Глава 14. Психология труда: история, состояние, Толочек В. А.
Т52 Современная психология труда: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005. —479 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
ISBN 5-272-00193-1
В пособии рассматриваются основные научные понятия, используемые в учебной дисциплине «Психология труда», раскрываются взаимосвязи изучаемых психологических феноменов, а также характера социального заказа и особенностей развития научной дисциплины, анализируются тенденции развития интегральных научных дисциплин, их понятийного и методического арсенала. В книге отражены особенности развития дисциплины в XX столетии, в частности за последние 15-20 лет, приводится множество примеров взаимосвязи изменений научных парадигм в зависимости от развития общества, техники и технологий производства. Издание предназначено для студентов психологических факультетов, аспирантов, преподавателей, слушателей факультетов переподготовки, специалистов в области социологии труда, управления и развития персонала организаций.
Оглавление
Предисловие .......................................... 9
Введение в современную психологию труда...............12
Глава 1. Психология труда как область научного знания
о труде.......................................24
1.1.Объект, предмет изучения и задачи психологии труда ... 24
1.2. Категории «деятельность» и «труд» в психологии ......29
1.3. Взаимосвязи психологии труда с другими дисциплинами 33
1.4. Современная наука, или Структура научных революций 34
1.5. Парадигмы психологии труда........................37
Контрольные вопросы .................................37
Практические задания .................................38
Литература ..........................................38
Глава 2. История психологии труда....................39
2.1. История зарубежной психологии труда ...............39
2.2. Психология труда в России......................... 46
2.3. Место психологии в системе наук о человеке
как субъекте деятельности...........................50
2.4. Тенденции развития общества, общественного производства и представлений о субъекте труда.........52
2.5. Парадигмы психологии труда........................56
Контрольные вопросы ..............56
Практические задания .................................57
Литература .......................................... 57
Глава 3. Психология труда: основные составляющие научной дисциплины...................................58
3.1. Основные разделы психологии труда . . ................58
3.2. Психология труда .................................62
3.3. Инженерная психология............................64
4 Оглавление
3.4. Эргономика.......................................65
3.5. Организационная психология .......................72
3.6. Профессиональная ориентация ......................79
3.7. Профессиональное обучение ........................83
3.8. Парадигмы психологии труда........................84
Контрольные вопросы .................................85
Литература .......................................... 85
Глава 4. Трудовой пост, рабочее место и профессия........87
4.1. Трудовой пост и его структура.......................87
4.2. Системный подход в исследовании предмета психологии труда.............................................93
4.3. Профессия как система социальных отношений. Трудовой пост и рабочее место.......................96
4.4. Парадигмы психологии труда.......................107
Контрольные вопросы ................................108
Литература..........................................108
Глава 5. Эргатические функциии классификация профессий 110
5.1. Эргатические функции и их генезис .................110
5.2. Классификация профессий.........................115
5.3. Психические регуляторы труда .....................119
5.4. «Золотое правило» психологии труда................126
5.5. Парадигмы психологии труда.......................127
Контрольные вопросы . . ..............................127
Литература..........................................127
Глава 6. Методы изучения трудовой деятельности........129
6.1.Методы исследования в психологии .................129
6.2. Психологический анализ профессиональной деятельности ..................................... 140
6.3. Психологический анализ трудовых движений.........144
6.4. Эргономические основы проектирования рабочих мест . 145
6.5. Рабочее место психолога в организации..............154
6.6. Парадигмы психологии труда.......................160
Контрольные вопросы ................................162
Практические задания ................................163
Литература..........................................163
Оглавление 5
Глава 7. Условия профессиональной деятельности
и эффективность труда..........................165
7.1. Пути развития трудовой деятельности ...............165
7.2. Профессиональный стресс .........................169
7.3. Работоспособность и функциональные состояния......172
7.4. Экстремальные, субэкстремальные и особые условия деятельности ..................................... 177
7.5. Биоритмы и эффективность трудовой деятельности ............. 189
7.6. Психология безопасности..........................192
7.7. Парадигмы психологии труда.......................201
Контрольные вопросы ................................201
Практические задания ................................202
Литература..........................................202
Глава 8. Адаптация человека к профессиональной
деятельности..................................203
8.1. Психологические механизмы адаптации человека
к деятельности в организации .......................203
8.2. Профессиональная пригодность и пути адаптации человека к требованиям профессии...................208
8.3. Кризисы профессионального становления............211
8.4. Проблема стиля деятельности и структурирование ее пространства ..................................... 218
8.5. Уровни психологической поддержки субъекта труда ........... 231
8.6. Парадигмы психологии труда.......................232
Контрольные вопросы ................................233
Практические задания................................234
Литература..........................................234
Глава 9. Профессиональная пригодность и профессионализм 235
9.1. Принципы определения профессиональной пригодности
и процесс ее формирования.........................235
9.2. Профессиограмма и психограмма ...................238
