СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ Агрегат (от лат. aggregatus – соединенный, собранный) — механическое соединение нескольких машин, работающих в комплексе, или укрупненный унифицированный элемент машины, обладающий полной взаимо-заменяемостью.
Аксиология (от греч. axia – ценность) — философское исследование природы ценностей.
Антропология (от греч. anthropos – человек) — философское учение о человеке, его происхождении, сущности, смысле существования и т.д.
Аппарат (от лат. apparatus) — техническое устройство, прибор, механизм или иное изделие, выполняющее отдельную операцию. Примеры А.: фотоаппарат, киноаппарат, сварочный аппарат и т.п.
Артефакт (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — явление, процесс, предмет, появление которого по естественным причинам невозможно.
Биосфера (от греч. bios – жизнь) — земная оболочка, состоящая из атмосферы, гидросферы и верхней части литосферы, населенная живыми организмами или имеющая следы их пребывания.
Бытие — предельно общее философское понятие, обозначающее все существующее.
Гипотеза (от греч. hipothesis – основа, предположение) — форма знания в виде предположения, требующего проверки, доказательства.Научная Г. выдвигается при соблюдении следующих требований: отсутствие логических и фактических противоречий, соответствие установленным теориям, доступность экспериментальной проверке, максимальная простота.
Глобальные проблемы – комплекс общечеловеческих проблем современности (экологических, демографических, технических и др.), затрагивающих как мир в целом, так и его регионы, непосредственно связанных с его существованием, требующих для своего эффективного разрешения концентрации усилий всего человечества в различных областях деятельности.
Гносеология (от греч. gnosis – знание) — философское учение о познании (его целях, принципах, методах, границах, формах).
Гуманизм (от лат. humanitas – человечность) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Г. утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.
Движение — изменение бытия, всякое взаимодействие объектов и смена их состояний. Является важнейшим атрибутом существования материи.
Дедукция (от лат. deductio – выведение) — переход от общего к частному; в более специальном смысле — метод мышления, процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений (посылок) к их следствиям (заключениям). Если посылки Д. истинны, то истинны и ее следствия.
Детерминизм (от лат. determinare – определять) — философское учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Противоположно индетерминизму.
Диалектика (от греч. dialegomai – веду беседу, рассуждаю) — учение о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления. Основными положениями являются идеи о связи и изменчивости всего существующего, борьбе противоположностей как источнике развития, их единстве и переходе друг в друга.
Духовность — высший уровень развития личности, когда основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся нравственные императивы, ценности знания, творчества, происходит отказ от узколичных материальных потребностей и эгоизма.
Закон — внутренняя существенная и устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение, а также форма знания об этой связи. Научный З. есть форма организации научного знания, состоящая в формулировке всеобщих утверждений о свойствах и отношениях исследуемой предметной области.
Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека, проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в сознании человека, позволяющее достигать намеченных целей.
Идеализм— философское направление, объединяющее учения, признающие первичным началом идею, мысль, сознание.
Идеальное (от греч. idea – образ, представление) — философская категория, обозначающее все нематериальное. И. в идеалистической традиции понимается как самостоятельное нематериальное начало, существующее вне пространства и времени (дух, идеи). И. в материалистической традиции понимается как отражение в сознании внешнего мира, субъективный образ объективной реальности.
Изобретение — результат технического творчества, направленный на удовлетворение насущных потребностей общества и обеспечивающий подъем существующего уровня техники, его прогрессивное развитие.
Индукция(от лат. inductio – наведение) — форма мысли, в которой осуществляется переход от частного знания к более общему, а также вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. В логике И. называют умозаключение, позволяющее из наличия какого-либо признака у части предметов данного класса делать вывод о присутствии этого признака у всех его предметов.
Инженер (фр. ingénieur, от лат. ingenium – способность, изобретательность) — специалист с высшим техническим образованием, создатель информации об архитектуре материального средства достижения цели и его функциональных свойствах, способа (технологии) изготовления этого средства (продукта), равно как самого средства и материального воплощения цели, и осуществляющего руководство и контроль за изготовлением продукта.
Инновация (от лат. inovatio и англ. innovation – нововведение) — внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции. И. представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в технику или технологию, формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п.
Инструмент (от лат. instrument – орудие) — техническое изделие, используемое в качестве орудия для непосредственного воздействия на предмет труда. Различают И.: ручной, станочный, механизированный (ручные машины). И. называют также приборы, устройства, приспособления, применяемые для измерений и других операций в производстве, медицине, музыке.
