Создание таблицы. Использование формул в таблице. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
MICROSOFT OFFICE
Методические указания к выполнению лабораторных работ студентам II курса, обучающимся по направлениям подготовки бакалавров 270800 Строительство, профиль подготовки 270205 Автомобильные дороги и аэродромы, 270106 Производство строительных материалов,270115 Экспертиза и управление недвижимостью
Брянск 2012
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Брянская государственная инженерно-технологическая академия»
Утверждены научно-методическим
советом БГИТА
протокол №_ от «__» ____________2012 года
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
MICROSOFT OFFICE
Методические указания к выполнению лабораторных работ студентам II курса, обучающимся по направлениям подготовки бакалавров 270800 Строительство, профиль подготовки 270205 Автомобильные дороги и аэродромы, 270106 Производство строительных материалов,270115 Экспертиза и управление недвижимостью
Брянск 2012
УДК
Информационные технологии. Microsoft Оffice: Методические указания к выполнению лабораторных работ студентам II курса, обучающимся по направлениям подготовки бакалавров 270800 Строительство, профиль подготовки 270205 Автомобильные дороги и аэродромы, 270106 Производство строительных материалов,270115 Экспертиза и управление недвижимостью/ Брянск. гос. технол. акад. Сост. И.В. Маринин , Б.Н. Прусс, В.Г. Хандыго. – Брянск: БГИТА, 2012. - 48с.
В методических указаниях приведены содержание, последовательность выполнения и перечень необходимых знаний по выполнению лабораторных занятий. Представлены лабораторные занятия по работе с тексовым редактором Word 2007, с табличным процессором Excel 2007 и системой управления базами данных Access 2007.
Указания могут быть использованы студентами, изучающими дисциплину «Информационные технологии».
Рецензент:
Заведующий кафедрой информатики и программного обеспечения
Брянского государственного технического университета
к.т.н., доцент, Подвесовский А.Г.
Рекомендованы редакционно-издательской и методической комиссиями строительного факультета БГИТА.
Протокол № от
Введение
Для выполнения основных задач компьютерной обработки данных в современных офисах целесообразно использовать не отдельные программы, а интегрированные пакеты офисного обслуживания, так как в них реализуется не просто объединение больших автономных программ в пакеты, а их интеграция в прикладные программе комплексы, означающая их полную унификацию. Программы в них имеют общий пользовательский интерфейс и единообразные подходы к решению типовых задач по управлению файлами, форматированию, печати, работе с электронной почтой и т. д.
В настоящее время на рынке прикладных офисных программных продуктов доминируют пакеты фирмы Microsoft Office 2007 и 2010.
В методических указаниях приведены содержание, последовательность выполнения и перечень необходимых знаний по выполнению лабораторных занятий.
Методические указания включают в себя три темы: Word, Excel и Access. К каждой лабораторной работе приводится перечень контрольных вопросов.
MICROSOFT WORD
Лабораторная работа №1
Создание и редактирование документа Word
Задание А. Основные настройки текстового процессора Word
1. Запустите текстовый процессор Word.
2. Установите режим постраничного отображения документа на экране. Для этого используйте команду Вид —› Разметка страницы.
4. Задайте на Панели Главная тип шрифта (Times New Roman), размер шрифта (14 пунктов), способ выравнивания текста (По ширине).
5. Установите средства проверки правописания. На вкладке Office—› Параметры Word —› Правописание установите флажки Автоматически проверять орфографию и Автоматически проверять грамматику.
6. Установите автоматическую расстановку переносов (Разметка страницы —› Расстановка переносов —› Автоматическая расстановка переносов).
7. Наберите изложенный ниже текст:
Уважаемые господа!
Приглашаем вас на юбилейную презентацию компьютерной фирмы "ЭЛИКОМ".
Мы работаем на российском рынке много лет. Информационные продукты нашей фирмы знают и любят многие пользователи страны. Наши компьютеры работают без рекламаций!
Будем рады видеть вас.
Запомните адрес и время нашей презентации - Тургеневская улица, д. 50, 18-00.
Справки по телефону 31-15-44.
8. Сохраните в рабочей папке набранный текст в файле с именем Текст.