9.3. Задачи науки и практики: подходы и методы профессиографии..................................241
9.4! Профессионально важные качества и способности .....246
9.5. Профессионально важные качества: контексты оценок . ....... 251
9.6. Динамика требований к ПВК субъекта...............260
6 Оглавление
9.7. Профессии типа «человек-человек»: восприятие ПВК партнеров ........................................ 272
9.8. Профессионализм и модели специалиста.............276
9.9. Парадигмы психологии труда.......................279
Контрольные вопросы ................................286
Литература..........................................286
Глава 10. Профессиональный отбор персонала организаций. 288
10.1. Профессиональный отбор как элемент управления персоналом.......................................288
10.2. Особенности деятельности в системе «человек-техника» ................................. 292
10.3. Особенности деятельности в системах «человек-природа», «человек-знак», «человек - художественный образ» .... 297
10.4. Особенности деятельности в системе «человек-человек» ................................ 301
10.5. Парадигмы психологии труда......................304
Контрольные вопросы................................306
Литература..........................................306
Глава 11. Подбор, расстановка и обучение персонала......308
11.1.Подбор, найм и расстановка кадров.................308
11.2. Методы оценки профессионального потенциала субъектов труда...................................319
11.3. Обучение и переподготовка персонала организации . . . 324
11.4. Парадигмы психологии труда......................330
Вопросы............................................332
Практические задания ................................332
Литература..........................................333
Глава 12. Профессиональное самоопределение субъекта
и профессиональная карьера......................334
12.1. Профессиональное самоопределение субъекта........334
12.2. Проблемы становления профессионального самосознания .....................................340
12.3. Мотивация .....................................342
12.4. Безработица как «второй полюс» профессионального самоопределения ..................................353
12.5. Профессиональная карьера........................356
Оглавление 7
12.6. Периодизация жизни и профессионального развития . . . 363
12.7. Профессиональная карьера: акмеологическая парадигма ........................................ 375
12.8. Внешняя среда, карьера и становление профессионализма субъекта.........................386
12.9. Периодизация жизни и профессиональная карьера: синергетическая парадигма ..........................389
12.10. Парадигмы психологии труда.....................394
Вопросы............................................404
Практические задания ................................405
Литература......."...................................405
Глава 13. Человек как активный субъект своей
жизнедеятельности.............................406
13.1. Человек и социальная среда: развитие технологий профессиональной деятельности и жизнедеятельность человека ......................................... 407
13.2. Человек и организационная среда: возможности самореализации человека как личности ...............411
13.3. Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность.................................415
13.4. Человек как активный субъект своей жизнедеятельности ..................... ........... 419
13.5. Профессиональный стресс и технологии ресурсосбережения ................................423
13.6. Человек как деятель: самоменеджмент жизни ........428
13.7. Парадигмы психологии труда......................432
Вопросы............................................433
Практические задания ................................433
Литература..........................................434
Глава 14. Психология труда: история, состояние,
перспективы..................................435
14.1. Цели и задачи психологии труда...................435
14.2. Наука и «модели» реальности (модели человека, организации, общества) ............................436
14.3. Парадигмы психологии труда......................440
Контрольные вопросы ................................440
Практические задания ................................441
8 Оглавление
Литература..........................................441
Заключение.........................................442
Приложение 1.................. ...............446
Причины профессионального стресса ...................446
Причины развития информационного стресса ............447
Приложение 2.................................450
Структура деятельности руководителя факультета ........450
Структура деятельности преподавателя..................451
Психограмма деятельности руководителя факультета вуза
и преподавателя [81, с. 201-205].....................452
Приложение 3.................................454
Аналитическая психограмма начальника отдела кадров
(фрагмент) .......................................454
Приложение 4.................................456
Динамические особенности совместной деятельности
и ее коллективного субъекта ........................456
Приложение 5.................................458
Технологии эффективного найма.......................458
Глоссарий .................................... 460
Литература................................... 474
Истина рождается как ересь, а умирает как догма.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Цель настоящего пособия — адаптация учебных материалов курса «Психология труда» к программам подготовки студентов факультетов психологии по специальности 020400 «Психология».
Необходимость его издания вызвана многими причинами. Это, прежде всего, радикальные изменения организации труда в России в масштабе как всего государства, так и отдельного предприятия за последние 10-15 лет. Они охватили разные аспекты профессиональной деятельности людей (структурные изменения в экономике, изменение специализации средних и высших учебных заведений, быстрое сокращение тяжелых форм физического труда, широкое распространение информационных технологий и др.). В прошлое быстро уходит то, что долгое время казалось незыблемым, меняются представления о профессионализме, карьере, об оптимальной организации труда и взаимодействии его субъектов; изменяется мир и человек вместе с ним.
