Государственная служба в органах внутренних дел РФ
Служба в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации (далее - государственная служба), установленными Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».
Служба в органах внутренних дел РФ является правоохранительной службой как разновидностью государственной службы. Правовую основу государственной службы в органах внутренних дел РФ составляет Закон о службе в органах внутренних дел.
Большое значение службы в органах внутренних дел имеют принципы, на которых строится данный вид государственной службы. Так, различают следующие виды принципов службы в органах внутренних дел:
— единоначалие и субординация (подчиненность) на службе в органах внутренних дел;
— обязательный профессиональный отбор при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел и создание возможностей для продвижения по службе независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами сотрудника органов внутренних дел;
— взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах внутренних дел и социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел.
Сотрудники органов внутренних дел РФ состоят на соответствующих должностях. Все должности в органах внутренних дел подразделяются на должности:
— высшего начальствующего состава;
— старшего начальствующего состава;
— среднего начальствующего состава;
— младшего начальствующего состава;
— рядового состава (ст. 7 Закона о службе в органах внутренних дел).
Кроме того, сотрудникам органов внутренних дел в порядке, предусмотренном Законом о службе в органах внутренних дел, присваиваются специальные звания. В соответствии со ст. 8 Закона о службе в органах внутренних дел учреждаются следующие специальные звания:
1) рядовой состав:
— рядовой полиции, рядовой внутренней службы, рядовой юстиции;
2) младший начальствующий состав:
а) младший сержант полиции, младший сержант внутренней службы, младший сержант юстиции;
б) сержант полиции, сержант внутренней службы, сержант юстиции;
в) старший сержант полиции, старший сержант внутренней Службы, старший сержант юстиции;
г) старшина полиции, старшина внутренней службы, старшина юстиции;
д) прапорщик полиции, прапорщик внутренней службы, прапорщик юстиции;
е) старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции;
3) средний начальствующий состав:
а) младший лейтенант полиции, младший лейтенант внутренней службы, младший лейтенант юстиции;
б) лейтенант полиции, лейтенант внутренней службы, лейтенант юстиции;
в) старший лейтенант полиции, старший лейтенант внутренней службы, старший лейтенант юстиции;
г) капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции;
4) старший начальствующий состав:
а) майор полиции, майор внутренней службы, майор юстиции;
б) подполковник полиции, подполковник внутренней службы, подполковник юстиции;
в) полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции;
5) высший начальствующий состав:
а) генерал-майор полиции, генерал-майор внутренней службы, генерал-майор юстиции;
б) генерал-лейтенант полиции, генерал-лейтенант внутренней службы, генерал-лейтенант юстиции;
в) генерал-полковник полиции, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции.
При этом при замещении должности рядового состава сотруднику органов внутренних дел присваивается специальное звание рядового полиции, рядового внутренней службы или рядового юстиции.
При замещении должностей начальствующего состава устанавливаются следующие предельные специальные звания:
1)старший прапорщик полиции, старший прапорщик внутренней службы, старший прапорщик юстиции — при замещении должностей младшего начальствующего состава;
2)капитан полиции, капитан внутренней службы, капитан юстиции — при замещении должностей среднего начальствующего состава;
3)полковник полиции, полковник внутренней службы, полковник юстиции — при замещении должностей старшего начальствующего состава;
4)генерал полиции Российской Федерации, генерал-полковник внутренней службы, генерал-полковник юстиции - при замещении должностей высшего начальствующего состава (ст. 8 Закона о службе в органах внутренних дел).
Законодательство Российской Федерации о службе в органа внутренних дел к квалификационным требованиям к должностям в органах внутренних дел, устанавливаемых в соответствию с составами должностей, предъявляет следующие требования:
— наличие уровня профессионального образования;
— стажа службы в органах внутренних дел или стажа (опыта) работы по специальности;
— наличие профессиональных знаний и навыков;
— состояние здоровья сотрудника органов внутренних дел, необходимое для выполнения обязанностей по замещаемой должности (ч. 1 ст. 9 Закона о службе в органах внутренних дел).
Так, к должностям рядового и младшего начальствующего состава в соответствии с требованием к уровню профессионального образования кандидат, претендующий на данную соответствующую должность, должен иметь среднее (полное) общее образование, а кандидат на должности среднего начальствующего состава — образование не ниже среднего профессионального, соответствующего направлению деятельности, для должностей старшего и высшего начальствующего состава — высшее профессиональное образование, соответствующее направление деятельности (ч. 2 ст. 9 Закона о службе в органах внутренних дел).
