МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ЖИЛОГО КВАРТАЛА 6.1 Процесс разработки проекта подразделяется на несколько этапов: подготовительный, творческого поиска, творческой разработки, графического выполнения.
6.2 Цель подготовительного этапа - комплексная оценка градостроительных условий проектируемой территории и изучение имеющегося, опыта по данной проблеме. Проектированию должна предшествовать подготовительная работа по изучению литературы, знакомству с аналогичными проектами по литературным источникам или реальным разработкам.
Работа, выполненная студентом в подготовительном периоде, представляется в виде реферата, реферат должно состоять из иллюстративного материала по теме, (чертежи, схемы т.п.), нормативных данных и рекомендаций по проектированию, рекомендуется изучить не менее пяти решений по каждой теме. Рекомендации по выполнению реферата в главе 8.3.
6.3 Клаузура № 1. Функциональное и планировочное решение жилого района, масштаб 1:10 000.
Цель клаузуры - предложить общее планировочное решение территории жилого района с населением порядка 60-90 тыс. жителей с нанесением архитектурно-пространственного решения общественного центра.
Основные задачи клаузуры:
- размещения объектов общерайонного значения (районная администрация, суд, спорткомплекс, кинотеатр и т.д.) приложение 1;
- выявления основных композиционных акцентов, градостроительных доминант;
- определения класса дорог, трассировка жилых улиц, бульваров, прогулочных аллей (глава 2.7, таблица 1.);
- предложения по системе озеленения территории жилого района;
- расстановка остановок городского транспорта (глава 2.11).
Предварительный этап клаузуры:
- определить границы выбранного района;
- подсчитать площадь района(Sр-н), га ;
- сделать расчет плотности (Пр) населения территории жилого района(глава 2.5) (количество проживающих в жилом районе);
Sр-н х Пр = Жр
- получив количество проживающих в районе можно подсчитать размеры общественных зданий периодического пользования (приложение 1).
6.4 Клаузура № 2. Функциональное и планировочное решение жилого квартала, масштаб 1:5000.
Цель клаузуры - предложить общее планировочное решение территории жилого квартала с населением порядка 15-20 тыс. жителей с нанесением архитектурно-пространственного решений территории.
Основные задачи клаузуры:
- размещения объектов и учреждений повседневного пользования (школы, детские сады, магазины продовольственных товаров и т.д.) приложение 2;
- выявления основных композиционных акцентов жилого квартала;
- формирования жилых групп;
- предложения по системе озеленения территории жилого квартала.
Предварительный этап клаузуры:
- из клаузуры №1 выбрать жилой квартал и согласовать его с руководителями;
- перенести из клаузуры №1 дороги формирующие границы жилого квартала, остановки общественного транспорта и общественные здания периодического пользования (приложение 1);
- подсчитать площадь жилого квартала(Sквартала), га без учета площади территории занятой общественными зданиями периодического пользования. Границы расчетной территории квартала следует устанавливать по красным линиям магистральных и жилых улиц (см. пункт 2.8);
- сделать расчет плотности (Пк) населения на территории жилого квартала в зависимости от класса (см. пункт 2.6) 180-450 чел./га.Sкварталах Пк = Жк(количество проживающих в жилом квартале).
- получив количество проживающих в жилом квартале можно подсчитать размеры общественных зданий повседневного пользования (приложение 2).
Для расчета детских дошкольных учреждений и общеобразовательных школ берем статистические данные соотношения детей (0-14) к взрослым. В структуре населения мира доля детей составляет в среднем 34%, взрослых - 58 %, пожилых - 8 %.
Добщ. = Жкх34 / 100 где:
- Добщ. –общее количество детей;
- Жк -количество проживающих в жилом квартале;
Добщ.(100%)= Дя/с(30%) + Дш(70%)
- Дя/сдошкольные учреждения – 30% (условно) от общего количества детей. Уровень обеспеченности вместимости дошкольных учреждений составляет 70% от общего количества детей дошкольного возраста, так как часть детей по статистическим данным воспитываются дома.
