Эндогенные (внутренние) факторы: а) изменения наследственных структур (мутации);
б) "перезревание" половых клеток;
в) эндокринные заболевания;
г) влияние возраста родителей;
Экзогенные (внешние) факторы:
а) физические - радиационные, механические воздействия;
б) химические - лекарственные препараты, химические вещества, применяемые в промышленности и в быту, гипоксия, неполноценное питание, нарушения метаболизма;
в) биологические - вирусные заболевания, протозойные инвазии, изоиммунизация.
Одной из главных причин пороков развития являются мутации. В организме они происходят постоянно (спонтанные мутации) под воздействием естественного фона радиации и процессов тканевого метаболизма. При дополнительном воздействии на организм ионизирующего излучения или химических мутагенов происходят индуцированные мутации. Мутации могут быть генными, хромосомными и геномными. С мутациями связано около 13% пороков.
Хромосомные мутации - это изменения хромосом в виде транслокации, делеции, дупликации и инверсии.
Геномные мутации - изменение числа хромосом или хромосомных наборов.
МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Формирование пороков происходит преимущественно в период эмбрионального морфогенеза (3-10-я неделя беременности) в результате нарушения процессов размножения, миграции, дифференциации и гибели клеток. Эти процессы происходят на внутриклеточном, экстраклеточном, тканевом, межтканевом, органном и межорганном уровнях. Нарушением размножения клеток объясняют гипоплазию и аплазию органов. Нарушение их миграции лежит в основе гетеротопий. Задержка дифференциации клеток обусловливает незрелость или персистирование эмбриональных структур, а ее полная остановка - аплазию органа или его части. Нарушение физиологической гибели клеток, как и нарушение механизмов адгезии ("склеивание" и срастание эмбриональных структур), лежат в основе многих дизрафий (например, спинномозговых грыж).
КЛАССИФИКАЦИЯ
Выделяют несколько групп пороков. В зависимости от времени воздействия вредных факторов и объекта поражения выделяют следующие формы пороков развития.
1. Гаметопатии - патологические изменения в половых клетках, произошедшие до оплодотворения и приводящие к спонтанному прерыванию беременности, врожденным порокам развития, наследственным заболеваниям..
2. Бластопатии - это повреждения зиготы в первые 2 недели после оплодотворения вызывающие гибель зародыша, внематочную беременность, пороки развития с нарушением формирования оси зародыша
3. Эмбриопатии - поражения зародыша 15-й день после оплодотворения до 75-й день проявляющиеся пороками развития отдельных органов и систем, прерыванием беременности. Большинство врожденных пороков образуется именно в этот период. Локализация дефекта также зависит от интенсивности повреждающего воздействия.
4. Фетопатии - общее название болезней плода, возникающих под воздействием неблагоприятных факторов с 11-й недели внутриутробной жизни до начала родов.
Роль пороков развития-формирование различных видов врожденных патологий :
1. Агенезия - полное врожденное отсутствие органа.
2. Аплазия - врожденное отсутствие органа или выраженное его недоразвитие. Отсутствие некоторых частей органа называется термином, включающим в себя греч. слово olygos ("малый") и название пораженного органа. Например, олигодактилия - отсутствие одного или нескольких пальцев.
3. Гипоплазия - недоразвитие органа, проявляющееся дефицитом относительной массы или размеров органа.
4. Гипотрофия - уменьшенная масса тела новорожденного или плода.
5. Гиперплазия (гипертрофия) - повышенная относительная масса (или размеры) органа за счет увеличения количества (гиперплазия) или объема (гипертрофия) клеток.
6. Макросомия (гигантизм) - увеличенные длина и масса тела. Термины "макросомия" и "микросомия" нередко применяются для обозначения соответствующих изменений отдельных органов.
7. Гетеротопия (дистопия) — наличие клеток или тканей одного органа в другом или в тех зонах того же органа, где их не должно быть в норме.
8. Гетероплазия - расстройство разграничения некоторых видов ткани. Гетероплазии следует дифференцировать от метаплазий - вторичного изменения разграничения тканей, которое связывают с хроническим воспалением.