Быстрое историческое развитие науки и становление объекта ее изучения должны найти отражение и в учебниках, которые всегда более ориентированы на ретроспективу (например, последние классические вузовские пособия «Введение в психологию труда» и «Эргономика» были изданы в 1988 г. [68, 153], не считая их стереотипных изданий). Новые капитальные учебники (например, «Психология профессиональной пригодности» В. А. Бодрова, «Психология труда и человеческого достоинства» Н. С. Пряжникова, «Психология профессий» Э. Ф. Зеера, «Инженерная и профессиональная психология» Ю. К. Стрелкова и др.) стали выходить в конце 1990-х — начале 2000-х гг. и представляют собой иную, более широкую интерпретацию прежних стандартных учебных курсов, новые подходы к проблеме, которым уже тесно в рамках изначальной дисциплины. Можно сказать, что между ними — «десятилетие молчания».
Отсюда вытекает необходимость если не постановки актуальных и перспективных теоретических и практических задач, то, как минимум, их адекватной научной рефлексии. Существует необходимость систематического отображения научных парадигм, с одной стороны —
10 Предисловие
связанных с предшествующими этапами развития психологии труда как дисциплины, с ее достижениями, с другой — связывающих и ограничивающих поступательное развитие науки в настоящем.
Серьезные и стремительные изменения происходят не только в производственных отраслях, но и в технологиях управленческой деятельности частных организаций и государственных структур. В организациях разных типов все больше внимания уделяется кадровому менеджменту, проблемам профессиональной подготовки и отбора кадров, оптимального сочетания индивидуальных особенностей человека, особенностей его карьеры и образа жизни.
В рамках традиционного курса «Психология труда» сложно и, быть может, уже и невозможно обсуждать особенности деятельности отдельного субъекта как изолированной, извлеченной из сложных связей технологических, социально-психологических и социально-экономических структур личности. Даже в типичных системах «субъект-техника» профессиональная деятельность все более опосредствуется социономическими системами «человек-человек», «человек-группа», которые в свою очередь также изменяются, обретая разнообразные формы. Современный менеджмент — лишь одна из них.
С другой стороны, самые разные виды взаимодействий субъектов в системах «человек-человек» все более опосредствуются «оргтехникой» — от учебного процесса в средней и высшей школе до бизнес-переговоров. В настоящее время без технического и технологического опосредствования уже немыслим успех даже в сферах, где традиционно приоритет имели индивидуальность человека и его природная одаренность (спорт, наука, искусство). Постоянное обучение и тренинги профессиональных навыков (вне- и внутрикорпоративные) предполагают научное изучение их действительных результатов, а не только лишь организацию «шоу-эффектов».
Не притязая на исчерпывающее изложение предмета, признаем, что написание учебника «Современная психология труда» по плечу лишь хорошему научно-педагогическому коллективу. При написании книги автор ставил перед собой следующие задачи: подчеркнуть актуальность поиска решений данного вопроса; обозначить некоторые из устоявшихся научных парадигм, ограничивающих познание объекта данной дисциплины; отразить основные тенденции и некоторые из возможных направлений развития научной дисциплины; предложить один из возможных языков описания и освещения ее предмета.
Предисловие к книге — не только минимально необходимое объяснение к ее содержанию, но еще это — замечательный предлог, позволяющий автору выразить свою благодарность и признательность людям, которые так или иначе соучаствуют в его работе, в его жизни, оставляют светлый след в душе. К сожалению, часто невозможно упомянуть всех «значимых других».
Автор выражает глубокую благодарность и признательность авторитетным специалистам — рецензентам данного учебного пособия В. А. Бодрову, Е. А. Климову, С. А. Маничеву за внимание к книге и общей постановке проблемы, за замечания и пожелания, которые способствовали ее улучшению.
Автор выражает признательность профессору А. А. Деркачу и сотрудникам кафедры акмеолопш и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ за творческую атмосферу в коллективе, высокий профессионализм и доброжелательность.
Сердечную благодарность хочется высказать Е. П. Ильину, Е. А. Климову, К. М. Гуревичу, общение с которыми способствовало профессиональному становлению автора. Глубокую признательность и особую благодарность автор выражает своему доброму коллеге Л. В. Винокурову за ряд предложений, давших толчок циклу исследований, и побудившему автора вспомнить о своих возможностях и обязанностях, об уже подзабытом состоянии творческого отношения к решению масштабных задач.
|