Кроме того, в случае если кандидат претендует на соответствующие должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, которые связаны с выполнением обязанностей, предусматривающих расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, необходимо наличие у кандидата на данную должность высшего профессионального юридического образования.
В исключительных случаях и на условиях, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, на эти должности могут быть назначены лица, имеющие другое высшее профессиональное образованиеи опыт работы, позволяющий выполнять служебные обязанности (ч. 3 ст. 9 Закона о службе в органах внутренних дел).
Квалификационные требования к стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника органов внутренних дел, необходимым для выполнения служебных обязанностей, устанавливаются:
— Президентом РФ — в отношении должностей высшего начальствующего состава;
— руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел — в отношении должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава.
Так, стаж службы в органах внутренних дел для должностей старшего начальствующего состава органов внутренних дел РФ (руководители, начальники) должен составлять не менее четырех лет, а стаж (опыт) работы по специальности — не менее пяти лет (п. 1 приложения № 1к приказу МВД России от 18 мая 2012 г. № 521).
Требования к наличию профессиональных знаний и навыков для замещения должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел РФ также определены приказе МВД России от 18 мая 2012 г. № 521 «О квалификационных требованиях к должностям рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации».
Так, для должностей старшего начальствующего состава органов внутренних дел РФ (руководители, начальники) требования к профессиональным знаниям связаны со знанием:
— Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных нормативных правовых актов, необходимых для выполнения служебных обязанностей; структуры и полномочий органов государственной власти РФ, государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований;
— законодательства о службе в органах внутренних дел, государственной гражданской службе РФ;
— служебного распорядка МВД России, его территориального органа или подразделения;
— порядка работы со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
— форм и методов работы с применением компьютерной техники; правил и норм охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда), техники безопасности и противопожарной защиты (п. 2 приложения № 1 к приказу МВД России от 18 мая 2012 г. №521).
Квалификационные требования к профессиональным знаниям н навыкам для сотрудников органов внутренних дел РФ, замещающих должности старшего начальствующего состава, должностям старшего начальствующего состава определены в п. 3 вышеуказанного приложения № 1 к приказу МВД России.
Профессиональные навыки: в сфере деятельности, позволяющие выполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на МВД России, его территориальные органы или подразделения; эффективного руководства подразделениями и подчиненными должностными лицами; постановки задач и организации их выполнения; оперативного принятия и реализации управленческих решений; контроля за исполнением поручений; подборе и расстановки кадров; своевременного выявления и разрешении ситуаций, приводящих к конфликту интересов; анализа, прогнозирования и планирования работы; ведения деловых переговоров и публичного выступления; стимулирования достижении результатов; взаимодействия с представителями органов государственной власти РФ, государственных органов, органов местного самоуправления муниципальных образований и организаций, подготовки проектов нормативных правовых актов и служебных документов; использования компьютерной техникой; применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия: в случаях и порядке, которые предусмотрены Законом о полиции.
Требования к состоянию здоровья сотрудника органов внутренних дел, необходимые для выполнения обязанностей по замещаемой должности определяются в Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел РФ и внутренний войсках МВД России, утвержденной приказом МВД России от 14 июля 2010 г. № 523.
С учетом уровня профессионального образования, стаже службы в органах внутренних дел или стажа (опыта) работы по специальности, профессиональных знаний и навыков сотрудникам органов внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, присваиваются следующие квалификационные звания: специалист третьего класса, специалист второго класса, специалист первого класса, мастер (высшее квалификационное звание) (п. 8 ст. 9 Закона о службе в органах внутренних дел).
Поступление на федеральную государственную службу в органы внутренних дел является добровольным волеизъявлением граждан Российской Федерации. Но при этом федеральное законодательство при поступлении на службу в органы внутренних дел устанавливает ряд ограничений к кандидатам на данный вид государственной службы.
Так, на службу в органы внушен них дел принимаются только граждане Российской Федерации, не моложе 18 и не старше 35 лет (на службу в полицию не старше 35 лет), независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным Законом о службе и органах внутренних дел, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел (ст. 17 указанного Закона). В образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме вправе поступать, в том числе граждане, не достигшие возраста 18 лет, но при этом предельный их возраст при поступлении не должен быть больше 25 лет.
При приеме граждан на службу в органы внутренних дел проводятся их психофизиологическое исследование, тестирование в отношении наличия алкогольной, наркотической и иной токсической зависимости, оформляется личное поручительство за них сотрудниками органов внутренних дел.
