УКАЗАНИЯ ОБ УСЛОВИЯХ РАСПОЛОЖЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА 2.1 Земельный участок проектируемого жилого квартала может быть предложен руководителем (общий для нескольких студентов, для всей академической группы, для всего потока) либо выбирается студентом и утверждается руководителем.
2.2 Обязательным условием является наличие геодезической топосъёмки участка в масштабе 1:2000, а также возможность непосредственного осмотра и фотофиксации участка. Можно использовать размещённые в Интернете материалы аэрокосмической фотосъёмки отведенного земельного участка и прилегающих территорий.
2.3 Участок проектируемого жилого квартала должен располагаться в пределах утверждённых административных границ города, вне санитарно-защитных зон и исторических ареалов, на территории свободной от застройки либо занятой ветхими и малоценными строениями подлежащими сносу (включая массивы 5-этажной застройки 1950-х – 1960-х гг ).
Планировка и функциональная организация территории жилого района разрабатываются на основе генерального плана города, а также нормативными требованиями ДБН 360-92**.
2.4. В соответствии с нормативным требованиям ДБН 360-92** площадь участка должна составлять от 20 до 50 га для жилого квартала (укрупнённый квартал, микрорайон) c полным составом предприятий и учреждений общественного обслуживания местного значения (приложение 2).
2.5 Расчетную плотность населения для территории жилого районарекомендуется принимать 190-220 чел./га (крупнейшие города) соответственно для зон города различной градостроительной ценности (периферийной и центральной).
Плотность населения жилого квартала с полным комплексом учреждений и предприятий местного значения следует принимать в соответствии с плотностью более крупных структурных элементов в пределах 180-450 чел./га, в зависимости от класса жилья.
Рис.1. Микрорайоны в системе жилого района. Середина 60 годов. Экспериментальное предложение застройки жилого района. Автор Н.Трубникова. ЦНИИП градостроительства.
2.6 Класс жилой застройки определяется расстоянием до исторического и административного центров города, наличием и характером транспортных связей, уровнем престижности конкретного района города, классом застройки на примыкающих участках, а также экологическими и экономическими факторами. Плотность жителей в зависимости от класса застройки по уровню комфортности (по классификации принятой Ассоциацией строителей Украины):
социальное жильё – 400-450 чел./га
эконом-класс –350-400 чел./га
бизнес-класс –300-350 чел./га
премиум-класс– 250-300 чел./га
де люкс—180-250 чел./га
2.7 Классификация магистралей жилого района и организации обслуживания общественным транспортом устанавливаются на стадии решения генерального плана города и указываются на ситуации, выданной для проектирования, или решаются студентом самостоятельно.
Ширину улиц в пределах красных линий следует принимать из таблицы 1.
магистральных улиц 50-80 м
улиц и дорог местного значения 15-25 м
2.8 Расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до красной линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м, а при применении шумозащитных устройств - не менее 25 м.
Жилые здания следует располагать с отступом от красных линий магистральных улиц: - не менее 6 м, а жилых улиц - не менее 3 м.
По красной линии допускается размещать жилые здания с встроенными впервые этажи помещениями общественного назначения.
Расстояние от зданий детских дошкольных учреждений и общеобразовательных школ (от стены здания) до красной линий улицы 25 м.
2.9 В жилых кварталах следует предусматривать въезды на их территорию, а также при необходимости - сквозные проезды в зданиях на расстоянии не более 300 м друг от друга, а при периметральной застройке - не более 180 м. Проезды во внутренние дворики следует принимать (в свету) не менее 3,4м, высотой - не менее 4,25 м. Примыкание проездов к проезжим частям магистральных улиц регулируемого движения допускается на расстояниях не менее 50 м от перекрестка.
Для подъезда к группам жилых зданий, крупным учреждениям и предприятиям обслуживания, торговым центрам следует предусматривать основные проезды, а к отдельно стоящим зданиям - второстепенные проезды, размеры которых принимать в соответствии с таблицей 1.
1- скоростная дорога; 2 – местный проезд скоростной дороги; 3 – магистральная дорога общегородского значения с непрерывным движением; 4- то же с регулируемым движением; 5 – магистральная улица районного значения; 6 – жилая улица; 7 – основной проезд; 8 – второстепенный проезд; 9 – тротуары и основные пешеходные пути; 10 – остановочный пункт общественного пассажирского транспорта; 11 – пересечение магистральных улиц в разных уровнях
Рис.2. Улично – дорожная сеть жилого района
На второстепенных (однополосных) проездах следует предусматривать разъездные площадки шириной 6 и длиной 15 м на расстоянии не более 75 м друг от друга. Тупиковые проезды должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться поворотными площадками (12х12м), обеспечивающими возможность разворота мусоровозов, уборочных и пожарных машин.
Таблица 1.
Категория улиц и дорог
| Расчетная скорость движения, км/час
| Ширина полосы движения, м
| Количество полос проезжей части
| Наибольший продольный уклон, ‰
| Наименьшие радиусы кривых в плане, м
| Ширина тротуара, м
| Общегородского значения, непрерывного движения
|
| 3,75
| 6-8
|
|
| 4,5
| То же регулированного движения
|
| 3,75
| 4-6
|
|
| 3,0
| Районного значения
|
| 3,75
| 4-6
|
|
| 2,25
| Жилые улицы
|
| 3,50
| 2-3*)
|
|
| 1,5
| Дороги в промышленных и коммунально-складских зонах
|
| 3,75
|
|
|
| 1,5
| Проезды
|
| 3,0-3,5
| 1-2
|
|
| 0,75
| Пешеходные улицы и дороги
|
| 0,75
| 2-6
|
| -
| -
| Велосипедные дорожки
|
| 1,50
| 1-2
|
|
| -
|
2.10 При проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать возможность проезда пожарных машин к жилым и общественным зданиям, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями, и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение.