9. Выполните основные настройки печатного документа:
o откройте диалоговое окно Параметры страницы (Разметка страницы —› Параметры страницы);
o на вкладке Размер бумаги выберите пункт А4;
o задайте ориентацию бумаги Книжная;
o на вкладке Поля задайте размеры полей: Верхнее - 1,5 см, Нижнее - 2,0 см, Левое - 2,5 см, Правое - 1,5 см;
o для верхнего поля задайте интервал до края колонтитула 1,2 см ;
o для размещения номера печатной страницы используйте команду Вставка —› Номер страницы. На вкладке Положение задайте Внизу страницы, Выравнивание – Справа
o Установите для документа следующий верхний колонтитул: РАЗДЕЛ 1(Вставка- Верхний колонтитул)
o Вставить в документ 4 пустые страницы (Вставка - Пустая страница)
o Начиная с третьей страницы начать новый раздел (второй раздел) (Разметка страницы – Разрывы-Разрывы разделов -на текущей странице)
o Установить для второго раздела следующий верхний колонтитул: РАЗДЕЛ 2
* Чтобы колонтитул нового раздела не копировал колонтитул предыдущего раздела нужно отключить на панели «Конструктор» кнопку «Как в предыдущем».
10. Сохраните в рабочей папке документ, дав ему имя Текст1 (команда Сохранить как).
Задание В. Основные операции по редактированию текстовых документов Word
1. Откройте Текст1.doc.
2. Осуществите поиск в тексте однокоренных слов, например с корнем компьютер (команда Главная —› Найти).
3. Осуществите поиск в тексте слов, начинающихся с одинаковой буквы, например с М. Для этого надо установить флажок Учитывать регистр, остальное - аналогично п. 8.
4. Замените одно слово на другое, например вас на Вас (команда Главная —› Заменить). При этом установите флажок Учитывать регистр.
5. Проверьте орфографию текста, используя основной словарь (команда Office—› Параметры Word —› Правописание —›Предлагать только из основного словаря, затем Рецензирование—›Правописание).
6. Замените в тексте слово «любят» синонимом.
7. Сделайте сноску к слову презентация: Презентация – информационное сообщение, целью которого является представление какой-либо новой и полезной информации. (Ссылки—›Вставить сноску).
8. Сохраните файл под именем Текст2.
Контрольные вопросы
1. На вкладке Office есть две команды: Сохранить и Сохранить как. Какая между ними разница?
2. Как изменить ориентацию страницы (от книжной к альбомной и обратно)?
3. Как изменить масштаб отображения текста документа на экран?
4. С помощью каких команд можно выделить весь текст документа?
5. Как изменить отступ в строке (строках) документа?
6. Какими способами можно организовать автозамену текста?
7. Как разрешить или отменить перенос слов в строке?
8. Как проверить орфографию текста?
Лабораторная работа №2
Форматирование документа WORD
Задание А. Основные операции по форматированию текстовых документов Word
Проведите форматирование текста (документ Текст1) в соответствии со следующим образцом:
Стандартные операции форматирования выполняйте с помощью меню (в командном режиме) или с помощью Панели инструментов в следующей последовательности:
1. Откройте документ Текст1.doc.
2. Оформите в тексте обращение "Уважаемые господа" полужирным шрифтом размером 16 пт вразрядку на 6 пт(шрифт-интервал-разреженный), отцентрируйте абзац и замените строчные буквы на прописные (команда Главная —› Регистр).
3. Оформите фрагмент текста с указанием адреса фирмы полужирным курсивом размером 12 пт и разбейте этот фрагмент на абзацы.
4. Произведите выравнивание и оформление шрифтами всего текста в соответствии с образцом.
5. Заключите весь текст в рамку ( Разметка страницы - Границы страниц – Граница: тип рамки - тень, тип линии - двойная волнистая, ширина - 0,75 пт, цвет - красный) и сделайте фон (тип - светлая сетка, цвет - бирюзовый).
6. Сохраните документ в файле с именем Текст4.
Задание B. Оформление фрагментов текста как нумерованных и маркированных списков
Наберите исходный текст (рис. 1) и оформите его фрагменты как нумерованные и маркированные списки в соответствии с рис. 2. Сохраните текст в файле Текст5.
Рисунок 1 – Исходный текст
Рисунок 2 – Образцы фрагментов текста, оформленных как нумерованный или как маркированный список
1.Выделите текст, Главная – Список многоуровневый.
2. Выделите текст второго уровня, нажмите Tab.
Задание C. Технология оформления двухколоночного текста
Для выполнения этого задания рекомендуется следующая последовательность действий:
1. Откройте ранее созданный файл Текст4.
2. Расположите выделенный фрагмент в двух колонках (команда Разметка страницы —› Колонки) так, чтобы маркированный двухуровневый список находился в левой колонке, а одноуровневый маркированный список - в правой колонке. Первую строку и нумерованный список удалите.