9. Эктопия — расположение органа в необычном месте. Возможно увеличение числа органов или их частей, например удвоение матки, двойная дуга аорты. Удвоение и увеличение в числе того или иного органа или части его.
10. Атрезия - полное отсутствие канала или естественного отверстия.
11. Стеноз - сужение канала или отверстия.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ:
Задание 1.Рассмотреть препараты и зарисовать в протокол стадии: дробление яйцеклетки лягушки, бластулы, гаструлы и нейрулы лягушки.
Задание 2. Зарисовать в протокол схему дифференциации зародышевых листков, табл. 3.
Задание 3. Занести в протокол схему «Генетический контроль основных стадий» рис. 7.
Вид деятельности
| Система действий
| I. ИЗУЧЕНИЕ ДРОБЛЕНИЯ ЯЙЦЕКЛЕТКИ ЛЯГУШКИ.
| 1. Привести микроскоп в рабочее положение.
2. Положить на предметный столик препарат.
3. Используя объектив малого увеличения, изучить препарат, выделив в нем борозды дробления, бластомеры.
4. Зарисовать исследуемый объект в альбом и обозначить:
1 - дробящаяся яйцеклетка;
2 - борозды дробления;
3 - бластомеры.
5. Убрать препарат.
| I. ИЗУЧЕНИЕ БЛАСТУЛЫ ЛЯГУШКИ.
| 1. Положить препарат на предметный столик.
2. Используя объектив малого увеличения, изучить препарат, найти в нем: бластоцель, бластодерму, бластомеры.
3. Зарисовать исследуемый объект в альбом и обозначить:
1 - бластодерма;
2 - бластоцель;
3 - бластомеры.
4. Убрать препарат.
|
III. ИЗУЧЕНИЕ ГАСТРУЛЫ ЛЯГУШКИ.
| 1. Положить препарат на предметный столик.
2. Используя объектив малого увеличения, изучить препарат, найти эктодерму, энтодерму, бластопор, губы бластопора, гастроцель.
3. Зарисовать исследуемый объект, обозначив:
1 - энтодерма;
2 - эктодерма;
3 - губы бластопора;
4 - желточная пробка;
5 - остаток бластоцеля.
| IV. ИЗУЧЕНИЕ НЕЙРУЛЫ ЛЯГУШКИ.
| 1. Положить препарат на предметный столик.
2. Используя малое увеличение, изучить препарат, найти в нем нервную трубку, эктодерму и энтодерму, гастроцель, хорду.
3. Зарисовать исследуемый объект в альбоме и обозначить:
1 - эктодерма;
2 – энтодерма;
3 – нервная трубка;
4 - хорда;
5 – полость вторичной кишки;
4. Убрать препарат.
| Табл. 1. Ранние этапы эмбрионального развития лягушки.
Задание 4. Изучите табл. 3 «Производные зародышевых листков», внесите в альбом.
Эктодерма
| Энтодерма
| Меэодерма
| дерматом
| миотом
| склеротом
| нефрогонотом
| спланхиотом
| Нервная
система
| Хорда
| Дерма (собственно кожа)
| Скелетная мускулатура
| Скелет
| Почки
| Соединительная ткань
| Рецепторы
| Пищеварительные железы: печень, поджелудочная железа и др.
|
|
| Связки
| Мочеточники
|
| Эпидермис и его производные (волосы ногти, железы: млечные, потовые сальные)
| Эпителий дыхлтельнок системы
(за исключением начального отдела)
|
|
| Сухожилия
| Половые железы. Половые протоки
| Гладкие мышцы
| Эпителий носовой полости
|
|
|
|
|
| Эпителий целома
| Эпителий начального и конечного отделов пищеварительного тракта
| Эпителий средней части пищеварительного тракта
|
| Мускулатура языка.
Жевательные мышцы
|
|
|
| Железистый эпителий слюнных желез
|
|
|
|
|
|
| Эмаль зубов
|
|
|
| Дентин зубов
|
| Пульпа зубов
| Табл. 3. Производные зародышевых листков.
|