Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Методы оиенки профессионального потенииала субъектов труда

Для оценки профессионального потенциала, профессионально важных качеств, способностей работника используются разные методы. Однако метаанализ обнаруживает сравнительно невысокую их ва-лидность, к тому же заметно различающуюся в независимых исследованиях (табл. 11.2). Причин тому несколько: проблемы стандартности методических процедур; надежности и валидности методик; адекватности ситуации их использования; квалификации психолога; фрагментарность используемой информации; изменения в требованиях профессии со временем; различия требований на разных рабочих местах; перераспределение трудовых функций в контактных группах и различные механизмы компенсации недостающих профессионально важных качеств.

Способствовать повышению эффективности психологической диагностики может применение комплексного подхода в его различных вариантах. Один из них — кадровый конкурс, предполагающий процедуру профессионального соревнования между несколькими кандидатами на должность. В отечественной практике эта технология успешно используется в научных и культурных учреждениях, в вузах [65].

Другой технологией, приобретающей все больший вес, считают центры оценки (assessment center). Впервые использованная в 1980-х гг. психологами Американской телефонной и телеграфной компании (AT&T) многодневная и многоступенчатая процедура оценки кандидатов в дальнейшем получила широкое распространение. Аналог этого подхода, так называемое ситуативное тестирование использовалось в немецкой армии в 1920-х гг.; с 1940-х гг. — в Управлении стратегических служб США. Отборочные процедуры заключались в том, что кандидаты на должность или на служебное продвижение помещались в условия, имитирующие реальные профессиональные ситуации; это позволяло экспертам наблюдать за действиями кандидатов в условиях стресса.



Эффективность подхода во многом поддерживается техникой структурированного наблюдения, простейшим вариантом которой являются шкальные оценки — все критерии деятельности кандидата трансформируются в отдельные оценочные шкалы, которые в заключение исследования тем или иным способом интегрируются в итоговую оценку.

320 Глава 1 1. Подбор, расстановка и обучение персонала

Таблица 11.2

Валилность различных методов оценки персонала и кандидатов

На работу

Метод Валидность (min-max)* Валидность (min-max)**
Интервью 0,00-0,25 0,19
Тесты достижений 0,10-0,20 0,35
Тесты интеллекта 0,20-0,30 -
Личностные тесты 0,20-0,40 -
Ситуативные методы 0,20-0,30 0,20-0,30
Суждения коллег 0,30-0,40 0,20-0,40
Биографические методы 0,40-0,70 0,35
Ассесмент-центр 0,40-0,75 0,34
Рекомендательные письма - -

* Данные согласно: Маничев С. А. Методы диагностики ПВК менеджеров // Психология менеджмента / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: СПбГУ, 2000. С. 243-280. ** Данные согласно: Дуракова И. Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. М.: Центр, 1998.

К числу наиболее популярных процедур оценки принадлежат: индивидуальные профессиональные задания (планирование, организация, контроль и анализ, принятие решения); групповые дискуссии (с фиксированными или свободным выбором ролей); групповые задания (предполагающие кооперацию или соперничество); ролевые игры; индивидуальные и групповые интервью и презентации; тесты способностей и достижений; тесты интересов и личностные карты.

Типичными методиками являются следующие.

♦ «Почтовая корзина»:по отрывкам из документов (корреспонденция в почтовой корзине) необходимо сделать письменное заключение о характере проблемы и предложить вариант ее решения;

♦ «Презентация»:доклады на избранную тему или презентация себя как руководителя подразделения, презентация своей организации.

♦ «Групповая дискуссия»:свободное обсуждение какой-либо профессиональной темы.

♦ «Кейс-метод»:анализ сложных случаев из реальной практики.

11.2. Методы оиенки профессионального потенциала 321

В ряде исследований были получены убедительные доказательства надежности и критериальной валидиости этого подхода. Есть также факты, свидетельствующие, что оцениваемые в центрах характеристики деятельности кандидатов могут быть ситуативно-специфичными [49, 65, 149].

Постоянно развивающимся методом оценки кандидатов на должность и служебное продвижение является интервьюирование.

Обобщая различные методы оценки кандидатов и персонала организаций, С. А. Маничев выделяет две группы потенциально в разной мере валидных методов: 1) интервью, интеллектуальные, личностные, тесты достижений — неэффективны, но часто используются в практике; 2) суждения коллег, биографические методы, центры оценки (также называемые «ассесмент-центры») имеют потенциально высокую прогностичность.

Оценка и аттестация сотрудников. Аттестация— это юридически определенный порядок оценки специалистов, который проходит на предприятиях через установленный промежуток времени [65]. Различают несколько видов процедуры: итоговая, промежуточная, аттестация по особым обстоятельствам, оценка деловых качеств.

Итоговая аттестация проводится при планируемом изменении качества деятельности сотрудника и оплаты его труда: перевод на другую работу, другую должность, направление на учебу, изменение трудового договора.

Промежуточная аттестация проводится через определенные установленные временные промежутки и направлена на оценку и стимулирование деятельности сотрудника.

Аттестация по особым обстоятельствам осуществляется экстренно в отношении отдельных работников (награждение, судебные разбирательства и пр.).

Оценка деловых качеств работника — часть возможных процедур аттестации и может проводиться для решения разных производственных и управленческих задач в соответствии с целями кадровой политики.

Аттестация, как и другие формы оценки работников, может происходить по-разному. Одной из наиболее простых моделей является использование руководителем формальных и неформальных критериев в течение аттестационного периода — выполнение работником индивидуальных планов и должностных инструкций, динамика становления его профессионализма. Эта модель предполагает активную

11 Зак. 1109

322 Глава 11. Подбор, расстановка и обучение персонала

обратную связь и поддержку работника со стороны руководителя. Ее недостаток — возможная субъективность оценок эксперта [127].