3. Примените другой тип расположения текста в двух колонках, например, Справа. Уберите разделитель колонок.
4. Сохраните документ в файле с именем Текст6.
Контрольные вопросы.
1. Как изменить размер шрифта, тип шрифта?
2. Как изменить регистр букв?
3. Для чего служат кнопки <Ж>, <К>, <Ч>?
4. Как выровнять текст или его фрагмент по левому краю, по центру, по правому краю?
5. Как установить интервал между абзацами?
6. Как фрагмент текста взять в рамку?
7. Как изменить стиль рамки вокруг абзаца?
8. Как сделать заливку фрагмента текста?
9. Как разбить текст на несколько колонок?
10. Как вставить разделительную линию между колонками?
11. Как изменить ширину колонок?
12. Как изменить интервал между колонками?
13. Как создать маркированный список, нумерованный список, структурированный список?
14. Как создать колонтитулы?
15. Как пронумеровать страницы документа?
Лабораторная работа №3
Применение стилей, мастеров
Задание A. Освоение технологии работы со стилями
Выполните следующие действия, применяя команду Главная —› Стили —› Создать стиль:
1. Откройте файл Текст2. и определите, какие стили использованы при оформлении текстового документа.
2. Измените стиль выделенного фрагмента текста .
3. Создайте новый стиль абзаца (имя стиля – Ваша фамилия).
4. Примените созданный вами стиль к любому абзацу.
5. Сохраните документ в файле с именем Текст7
Задание B. Создание оглавления
Откройте файл «Документ для создания оглавления» и отметьте стилем «Заголовок 1»все абзацы, набранные красным цветом, отметьте стилем «Заголовок 2»все абзацы, набранные синим цветом.
На первую страницу документа вставьте оглавление.
1. Щелкните место вставки оглавления.
2. В меню Ссылки выберите команду Оглавление.
3. Чтобы воспользоваться одним из готовых решений, выберите нужный вариант в поле Оглавление - Форматы.
4. Сохраните документ в файле с именем Текст8.
Контрольные вопросы.
1. Как создать свой стиль символов?
2. Как создать свой стиль для абзаца?
3. Как создать автособираемое оглавление?
Лабораторная работа №4
Создание таблицы. Использование формул в таблице.
Задание A. Создание таблицы. Использование формул в таблице.
Подготовьте таблицу, содержащую сведения об успеваемости студентов, для дальнейшего подсчета количества оценок. Образец документа представлен на рис. 4.
Для выполнения этого задания выполните следующие действия:
1. Создайте новый документ.
2. Создайте таблицу из 9 столбцов и 14 строк (команда Вставка —›Таблица —› Вставить таблицу).
3.Выполните объединение ячеек первой строки (команда Макет —› Объединить ячейки).
4. Установите ширину столбца A - 0,7 см, столбца B - 2,75 см, столбца C - 1,5 см, столбцов D-I - 1,75 см (команда Макет—›Свойства —› Высота и ширина ячейки).
5. Введите текст в ячейки таблицы согласно рис., соблюдая форматирование.
6. Затените итоговые строки и столбцы для подсчета количества оценок (команда Конструктор —›Заливка).
7. Произведите расчеты по формулам в таблице, приведенной на рис. 4:
o числа студентов каждой группы, сдававших экзамен по определенной дисциплине;
o общего числа студентов, сдавших экзамен по каждой дисциплине на "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно";
o числа студентов, сдававших экзамен по определенной дисциплине;
o числа всех студентов, сдававших экзамены.
8. Создайте формулу для расчетов числа студентов каждой учебной группы, сдававших экзамен по определенной дисциплине «Всего сдавало»(команда Макет—›Данные —› Формула-sum(right)).
11. Создайте формулу для расчета общего числа студентов, сдававших экзамен по каждой дисциплине на "отлично", "хорошо" и т. д. (команда Макет—›Данные —› Формула-sum).
12. Введите формулу для суммирования всех студентов, сдававших экзамен по определенной дисциплине. (команда Макет—›Данные —› Формула-sum).
13. Сохраните документ в файле Текст9.
Контрольные вопросы
1. Как создать таблицу с определенным количеством строк и столбцов?
2. Как установить определенную ширину и высоту ячеек таблицы?
3. Как объединить несколько ячеек в одну?
4. Как найти сумму ячеек
• расположенных выше ячейки, в которой находится курсор?
• расположенных справа от ячейки, в которой находится курсор?
Лабораторная работа №5
|