальных благ, статусов, областей социального назначения, которые являются средствами удовлетворения потребностей людей; это мероприятия, направленные на изменение статуса социальных групп и отдельных индивидов, действия, направленные на повышение (понижение) их общественной активности, итоговым результатом которых является возможность манипуляции людьми. Включают такие показатели, как должность, престиж, образование, социальное обеспечение, медицинское обслуживание и т.п.

3. Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и другие. К этим ресурсам относятся принципы и методы работы средств массовой информации, гарантирующие обществу информационный плюрализм, доступ людей к печати, телевидению, радио, равно как препятствующих доступу к ним террористам. Далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами, но тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов в современном мире очевидна. Культурно-информационный ресурс имеет все более возрастающее значение, поскольку через ежедневно получаемую информацию формируется общественное мнение, обеспечивающее или препятствующее выполнению властных распоряжений государства.

4. Административно-силовые ресурсы – это совокупность властных учреждений, обеспечивающая внутреннюю и внешнюю безопасность государства: армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура и их атрибуты: здания, снаряжения, техника, тюрьмы и т. д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным, поскольку его использование может лишить человека жизни, имущества, свободы, то есть высших ценностей. К административно-силовым ресурсам также относятся система подбора кадров, оснащение властных органов техникой по мировым стандартам, профилактика коррупции. Естественно, власть ни в коем случае нельзя свести к силе. Но нельзя не учесть тот факт, что власть, не опирающаяся на силу, не всегда способна добиться своих решений. Государство, даже самое демократическое, представляет собой во многих отношениях механизм принуждения.

5. Юридические ресурсы - инструкции, постановления, указы, не охваченные действующим законодательством. Сюда можно отнести указы президента, постановления правительства, оперативные постановления судебных и исполнительных органов. Роль юридических ресурсов существенно возрастает в переходных политических режимах, когда реалии жизни часто выходят за рамки инерционного законодательства.

Характерно, что в государственно-властной казахстанской структуре не уделяют в полной мере должного внимания такому ресурсу, как наука. Фундаментальная и прикладная наука являются мощным ресурсом государственной власти, ориентированным на эффективное решение многих проблем нашего общества.

Специфическим ресурсом является сам человек – демографические ресурсы. Люди – универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т. д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений – будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек – не только ресурс власти, но и ее субъект и объект.

Интересна классификация ресурсов у Тоффлера. Он выделяет три основных ресурса власти: силу, богатство и знание. По его мнению, в современном обществе решающим ресурсом являются знания, а сила и богатство отходят на второй план и утрачивают свое влияние. Комбинация этих ресурсов менялась в каждую эпоху. Тоффлер выделяет три типа власти: власть низкого качества, опирающаяся преимущественно на силу; власть среднего качества, основанную на богатстве; власть высшего качества, главным источником которого является знание.

Использование ресурсов власти приводит в движение всю ее структуру, делает реальностью властный процесс, который проходит по следующим этапам (формам): господство, руководство, организация и контроль. Как уже отмечалось, ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно - это приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а также к взаимному соперничеству и противоборству в сфере власти управляющих и влияния управляемых. Управляющие обладают организованным контролем над общегосударственными ресурсами и административным аппаратом, а управляемые располагают лишь своими частными ресурсами, потенциалом мобилизации граждан со стороны партий и движений, которые постоянно ведут борьбу за выгодное им перераспределение общественных ресурсов и усиление над ними социального контроля.

Разумеется, ресурсы власти являются обоюдоострым инструментом: при научно обоснованном, профессиональном их использовании они укрепляют саму власть, однако при некомпетентном подходе они подтачивают саму власть, способствуют возникновению политических кризисов.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.