Кроме того, на гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников Законом о службе в органах внутренних дел и другими федеральными законами, (п. 7 ст. 17 Закона о службе в органах внутренних дел).
Для поступления на службу в органы внутренних дел гражданин лично представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган, подразделение:
1) заявление с просьбой о поступлении на службу в органы внутренних дел (на обучение в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел) по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;
2) паспорт гражданина Российской Федерации;
3) собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 2 мая 2012 г. № 680-р;
4) собственноручно написанную автобиографию;
5) документ государственного образца об образовании;
6) документы воинского учета — для военнообязанных и граждан, подлежащих призыву на военную службу;
7) трудовую книжку, за исключением случаев, если служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые либо если трудовая книжка утрачена, или копию трудовой книжки, если гражданин на момент изучения его документов работает по трудовому договору;
8) уведомление или свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
9) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по форме, установленной законодательством РФ;
10) согласие, выраженное в письменной форме, на проведение мероприятий, связанных с оформлением допуска к сведениям составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, и проверкой достоверности сообщенных гражданином сведений;
11) согласие, выраженное в письменной форме, на обработку персональных данных гражданина в целях изучения возможности приема его на службу в органы внутренних дел.
Служба в органах внутренних дел РФ возникает на основании контракта, который заключается с гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел РФ.
Контракт вступает в силу со дня, определенного приказом руководителя федерального органа исполнительной власти и в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя о назначении гражданина на должность в органах внутренние дел, если иное не предусмотрено Законом о службе в органах внутренних дел.
При этом правоотношения между Российской Федерацией и гражданином (сотрудником органов внутренних дел) возникают на основании контракта в результате:
— поступления на службу в органы внутренних дел по результатам конкурса;
— зачисления в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме по результатам прохождения вступительных испытаний;
— назначения на должность в органах внутренних дел;
— восстановления в должности в органах внутренних дел в соответствии с законодательством РФ (п. 2 ст. 20 Закона о службе в органах внутренних дел).
Наравне с теми требованиями, которые предъявляются к лицам, назначаемым на соответствующие должности в органы внутренних дел РФ, существуют ограничения и запреты, которые исключают службу в органах внутренних дел. Данные ограничения и запреты установлены ст. 17, 18 и 20 Закона о государственной гражданской службе.
На сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, установленные ст. 29 Закона о полиции.
Кроме ограничений, которые не позволяют принимать лиц на государственную службу в органы внутренних дел, а также их увольнение, существуют запреты, которые распространяются на сотрудников органа внутренних дел.
Так, сотрудникам органа внутренних дел запрещается:
— разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. (Данное правило распространяется на гражданина и после его увольнения из системы органов внутренних дел);
— замещать в течение двух лет после увольнения из органов внутренних дел без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов, ни условиях трудового договора должности в организациях, а также выполнять в данной организации работу на условиях Гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности сотрудника органа внутренних дел (п. 3.1 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе).
Важным элементом правового статуса сотрудника органов внутренних дел является институт его аттестации.
Порядок ее проведения определен ст. 33 Закона о службе в органах внутренних дел, а также Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденной приказом МВД России от 14 декабря 1999 г. № 1038.
Аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности и органах внутренних дел. Она проводится один раз в четыре года. В случае назначения сотрудника на другую должность в органах внутренних дел его аттестация проводится не ранее, чем через один год после назначения.
Внеочередная аттестация сотрудников органов внутренних дел, претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава, проводится по решению Президента РФ.
Для проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя создается аттестационная комиссия, в состав которой в обязательном порядке включаются сотрудники кадрового и правового (юридического) подразделений федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения. В случае необходимости по решению уполномоченного руководителя к работе аттестационной комиссии могут привлекаться с правом совещательного голоса члены общественных советов при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органах, общественных организаций ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, а также представители научных и образовательных учреждений, организаций — специалист по вопросам деятельности органов внутренних дел (ч. 6 ст. 33 Закона о службе в органах внутренних дел).
Аттестация проводится, как правило, в присутствии сотрудника органов внутренних дел. В случае неявки на аттестацию без уважительных причин сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности, а его аттестация переносится.
При проведении аттестации непосредственный руководитель (начальник) сотрудника органов внутренних дел подготавливает мотивированный отзыв о выполнении сотрудником своих служебных обязанностей и предложения аттестационной комиссии. С указанным отзывом сотрудник должен быть ознакомлен не менее чем за один рабочий день до проведения аттестации.
