Методика «Изучение сплоченности школьного класса» (Ивашкин В.С. Психологическое исследование школьников, 1990)
Исследование проводится в два этапа. На первом – дифференциально-параметрическом этапе измеряются параметры: а) опосредованность групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности, б) ценностно-ориентационное единство, в) психологический климат класса.
На втором этапе определяется обобщенный показатель, характеризующий групповую сплоченность и уровень развития коллектива класса.
А. Определение опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности
Испытуемым предлагается список из 21 качества личности, включающий поровну деловые, моральные и эмоциональные качества, расположенные в случайном порядке.
| Разряд качества
| Трудолюбие
| д
| Принципиальность
| м
| Веселость
| э
| Аккуратность
| д
| Честность
| м
| Исполнительность
| д
| Порядочность
| м
| Организованность
| д
| Отзывчивость
| э
| Приветливость
| э
| Деловитость
| д
| Скромность
| м
| Дружелюбие
| м
| Сдержанность
| э
| Справедливость
| м
| Общительность
| э
| Активность
| д
| Искренность
| э
| Настойчивость
| д
| Обаятельность
| э
| Правдивость
| м
| Инструкция. Выберите из предложенного списка пять качеств, которые Вы считаете наиболее важными для человека как члена коллектива.
Обработка результатов:
а) подсчитывается общее количество выбранных качеств умножением числа испытуемых на 5;
б) подсчитывается количество выборов, приходящихся на каждую группу качеств;
в) вычисляется процент выборов, приходящихся на эмоциональные, деловые и моральные качества (д, м, э).
Км =
Кд =
Кэ = ,
где М, Д, Э – число выборов по каждой группе качеств, N – число школьников в группе.
Критерии оценки: если Кд 55% или Кд + Км 60% - групповая сплоченность высокая, оценка 3 балла; если Км > 55% - сплоченность средняя, оценка 2 балла; в остальных случаях сплоченность низкая, оценка 1 балл.
Б. Определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ)
Инструкция. Выберите из предложенного списка пять качеств, наиболее ценных для успешной совместной работы.
Обработка результатов:
а) вычислите общее количество выборов N, сделанных испытуемыми;
б) подсчитайте число выборов, приходящихся на каждое качество;
в) подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых популярных качеств (n);
г) подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых непопулярных качеств (n1);
д) вычислите коэффициент ценностно-ориентационного единства (С) по формуле:
С =
Критерии оценки: если С 50% - ЦОЕ высокое, оценка 3 балла;
если 30% < С < 50 % - ЦОЕ среднее, оценка 2 балла; в остальных случаях ЦОЕ низкое, оценка 1 балл.
В. Психологический климат классного коллектива
Испытуемым предлагается три вопроса:
а) всегда ли учащихся Вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?
б) всегда ли учащиеся Вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе?
в) все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к учебе?
Инструкция. По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой: всегда волнует – 5 баллов, чаще волнует – 4 балла, волнует в половине случаев – 3 балла, чаще не волнует – 2 балла, совсем не волнует – 1 балл.
Обработка результатов: вычисляется средний балл группы:
Х = , где а, б, в – балльные оценки по вопросам, N – число испытуемых.
Критерии оценки: если Х 4,5 балла – показатель психологического климата высокий, оценка 3 балла; если 3,5 < Х < 4,5 – показатель психологического климата средний, оценка 2 балла; в остальных случаях показатель психологического климата низкий, оценка 1 балл.
Г. Интегральная оценка групповой сплоченности и уровня развития коллектива
Обработка результатов: вычисляется сумма баллов по всем трем параметрам:
И = К + С + Х
Критерии оценки: если И 8 – уровень групповой сплоченности и развития коллектива высокие; если И = 6 или 7 баллов – сплоченность и развитие коллектива средние; в остальных случаях сплоченность и развитие коллектива низкие.
|