Информация (от лат. informatio – формирование как выявление сущности, разъяснение, осведомление) — сведения о процессах в окружающем мире, воспринимаемые человеком или специальным устройством. И. подразделяется на объективную – свойство материальных объектов и явлений порождать передаваемые состояния, и субъективную – смысловое содержание О.И., сформированное сознанием и зафиксированное на материальном носителе.
Истина — объективное, логически непротиворечивое, достоверное знание о действительности.
Картина мира — целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер; формируется в обществе в рамках исходных мировоззренческих установок. Выделяют обыденный, религиозный, научный, философский типы К.М. В частности, научная К.М. представляет собой качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий, включая общенаучную К.М. и К.М. отдельных наук (физическую, биологическую, геологическую и т.п.).
Классификация наук — различение наук по объекту (предмету), методу и способу применения.
*Естественные науки – разделы науки, отвечающие за изучение внешних по отношению к человеку природных (естественных – от «естество», природа) явлений и закономерностей, не зависящих от воли человека (например, физика, биология, химия, астрономия, география).
*Социально-гуманитарные науки – область научных знаний, исследующих явления и процессы, возникшие как результат человеческой деятельности, бытие человека в аспекте его общественной деятельности (например, история, экономика, социология, психология, лингвистика).
*Технические науки исследуют законы искусственной природы и их взаимосвязь с естественными законами. Направлены на изучение и разработку идеальных моделей искусственных материальных средств целесообразной деятельности людей (например, механика, машиностроение, архитектура, электротехника. материаловедение).
*Формальные науки – область научных знаний, занимающихся исследованием формальных систем, т.е. совокупностей абстрактных объектов (например, логика, математика, теоретическая информатика, теория систем, теория принятия решений, общая статистика).
Культура (от лат. cultura – возделывание, обрабатывание) — деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, направленная на преобразование действительности.
Лженаука — деятельность или учение, имитирующее науку, которое, как правило, бслуживает социальный запрос на общедоступную, не требующую специальной профессиональной подготовки расшифровку явлений природы и культуры.
Личность — человеческий индивид в многообразии его социальных качеств (взглядов, способностей, потребностей, интересов и т.п.), формирующихся в процессе деятельности и общественных отношений.
Материализм — мировоззрение,в соответствии с которым материя является первичным началом в сфере бытия, а идеальное– вторичным результатом. М. утверждает, что законы материального мира распространяются на природу, общество и человека.
Материя (от лат. materia–вещество)— объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отражаемая им.
Машина (франц. machine) — техническое изделие, работа которого, посредством преобразования вещества, энергии, силы, движения и информации, заменяет, облегчает и приумножает труд человека.
Метод (от греч. methodos – путь, исследование) — способ теоретического или практического освоения действительности. Научные М. представляют собойспособы исследования феноменов, систематизации или корректировки полученных знаний.
Методология — совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке; область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности.
Механизм (от греч. mechane – устройство, прибор) — система материальных объектов, предназначенных для преобразования движения и энергии одного или нескольких тел в требуемые движения других тел, устройство машины, прибора, аппарата и т.п., приводящее их в действие. В М. имеется входное звено, получающее движение от двигателя, и выходное звено, соединенное с рабочим органом машины или указателем прибора.
Мировоззрение — система взглядов, принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы, класса или общества в целом.
Модель (фр. modele, от лат. modulus – мера, аналог, образец) — упрощенное представление реального устройства и/или протекающих в нем процессов, явлений. Построение и исследование М., то есть моделирование, облегчает изучение имеющихся в реальном устройстве (процессе и т.п.) свойств и закономерностей.
Мораль (от лат. moralis – относящийся к нраву, характеру, привычкам) — основной тип нормативной регуляции человеческих действий, основанный на личных убеждениях и воздействии общественного мнения. Направляет поведение во всех сферах общественной жизни, поддерживая определенные общественные устои. Нормы М. получают идейное выражение в общих фиксированных заповедях и принципах о том, как должно поступать.
Мышление — высшая форма активного (понятийного и образного) отражения реальности, связанная с обобщением и способами опосредованного познания действительности.
Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных и обоснованных знаний о мире. В ходе исторического развития Н. превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности.