- Дшобщеобразовательные школы – 70 % от общего количества детей. Уровень обеспеченности вместимости общеобразовательных школ составляет 100% детей школьного возраста.
Плотность жилого фонда определяется нормой жилой обеспеченности 21 м кв. общей площади на человека, плюс 10,5 м кв. на семью.
До начала проектирования жилого квартала рекомендуется подобрать типовые решения секционных, точечного типа домов и т.д. Зная количество жителей проживающих в квартале и типы секций, можно определить среднее количество секций (СКсек.) необходимых на данной территории.
СКсек.= Жк/СКкв. х ССсемьи х Сэт. где:
- количество жителей в квартале (Жк);
- среднее количество квартир на этаж (СКкв.);
- средний состав семьи (ССсемьи) по статистические данным- 2.5чел.;
- средняя этажность (Сэт.) 9 – 12 этажей.
6.5 Клаузура № 3. Схема квартала с проработкой пешеходной - транспортной сети, М 1: 2 000.
Цель клаузуры - создание развитой и рациональной планировочной пешеходной – транспортной структуры квартала.
Основные задачи клаузуры:
- уяснение принципов проектирования межквартальных проездов и подъездов к жилым зданиям;
- организация изолированных от транзитного транспорта пешеходных дорог;
- гармонизация системы пешеходного и транспортного движения, обеспечивающая организацию жизни жилого квартала;
СОСТАВ ПРОЕКТА
8.1 Курсовой проект в себя включает текстовую часть в составе реферата и пояснительной записки (формат А-4), графическую часть на А0 (841 × 1189)ирабочего макета.
8.2 Реферат может быть комплексным и охватывать все аспекты проектирования, либо (по согласованию с руководителем) – проблемно ориентированным, сфокусированным на одной из актуальных проблем проектирования жилых кварталов.
8.3 Рекомендуется следующая структура реферата: *
- размещение жилых кварталов в структуре города;
- функциональное зонирование территории жилых кварталов: жилая застройка, общественное обслуживание, рекреационная зона, транспортные потоки и места парковки, пешеходное движение;
- планировочное композиционное решение жилых кварталов;
- инженерная подготовка территории и инженерное оборудование жилых кварталов;
- экологические и санитарно-гигиенические и противопожарные аспекты проектирования жилых кварталов;
- благоустройство придомовой территории;
- подбор иллюстраций типовых решений жилых домов, школ, детских садов и т.д.
* - Структура реферата проблемно-тематической направленности формируется студентом и утверждается руководителем.
Объём реферата состоит из текстовой части (25-30 стр.), иллюстраций (10-15стр.).
8.4 Рекомендуется следующая структура пояснительной записки к проекту:
- общие положения и исходные данные;
- градостроительная ситуация;
- баланс территории и расчёт количества квартир;
- решение генплана жилого квартала, экспликация жилых и общественных зданий;
- мероприятия по охране окружающей среды;
- инженерное оборудование;
- инженерная подготовка и благоустройство территории;
- технико-экономические показатели по жилому кварталу.
Объём пояснительной записки составляет 7-10 стр.
8.5 Графическая часть проекта должна включать следующие виды изображений и текстовой информации:
- фотофиксация участка;
- ситуационный план жилого района М 25 000;
- схема размещения предприятий и учреждений общественного обслуживания жилого района М 10 000;
- генеральный план жилого квартала М 1 000 - М 2 000;
- схема транспортных и пешеходных коммуникаций жилого квартала М 5 000;
- схема размещения предприятий и учреждений общественного обслуживания жилого квартала (радиусы обслуживания) М 5 000;
- развёртки по транспортным магистралям (не менее 2-х) М 1 000 - М 2 000;
- перспективные виды с характерных точек зрения;
- общий перспективный или аксонометрический вид жилого квартала;
- технико-экономические показатели по жилому кварталу;
- условные обозначения, экспликация, ТЭП;
- рабочий макет М 2 000.
Другие виды изображений используются по согласованию с руководителем.
8.6 Все материалы курсового проекта сдаются в распечатанном и электроном виде на CDR.
|