Тема 3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1.Этапы становления технического знания. Взаимосвязь естественных и технических наук.
2.Соотношение теоретического и эмпирического в технических науках. Формы научно-технического знания. Методология научно-технического познания.
3.Возникновение и развитие инженерной деятельности. Место и роль инженерии в современном обществе.
4.Виды инженерной деятельности. Инженерное мышление.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие этапы в своем развитии прошло техническое знание?
2. Какое влияние естествознание оказало на формировании технических наук?
3. Укажите общие и особенные черты взаимодействия теоретического и эмпирического в науке вообще и технознании? В чем состоит роль производственной практики в технических науках?
4. Что Вам известно о дисциплинарной организации технических наук?
5. Назовите основные формы научно-технического знания и выявите их специфические черты в сравнении с формами естественнонаучного знания.
6. Сравните методологию технического знания и проектирования в соотношении с общенаучной методологией.
7. Назовите основные проблемные области связи технических и социально-гуманитарных наук. Каково значение философских принципов в технических науках?
8. С какими особенностями развития общества связано появление инженерной профессии и ее массовое распространение?
9. В чем сущность и основные функции инженерной профессии? Каковы аспекты ее связи с производством и наукой?
10. Какие классические и неклассические виды инженерной деятельности Вам известны? В чем суть каждого из них?
11. Каковы перспективы развития системотехнического и социотехнического проектирования?
12. Каковы пути повышения престижности инженерной профессии в современном обществе?
13. Назовите основные требования к личности инженера.
14. Каковы сильные и слабые стороны инженерного мышления?
15. Как Вы понимаете смысл тезиса о «диалектике инженерного творчества»?
Литература для дополнительного чтения
1. Горохов, В.Г. Научное инженерное образование: конвергенция российского и германского опыта / В.Г. Горохов // Высшее образование в России. – 2012. – № 11. – С. 138-148.
2. Горохов, В.Г. Технические науки: история и теория: история науки с философской точки зрения / В.Г. Горохов. – М.: Логос, 2012. – 511 с.
3. Гусев, С.С. Взаимодействие познавательных процессов в научном и техническом творчестве / С.С. Гусев. – Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1989. – 127 с.
4. Иванов, Б.И. Становление и развитие технических наук / Б.И. Иванов, В.В. Чешев. – Л.: Наука. Лениградское отделение, 1977. – 263 с.
5. Кочетков, В.В. Этос креативности и статус инженера в постиндустриальном обществе: социально-философский анализ / В.В. Кочетков, Е.Л. Кочеткова // Вопросы философии. – 2013. – № 7. – С. 3-12.
6. Лернер, П.С. Философия инженерной профессии / П. С. Лернер // Школа и производство. – 2005. – № 2. – С. 11-15.
7. Муравьев, Е.М. Виды технических знаний и особенности их усвоения // Школа и производство. – 1999. – № 1. – С. 23-26.
8. Никитаев, В.В. От философии техники – к философии инженерии / В.В. Никитаев // Вопросы философии. – 2013. – № 3. – С. 68-79.
9. Орешников, И.М. Философия техники и инженерной деятельности: учебное пособие / И.М. Орешников. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008. – 119 с.
10. Половинкин, А.И. Основы инженерного творчества: учебное пособие / А.И. Половинкин. – Изд. 3-е, стер. – СПб.: Лань, 2007. – 360 с.
11. Урсул, А.Д. Технические науки и интегративные процессы: философские аспекты / А.Д. Урсул, Э.П. Семенюк, В.П. Мельник. – Кишинев: Штиинца, 1987. – 255 с.
12. Философия математики и технических наук: учебное пособие для студентов, соискателей и аспирантов технических специальностей / под общ. ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2006. – 777 с.
13. Философские вопросы технического знания: сборник статей / отв. ред. Н.Т. Абрамов. – М.: Наука, 1984. – 295 с.
14. Шаповалов, Е.А. Общество и инженер: философско-социологические проблемы инженерной деятельности / Е.А. Шаповалов. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. – 183 с.