Научно-техническая революция (НТР) — начавшаяся в середине XX в. перестройка технических основ материального производства на основе превращения науки в ведущий фактор производства. Составные части НТР: увеличение числа научных сотрудников и затрат на научные исследования; повышение эффективности производства; электронизация, комплексная автоматизация, информатизация производства; производство синтетических материалов; использование новых видов энергии; ускоренное развитие биотехнологии; освоение космического пространства.
Общество — сложная система исторически сложившихся форм организации совместной деятельности людей, их социальных связей и отношений, культурных норм и ценностей.
Объяснение — форма знания, главной целью которого выступает выявление сущности изучаемого предмета, подведение его под закон с определением причин, условий, источников его развития и механизмов их действия.
Онтология (от греч. ontos – существующее) — учение о бытии, т.е. устройстве мира, его первоначале, формах.
Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец)— совокупность фундаментальных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая большинством членов научного сообщества и обеспечивающая преемственность развития науки.
Постиндустриальное (информационное) общество — тип общества, в экономике которого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения, приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.
Принцип (от лат. principium – основа, первоначало) — основополагающая истина, руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо деятельности; внутренняя убежденность в чем-либо, точка зрения на что-либо, норма поведения.
Природа — окружающий мир во всем бесконечном многообразии своих проявлений, объективная реальность, естественная среда обитания человека.
Проблема (от греч. problema – задача) гносеологическая — форма знания, состоящая в теоретическом осмыслении гносеологического противоречия, требующего разрешения; «знание о незнании».
Прогресс (от лат. progressus – движение вперед, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположно регрессу.
Производство — специфически человеческий тип обмена веществами с природой, процесс активного преобразования людьми природных ресурсов с целью создания необходимых материальных условий для своего существования. Его взаимосвязанными частями являются материальное П. – создание материальных благ в рамках промышленности, сельского хозяйства, транспорта, снабжения и др. и духовное П. – создание идей, ценностей и принципов в рамках науки, литературы, искусства, философии, религии.
Рационализм (от лат. ratio – разум) — гносеологическая концепция, противостоящая эмпиризму и сенсуализму, провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания. Чувственное познание, с точки зрения рационализма, ведет к недостоверному знанию.
Революция (от лат. revolutio – поворот, изменение) — коренное качественное изменение, скачок в развитии явлений природы (появление новой формы движения материи), в обществе (утверждение нового социального строя), в познании (появление новых форм, принципов познания, смена господствующих теорий и т.д.).
Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) — умственная деятельность, направленная на осмысление своих собственных знаний и действий.
Сенсуализм (от лат. sensus – чувство, ощущение) — направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия являются главной формами достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип С. — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах».
Синергетика (от греч. synergeia – сотрудничество, содружество) — научно-философская теория о самоорганизации в природе и обществе как открытых системах. Предметом С. являются механизмы спонтанного образования и сохранения сложных систем, особенно находящихся в отношении устойчивого неравновесия со средой, кризисы и бифуркации – неустойчивые фазы существования, предполагающие множественность сценариев дальнейшего развития.
Система (от греч. systema – составленное из частей, соединенное) — множество взаимосвязанных элементов, образующее единое целое. В частности, технической С. называется совокупность упорядоченно взаимодействующих искусственных элементов, обладающая свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов, и предназначенная для выполнения определенных полезных функций.
Сознание — высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью человеческая способность воспроизведения действительности в мышлении.
Социальный институт — устойчивый способ и форма организации совместной деятельности людей, посредством которых реализуются их общие потребности и интересы.
Способ производства — исторически определенный способ добывания материальных благ. Является единством двух неразрывно связанных сторон: 1) производительных сил – системы субъективных (человек, наука) и вещественных (средства производства) элементов, выражающих активное отношение к природе; 2) производственных отношений – совокупности материальных экономических отношений в процессе производства.
Сфера общественной жизни — подсистема общества, охватывающая ряд сходных по содержанию общественных отношений и социальных институтов, связанных с удовлетворением близких потребностей. Выделяют материально-производственную (экономическую), социальную (гуманитарную), политико-правовую и духовную (культурную) С.о.ж.
Сциентизм (от лат. scientia и англ. science – знание, наука) — направление в философии, абсолютизирующее положительное значение науки в материальной и духовной деятельности человечества. Противоположностью С. выступает антисциентизм.
Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности и итог этой деятельности.