По результатам аттестации сотрудника органов внутренних дел аттестационная комиссия принимает одну из следующих рекомендаций:
— сотрудник соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел;
— сотрудник соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и рекомендуется для назначения на вышестоящую должность в органах внутренних дел;
— сотрудник соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит включению в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности в органах внутренних дел;
— аттестацию сотрудника следует перенести на срок, не превышающий одного года, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя (начальника), либо для профессиональной переподготовки или повышения квалификации сотрудника с последующим переводом на иную должность в органах внутренних дел или без такового;
— сотрудник не соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит переводу на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
— сотрудник не соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел (ч. 13 ст. 33 Закона о службе в органах внутренних дел).
Рекомендации аттестационной комиссии принимаются открытым голосованием.
Особое место в федеральной государственной службе в органах внутренних дел имеет институты поощрения (стимулирования) и ответственностисотрудников органов внутренних дел.
За добросовестное выполнение служебных обязанностей, достижение высоких результатов в служебной деятельности, а также за успешное выполнение задач повышенной сложности к сотруднику органов внутренних дел применяются следующие меры поощрения:
— объявление благодарности;
— выплата денежной премии;
— награждение ценным подарком;
— награждение почетной грамотой федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения;
— занесение фамилии сотрудника в книгу почета или на доску почета федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения;
— награждение ведомственными наградами;
— досрочное присвоение очередного специального звания; присвоение очередного специального звания на одну ступень выше специального звания, предусмотренного по замещаемой должности в органах внутренних дел;
— награждение огнестрельным или холодным оружием.
В качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания (ст. 48 Закона о службе в органах внутренних дел).
В образовательных учреждениях высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел к курсанту, слушателю наряду с вышеуказанными мерами поощрения могут применяться следующие меры поощрения:
— предоставление внеочередного увольнения из расположения образовательного учреждения;
— установление именной стипендии.
Закон допускает применение к сотруднику органов внутренних дел одновременно нескольких мер поощрения.
За заслуги перед государством сотрудник органов внутренним дел может быть представлен к награждению государственной наградой РФ, поощрению Президентом РФ, Правительством РФ.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение, а также за совершение правонарушений сотрудник органа внутренних дел РФ несет соответствующие виды юридической ответственности. Наиболее распространенным видом юридической ответственности, которая применяется к сотруднику органов внутренних дел РФ, является дисциплинарная ответственность.
Основанием применения дисциплинарной ответственности на сотрудника органа внутренних дел РФ является нарушение служебной дисциплины.
Нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебное распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей и (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав (ч. 1 ст. 49 Закона о службе в органах внутренних дел). Указанный Закон в ч. 2 ст. 49 содержит перечень грубых нарушений служебной дисциплины сотрудником органом внутренних дел.
На сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных вышеназванным Законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
— замечание;
— выговор;
— строгий выговор;
— предупреждение о неполном служебном соответствии;
— перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
— увольнение со службы в органах внутренних дел.
В образовательных учреждениях высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти сфере внутренних дел на курсантов, слушателей наряду с дисциплинарными взысканиями, перечисленными выше, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
— назначение вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения);
— лишение очередного увольнения из расположения образовательного учреждения;
— отчисление из образовательного учреждения.
За каждый случай нарушения служебной дисциплины на сотрудника органов внутренних дел может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание (ст. 50).
Вопросы для самоконтроля
1. Какова система органов внутренних дел РФ?
2. Перечислите основные направления деятельности органов внутренних дел.
3. Каковы задачи органов внутренних дел?
4. Что входит в систему полиции РФ?
5. Какие задачи выполняет полиция в Российской Федерации?
6. Каковы принципы деятельности органов внутренних дел?
7. Какие требования предъявляются лицам, поступающим на службу в органы полиции?
8. Что представляет собой правовой статус сотрудника полиции в Российской Федерации?
[1] Суд и правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. С. 503.
[2] Указом Президента РФ от 5 мая 2014 г. № 300 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации», который внес изменения в пункт 4 Указа Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации», были ликвидированы в течение 2 месяцев Главные управления МВД России в Центральном, Дальневосточном, Приволжском, Сибирском, Северо-Западном, Уральском и Южном федеральных округах, оставив лишь территориальное управление МВД РФ в Северо-Кавказском федеральном округе.
[3] Правоохранительные органы России: учебник для бакалавров / под общ. ред. В. П. Божьева, Б. Я. Гаврилова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. ; Издательство Юрайт, 2014. — Серия : Бакалавр. Базовый курс. С. 219.
|