15. Шубас, М.Л. Инженерное мышление и научно-технический прогресс: стиль мышления, картина мира, мировоззрение / М.Л. Шубас. – Вильнюс: Минтис, 1982. – 173 с.
Основные понятия темы
Технознание, парадигма, техносфера, технический закон, техническая теория, прикладная наука, техническая эпистемология, информационные технологии, инженерия, изобретательство, конструирование, проектирование, инженерные исследования, системотехника, социотехническое проектирование, статус инженера, инженерное мышление.
Тема 4. ТЕХНИКА В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОМ И СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ИЗМЕРЕНИИ
1.Человек как объект и субъект технического прогресса. Техническая реальность и кризис современного человека.
2.Аксиология техники и ее гуманистический идеал. Направления гуманизации и этизации технической деятельности.
3.Роль техники в истории человеческой цивилизации.
4.Информационно-техногенная цивилизация: особенности и противоречия.
5.Экологические и социальные проблемы НТП, пути их преодоления.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие аспекты человеческой телесности и духовности меняются под воздействием современных технологий?
2. Что означает тезис о гуманитарной амбивалентности техники?
3. Что такое «техническая реальность»?
4. Укажите на примеры противоречивости антропологических последствий технического прогресса?
5. Являются ли моральные нормы оковами технического прогресса? Что делать, если ценность свободного технического эксперимента вступает в противоречие с ценностью неприкосновенности личности?
6. В чем значение гуманитарной культуры для специалиста технического профиля?
7. Назовите основные принципы инженерной этики?
8. В чем состоит социальная ответственность инженера?
9. Каковы социокультурные аспекты технических революций?
10. Чем современное общество отличается от всех предыдущих в экономическом, политическом социальном и духовном отношениях?
11. Покажите наличие связи между особенностями современной цивилизации и нарастанием глобальных экологических и социальных проблем.
12. Приведите наиболее распространенные аргументы «за» и «против» сциентизма и технического оптимизма.
13. Укажите на примеры противоречивости социокультурных последствий технического прогресса?
14. От каких достижений научно-технического прогресса человечествустоило бы отказаться?
15. Каковы пути преодоления кризиса техногенной цивилизации?
Литература для дополнительного чтения
1. Алексеева, И.Ю. "Технолюди" против "постлюдей": НБИКС-революции и будущее человека / И.Ю. Алексеева, В.И. Аршинов, В.В. Чеклецов // Вопросы философии. – 2013. – № 3. – С. 12-21.
2. Бехманн, Г. Социально-философские и методологические проблемы обращения с технологическими рисками в современном обществе: (дебаты о технологических рисках в современной западной литературе) / Г. Бехманн // Вопросы философии. – 2012. – № 7. – С. 120-132; № 8. – С. 127-136.
3. Войтов, В.А. Неожиданные научно-технические проблемы современного этапа научно-технического прогресса / В.А. Войтов, Э.М. Мирский // Общественные науки и современность. – 2012. – № 2. – С. 144-154.
4. Горохов, В.Г. Наноэтика: значение научной, технической и хозяйственной этики в современном обществе / В.Г. Горохов // Вопросы философии. – 2008. – № 10. – С. 33-49.
5. Грунвальд, А. Роль социально-гуманитарного познания в междисциплинарной оценке научно-технического развития / А. Грунвальд // Вопросы философии. – 2011. – № 2. – С. 115-126.
6. Домбинская, М.Г. Этика инженера – откуда и куда? / М.Г. Домбинская // Энергия: экономика, техника, экология. – 2009. – № 2. – С. 60-66.
7. Зверевич, В.В. Информационное общество в виртуальной и социальной реальности. Что это за общество и как оно существует в этих реальностях? / В.В. Зверевич // Научные и технические библиотеки. – 2013. – № 6. – С. 84-103; № 7. – С. 54-75.