Более сложные модели, например привлечение группы экспертов, занимающих разные иерархические позиции (методика «ГОЛ» В. А. Чикер — групповая оценка личности), тоже не снимают проблему субъективных искажений. Личностная пристрастность экспертов сохраняется; при таком методе латентное влияние имеют неформальные отношения оцениваемого и экспертов; оценки экспертов, занимающих разные позиции в служебной иерархии, слабо согласуются [124].

Общая стратегия аттестации может быть следующей.

1-й шаг.Разработка процедуры аттестации: 1) определение целей; 2) выработка «прозрачных» критериев и условий аттестации.

2-й шаг.Информирование аттестуемых. Описание процедуры аттестации.

3-й шаг.Проведение аттестации: 1) компьютерная диагностика; 2) собеседование; 3) оценка прямых руководителей; 4) заключение экспертов.

4-й шаг.Определение результатов аттестации. Аттестация эффективна при соблюдении следующих условий: а) оценивается служебная деятельность, а не личностные черты; б) оценивается планируемая деятельность (при отсутствии плановых заданий оценка труда работника становится весьма проблематичной); в) проводится прямая оценка деятельности сотрудника руководством и обмен мнениями — организация обратной связи во взаимодействиях руководителей и исполнителей; г) систематичность оценки труда сотрудников.

Полиграф в работе с персоналом.В последней четверти XX в. все более активной практикой стали разные способы проверки кандидатов и сотрудников фирмы на лояльность, на выявление сокрытия фактов биографии, склонности к алкоголю, употреблению наркотиков, к азартным играм. К таким способам относятся наблюдения за человеком, собеседование с его родственниками и соседями, а также полиграфные проверки.

Полиграфные проверки в большинстве стран, в том числе и в России, не имеют строгих юридических ограничений. Во всяком случае, они легко обходятся путем получения письменного согласия кандидата на участие в подобном тестировании. Отказ от проверки воспринимается руководством как сокрытие сотрудником каких-либо фактов пли как проявление его нелояльности. Высокая оплата труда

11.2. Методы оиенки профессионального потенциала 323

в преуспевающих организациях, растущие финансовые обороты фирм, возрастание значимости конфиденциальной информации, с одной стороны, и легкость ее хищения из баз данных1 — с другой, делают вопросы лояльности сотрудников приоритетными.

История метода. Уже в древние времена обращалось внимание на особенности психофизиологических реакций человека при выявлении его отношения к преступлению, при установлении правдивости или лживости его показаний. Арабские бедуины приказывали подозреваемому прикоснуться языком к раскаленному клинку. В Китае допрашиваемый отвечал на вопросы, держа во рту сухой рис. Англосаксы давали подозреваемому жевать сухой хлеб с сыром («судебный ломоть»). В Индии подозреваемый при допросе должен был тихо ударять в гонг. Смысл этих и подобных им процедур сводился к следующему. Говоря современным языком, при стрессе у человека явно изменяются физиологические реакции и ритмы, моторика, мимика, голос и др. Чем сильнее стресс (считалось, что он сильней у виновного), тем более выражены и физиологические сдвиги. При упоминании имен или предметов, имеющих отношение к преступлению, у виновного физиологические реакции будут более выражены.

В конце XIX в. профессор Туринского университета Чезаре Лом-брозо исследовал изменения пульса и кровенаполнения сосудов кисти при показе человеку фотографий, связанных и не связанных с преступлением. В начале XX в. английский кардиолог Дж. Маккензи использовал пишущий прибор для клинических целей, итальянский врач Бенусси регистрировал «вдохи облегчения», советский ученый А. Р. Лурия — различие реакции подсудимых на эмоционально значимые и нейтральные слова.

Первый полиграф сконструировал американец А. Ларсон в 1921 г. В 1926 г. Леонард Килер, в 1946 г. — Дж. Рид усовершенствовали чер-нильно-пишущий «лай-детектор» (англ. Не — ложь, лгать). В 1980-х гг. в США, в 1990-х в России появляются компьютерные полиграфы,

1 По мнению экспертов, информационная безопасность на фирме — кадровая проблема и на 80-90% зависит от ее персонала. Статистически выявленные закономерности: большую часть хищений в розничной торговле, «взломов» компьютерных сетей и т. п. совершают свои сотрудники. Так, по оценкам Департамента Торговли США, частные компании ежегодно теряют более 10 миллиардов долларов из-за хищений на производстве. Именно это является основной причиной банкротства трети компаний. Помимо прямых, значимы и косвенные потери фирм при злонамеренных действиях отдельных сотрудников: нарушения этики, режима работы и межличностных взаимоотношений, состояние тревожного ожидания и взаимных подозрений и т. п.

324 Глава 11. Подбор, расстановка и обучение персонала

регистрирующие до 20 показателей (артериальное давление, кожно-гальванические реакции, верхнее и нижнее дыхание, тремор и др.). Основные вопросы, выявляемые с помощью полиграфа при найме на работу:

♦ вредные наклонности (алкоголизм, наркомания и т. п.);

♦ сокрытие фактов биографии, причин увольнения с прежнего места работы;

♦ уголовно-наказуемые деяния в прошлом, связь с криминальными структурами.

При периодических профилактических проверках персонала могут оцениваться:

♦ лояльность по отношению к фирме;

♦ отсутствие связей с другими фирмами, криминальными структурами и др.

Полиграф используется:

♦ около 70% случаев — для проверки и отбора лиц, принимаемых на работу;

♦ около 20% — для периодических проверок сотрудников фирмы:

♦ около 10% — при расследовании конкретных дел о кражах, подлогах, утечки информации.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.