Расстояние от края проезда до стен здания, как правило, следует принимать 5-8 м для зданий до 9 этажей и 8-10 м для зданий 9 этажей и выше. Ширина проезда должна быть не менее 3,5 м. В зоне между зданиями и проездами, а также на расстоянии 1,5 м от проезда со стороны, противоположной зданию, не допускается размещать ограждения, воздушные линии электропередачи и рядовую посадку деревьев.
2.11 В жилой застройке необходимо размещать в зонах пешеходной доступности остановок городского транспорта (с радиусом доступности, не превышающим 500 м).
Автобусные и троллейбусные остановки, как правило, должны размещаться за перекрестками на расстоянии не менее 5 и 20 м соответственно от пешеходного перехода и перекрестка до посадочной площадки.
Ширина "кармана" принимается равной полосе движения, но не менее 3,5м за счет технических и разделительных полос между проезжей частью и тротуаром, а также полос зеленых насаждений; длина переходного участка на въезде к остановке - 20 м, на выезде- 15 м (в ограниченных условиях может быть уменьшена до 10 м).
Трамвайные остановки необходимо располагать до перекрестка городских улиц и дорог перед пешеходным переходом на расстоянии не менее 5 м от перекрестка.
2.12 Расстояние между жилыми зданиями, жилыми и общественными, а также между производственными зданиями следует принимать на основе расчетов инсоляции и освещенности в соответствии с нормами, противопожарными требованиями (приложение 3).
Между длинными сторонами жилых зданий высотой 2-3 этажа следует принимать расстояния (бытовые разрывы) не менее 15 м, а высотой 4 этажа и более - 20 м, между длинными сторонами и торцами с окнами из жилых комнат этих зданий - не менее 15м.
Без расчетов инсоляции и освещенности между длинными сторонами жилых зданий принимается из расчета 1.5 высоты здания (наиболее высокого).
Санитарные разрывы от школ, детских и лечебных учреждений до жилых и общественных зданий при размещении их со стороны детских комнат, классов и палат следует принимать не менее 2,5 высот противоположного наиболее высокого здания (не башенного типа).
При размещении 9-16-этажных жилых зданий, примыкающих к кварталам сохраняемой усадебной застройки, расстояние между усадебным домом и длинными сторонами многоэтажного здания принимается не менее высоты возводимого здания.
2.13 Площадь озелененной территории жилого квартала следует принимать не менее 6 м2 на 1 чел. (без учета школ и детских дошкольных учреждений).
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧЬНОМУ И ОБЪЁМНО- ПРОСТРАНСТВЕННОМУ РЕШЕНИЮ ЖИЛОГО КВАРТАЛА
3.1 Этажность застройки, норма общей площади жилья на одного жителя; число парковочных мест для личного автотранспорта (на одну семью); состав и организация инфраструктуры общественного обслуживания жилого квартала и некоторые другие характеристики определяются классом комфортности жилой застройки (приложение 4).
3.2 Высотные, планировочные и стилистические характеристики проектируемой застройки должны обеспечивать гармоничное включение жилого квартала в существующий пространственный контекст. При этом допускается как нюансный, так и контрастный принцип соотношения архитектурного облика жилого квартала с визуальными характеристиками пространственного окружения.
3.3 При формировании жилой застройки использовать такие типы жилых зданий: галерейные, коридорные, секционные, точечные (башенные).
Минимальную расчетную площадь участка для отдельного жилого здания (без размещения на нем детских дошкольных учреждений и предприятий обслуживания, гаражей, принадлежащих гражданам, физкультурных и спортивных сооружений) необходимо принимать в соответствии с количеством его жителей - не менее как: 30,1 - 23,3 м2/чел. (при застройке до 3 этажей), 20,2 - 17,0 м2/чел. (4-5 этажей), 15,3 - 13,9 м2/чел. (6-8 этажей), 12,2 - 12,0 м2/чел. (9-12 этажей).
3.4 Площади земельных участков занимаемых предприятиями и учреждениями общественного обслуживания жилого района и квартала определяются по расчёту на основании нормативных показателей указанных в Таблице 6.1 ДБН 360-92** (приложение 1, 2).
Общая площадь, этажность и конфигурация планировочного пятна общественных зданий (как отдельно стоящих, так и встроено-пристроенных) определяются по нормативной и справочной литературе и путём подбора соответствующих аналогов.
3.5 При разработке проекта планировки и застройки жилого квартала необходимо обеспечить:
- нормативные санитарные и противопожарные требования;
-организацию изолированных от транзитного транспортного и пешеходного движения, озеленённых и благоустроенных рекреационных зон с необходимым набором оборудованных площадок;
Рис. 3. Жилая застройка в формировании силуэта и панорамы города.
- сохранение существующих массивов древесных насаждений;
- оптимальную трассировку транспортных потоков и мест парковки автотранспорта;
- высокую доступность предприятий и учреждений общественного обслуживания с учётом частоты потребления отдельных видов обслуживания (регулярное, периодическое, эпизодическое), особенностей обслуживаемого контингента (старики, дети, семьи, молодёжь, маломобильные группы населения и пр.) и реальных маршрутов движения пешеходов и личного автотранспорта;
- удобную ориентацию в пространстве и комфортную визуальную среду (включая «вид из окна»).
а) линейные; б) групповые; в) глубинные системы композиции
Рис. 4. Композиционные приемы организации жилой застройки.
3.6 Архитектурно-планировочные решение жилого квартала разрабатывается без учёта существующих на отведенном земельном участке инженерных коммуникаций (исходя из условия их полной перекладки).
|