8. Кайсарова, Ж.Е. Эотехническая эпоха и ее историко-культурная роль в формировании техногенной цивилизации / Ж.Е. Кайсарова // Вопросы культурологии. – 2012. – № 1. – С. 20-26.
9. Корнаи, Я. Инновации и динамизм: взаимосвязь систем и технического прогресса / Я. Корнаи // Вопросы экономики. – 2012. – № 4. – С. 4-31.
10. Летов, О.В. Социальные исследования науки и техники / О.В. Летов // Вопросы философии. – 2010. – № 3. – С. 12-21.
11. Миронов, А.В. Наука, техника и технологии: техноэтический аспект / А.В. Миронов // Вестник Московского университета. – Сер.7, Философия. – 2006. – № 1. – С. 26-41.
12. Мотрошилова, Н.В. Научно-технические инновации и их цивилизационные предпосылки / Н.В. Мотрошилова // Философия познания: к юбилею Л.А. Микешиной: сборн. стат. – М., 2010. – С. 66-95.
13. Олейников, Ю.В. Социальный аспект современной технико-технологической модернизации / Ю.В. Олейников // Философские науки. – 2010. – № 9. – С. 37-49.
14. Попкова, Н.В. Антропология техники: Проблемы, подходы, перспективы / Н.В. Попкова. – М.: Либроком, 2012. – 360 с.
15. Трубицын, Д.В. Индустриализм как технолого-детерминизм в концепции модернизации: критический анализ / Д.В. Трубицын // Вопросы философии. – 2012. – № 3. – С. 59-71.
Основные понятия темы
Личность, ценность, техническая реальность, антропология техники, аксиология техники, сознание, амбивалентность техники, гуманизация, интеллигенция, техноэтика, духовность, гуманитаризация технознания, технократизм, экология, техногенная цивилизация, виртуальная реальность, информационное общество, социальная технология, устойчивое развитие.
Приложение 1.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
1.Эволюция понятия «техника» в истории научной и философской мысли.
2.Техническое и нетехническое: проблема соотношения.
3.Виды техники и их классификация.
4.Философия техники в системе культуры.
5.Междисциплинарные аспекты философии техники.
6.Проблемное поле современной философии техники.
7.Философия техники в образовательном пространстве как средство формирования общих компетенций студентов.
8.Проблема техники в наследии античной философии.
9.Начала онтологии техники в классической философии (Т. Гоббс, Р. Декарт, Ж. Ламетри и др.).
10.Концепция «покорения природы» мыслителей эпохи Просвещения и ее значение для современной цивилизации.
11.Философствующие инженеры (Эрнст Гартиг, Иоганн Бекманн, Франц Рело, Алоиз Ридлер).
12.Проблема техники в социальных теориях марксизма.
13.Материалистические концепции технологического детерминизма. Концепции технологического оптимизма (Д. Гэлбрейт, У. Ростоу, З. Бжезинский и др.)
14.Религиозно-идеалистические и теологические концепции техники.
15.Проблема техники в философской антропологии и экзистенциализме.
16.Информационно-гносеологические концепции философии техники (А. Димер, Х. Сколимовски, Т. Стоуньер, А. Этциони и др.).
17.Техника как инструмент тоталитарного контроля (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Ж. Эллюль, Ж. Делез и др.).
18.Вопросы философии техники в русской материалистической и религиозно-идеалистической философии конца XIX – начала ХХ в. (Н.Ф. Федоров, П.К. Энгельмейер, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др.).
19.Философия техники в СССР и современной России: основные достижения.
20.Историческая эволюция взаимоотношения техники и науки в истории развития общества.
21.Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития.
22.Прогностическая роль научного знания. Роль науки и техники в преодолении современных глобальных кризисов.
23.Техника и технологии каменного века.
24.Истоки технических революций в культуре древних цивилизаций.
25.Архимед и развитие техники.
26.Технические достижения средневековья.
27.Понимание роли технической деятельности в эпоху Возрождения. Технические изобретения Леонардо да Винчи.
28.Техническая практика и ее роль в становлении экспериментального естествознания в XVII − XVIII в.