Теория (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) — система знаний, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления. Научная Т. является наиболее развитой формой организации научного знания, дающей целостное представление о закономерностях и существенных связях изучаемой области действительности.
Термин (от лат. terminus – предел, граница) — слово или словосочетание, являющееся названием понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства. В отличие от слов общей лексики, которые зачастую многозначны и несут эмоциональную окраску, Т. в пределах сферы применения однозначны.
Техника (от греч. techne – искусство, мастерство) — совокупность вещественных, энергетических и информационных систем, служащих в качестве средств разнообразной человеческой деятельности.
Техницизм — мировоззренческая позиция, состоящая в выражении некритической веры в абсолютную и безусловно благотворную роль техники и технологии в общественном развитии. Противоположностью Т. является антитехницизм.
Техногенность (техногенный характер цивилизации) — придание технике и технологии господствующего места в системе накопленных культурных ценностей, когда их доминирование подчиняет себе все прочие стороны человеческой жизни, а технократизм становится основным стилем мышления.
Технократизм — стиль мышления и действия, ограничивающий содержание техники и технологии только производственным смыслом и эффективностью, не учитывающий их гуманитарные и социокультурные аспекты. Техническая деятельность здесь превращается из средства жизни в ее самоцель.
Технология — комплекс организационных мер, операций и приемов, обусловленных текущим уровнем развития техники и общества в целом, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами.
Техносфера — область действительности, для которой характерно применение техники, совокупность технологий и связанных с ними общественных отношений.
Техноценоз — ограниченная во времени и пространстве искусственная система сообщество изделий со слабыми связями и едиными целями, выделяемое для целей проектирования или строительства. Простейший пример Т. –промышленное предприятие.
Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества, в ходе которой человек при помощи орудий труда изменяет предметы природы, использует их свойства для достижения заранее намеченной цели.
Умозаключение — форма мысли, посредством которой получается новое суждение на основе одного или нескольких ранее принятых.
Факт (от лат. factum – сделанное, совершившееся) — форма эмпирического познания, состоящая в отражении в человеческом познании посредством языка какого-либо фрагмента реальности; знание, достоверность которого не вызывает сомнений.
Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) — одна из форм общественного сознания, особого рода мировоззрение, стремящееся к формированию рациональной и предельно обобщенной картины мира и бытия, существования человека в нем.
Философия науки — область философии, предметом которой является общая структура и закономерности возникновения и развития науки как системы знаний, когнитивной деятельности, социального института. Важнейшими задачами Ф.Н. является изучение механизма взаимоотношения науки и философии, исследование философских оснований и философских проблем различных наук и научных теорий, взаимодействия науки, культуры и общества.
Философия техники — область философии, рассматривающая круг проблем, связанных с техникой, искусственными объектами, артефактами. Предметом Ф.Т. является комплексный системный анализ техники как социального феномена в историко-цивилизационном контексте, а ее основными проблемами – сущность техники, этапы технического прогресса, взаимосвязь науки и техники, специфика технического знания, социально-антропологические последствия технического прогресса и др.
Ценность — выраженное в определенном понятии специфически социальное определение объекта окружающего мира, выявляющее его положительное или отрицательное значение для человека и общества. Служит объектом человеческих интересов, выполняет роль ориентиров в предметной и социальной действительности.
Цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) — совокупность материальных и духовных достижений общества. В узком смысле под Ц. может пониматься материальная часть культуры, исторический или региональный тип культуры (напр., рабовладельческая Ц., китайская Ц.), общество, противоположное первобытному и др.
Человек —биосоциальное существо, обладающее сознанием, субъект социальной деятельности и культуры.
Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверждающее, что все знание основывается на опыте. Противоположностью эмпиризма является рационализм.
Этика(от греч. ethos – привычка, нрав) — учение, изучающее происхождение, сущность, эволюцию и функции морали, а также разрабатывающее принципы и нормы для различных сфер человеческой деятельности. Так, Э. науки и техники представляет собой область рефлексии о моральных аспектах как собственно познавательно-проектной деятельности, включая взаимоотношения внутри научно-технического сообщества (в частности, по проблеме авторства открытий и изобретений), так и отношений научных и технических специалистов с обществом в целом (например, вопросы ответственности за негативные социально-антропологические последствия НТП).
Язык —система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления, хранения и передачи информации, управления человеческим поведением. Сущностью Я. является расчленение мира на дискретные понятия, присвоение отдельным элементам мира определенных значений и их классификация.
|