29.Технические и технологические революции в человеческой истории.
30.Промышленная революция XIX столетия.
31.Технический и технологический бум ХIХ − начала ХХ в.
32.НТР: основные этапы и направления.
33.Современные технологии, их значение и перспективы.
34.Естественные и технические науки: проблема соотношения.
35.Научная и техническая теория в их соотношении: философско-методологические аспекты. Основные типы технической теории.
36.Развитие системных и кибернетических представлений в техническом знании.
37.Методологические проблемы технических наук.
38.Технический фактор в современной науке.
39.Математизация научно-технического знания.
40.Мировоззренческая функция научно-технического знания.
41.Философско-методологические аспекты технической теории.
42.Технознание в рамках синергетической парадигмы.
43.Проблема творчества в техническом знании.
44.Техническая картина мира.
45.Системно-интегративные тенденции в современных технических науках.
46.Роль информационных и компьютерных технологий в научно-технических исследованиях.
47.Научная и инженерная деятельность: сходство и различие.
48.Истоки инженерии в доиндустриальных цивилизациях.
49.Становление и развитие инженерного образования в XVIII – XIX вв.
50.Распространение технических знаний и инженерии в России.
51.Техническая и инженерная культура: сущность, структура, функции.
52.Социальные роли и функции инженерии.
53.Современная структура инженерной профессии.
54.Инженерное творчество.
55.Научно-техническая интеллигенция, ее место и роль в современной России.
56.Техническая реальность как проявление человеческого бытия.
57.Гуманитарная амбивалентность техники.
58.Проблема "техника и нравственность" в русской философии.
59.Роль гуманитарной интеллигенции в преодолении духовного кризиса и гуманизации технической деятельности.
60.Гуманитарная оценка технологий: проблемы экспертизы и диагностики.
61.Техника как способ опредмечивания духовности.
62.Техническое творчество и человеческая свобода.
63.Философия искусственного интеллекта.
64.Проблема личности в информационном обществе.
65.Этика ученого и этика инженера: проблема взаимосвязи.
66.Техническая эстетика: философские аспекты.
67.Проблемы гуманизации и гуманитаризации высшей технической школы и инженерного образования.
68.Технический прогресс и экономические типы общества.
69.Техника и технознание в футурологических теориях.
70.Проблема антиномии социокультурного и технического в философской мысли.
71.Противоречия техногенной цивилизации.
72.Информационная безопасность в информационном обществе.
73.НТП и теория устойчивого развития.
74.Социально-экологическая экспертиза научно-технических и хозяйственных проектов.
75.Социальные технологии.
76.Технический прогресс и государство: проблема взаимовлияния.
77.Техника и искусство.
78.Сетевое общество и виртуальная реальность.
79.Интернет как орудие новых социальных технологий.
80.Техническое развитие и культурный прогресс:пути преодоления кризиса современной техногенной цивилизации.
Приложение 2.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1.Понятие техники. Философия техники, ее предмет, структура и функции.
2.Наука как сфера человеческой деятельности и её философское осмысление. Взаимосвязь науки и техники.
3.Причины и закономерности технического прогресса. Технический прогресс в традиционных обществах.
4.Научно-технический прогресс в Новое и Новейшее время. Основные направления НТР.
5.Философия техники, ее предмет, история зарождения (до конца XIX в.).
6.Основные направления и концепции философии техники ХХ– начала ХХI в.
7.Научно-техническое знание: особенности, классификация, уровни. Взаимосвязь технических наук с основными отраслями научного знания.
8.Формы научно-технического знания. Методология технических наук.
9.Инженерная деятельность: сущность, функции и виды. Инженерное мышление.
10.Человек как объект и субъект технического прогресса. Техническая реальность и кризис современного человека.
11.Гуманизация техники. Инженерная этика и профессиональная ответственность специалиста.
12.Техника как фактор социокультурного развития. Основные черты современной цивилизации. Экологические и социальные проблемы НТП.
Приложение 3.
|