Типы урока.Нестандартные уроки в начальной школе Классификация уроков:
1) комбинированные (смешанные);
2) уроки изучения новых знаний;
3) уроки формирования новых умений;
4) уроки обобщения и систематизации изученного;
5) уроки контроля и коррекции знаний, умений;
6) уроки практического применения знаний, умений
Широкое распространение получили нестандартные формы урочных занятий, такие как уроки-семинары, уроки-конференции, уроки – деловые игры, уроки-аукционы, интегрированные уроки и т. д.
Структура урока – это его внутреннее строение, последовательность отдельных этапов. Тип урока определяется наличием и последовательностью структурных частей.
Структура урока имеет важное значение в теории и практике современного урока, так как именно она определяет в конечном итоге результативность и эффективность обучения.
От Коменского и Гербарта берет начало классическая четырехзвенная структура урока, опирающаяся на формальные ступени обучения: подготовка к усвоению новых знаний; усвоение новых знаний, умений; их закрепление и систематизация; применение на практике.
Соответствующий ей тип урока комбинированный (смешанный).
Этапы комбинированного урока, разложенные на отрезки времени, следующие:
1 этап – повторение изученного (актуализация знаний);
2 этап – изучение новых знаний, формирование новых умений;
3 этап – закрепление, систематизация, применение;
4 этап – задание на дом.
Методическая подструктура урока в отличие от дидактической – величина переменная. Элементы (этапы) урока могут быть скомбинированы в любой последовательности, что делает урок гибким и применимым для решения очень широкого круга учебно-воспитательных задач.
С целью повышения результативности учебных занятий возникли и практикуются другие типы уроков. Их структура состоит обычно из трех частей:
– организации работы (1–3 мин);
– главной части (формирование, усвоение, за1крепление, контроль, применение и т. д.) (35–40 мин);
– подведения итогов и задания на дом (2–3 мин).
Все компоненты должны представлять собой единую систему – урок. Урок будет результативным и информативно полным лишь при условии, что учитель будет уверен, что все компоненты занятия взаимосвязаны.
Это, в частности, уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, путешествия, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематичные игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.
причина, побуждающая активнее внедрять специфические развивающие упражнения в учебный процесс начальных классов, ¾ возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей, являющейся основой для целенаправленного планирования
индивидуальной работы с ними.
И, наконец, возможность представления заданий и упражнений преимущественно в игровой форме, наиболее доступной для детей на этапе характерной для первых месяцев пребывания ребенка в школе смены ведущей деятельности (переход от игровой деятельности к учебной), способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода.
Введение в школьную программу начальных классов нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка.
Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая игра ¾ кроссворд
На уроках кроссворды целесообразны не для проверки эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала.
Виды, методы и формы контроля
Контроль – это проверка результатов обучения; проверка, оценка и учет знаний; выявление уровня усвоения учебного материала На современном этапе трактуется как педагогическая диагностика. Контроль является только частью процесса обучения и выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции. Но главная – диагностическая. Контроль проводится для оценки успеваемости и корректировки знаний.
На различных этапах обучения используются различные виды контроля: текущий (на каждом уроке), периодический (по мере прохождения темы, раздела программы), итоговый (в конце четверти, полугодия, накануне перевода в следующий класс). Содержание контроля может быть по ЗУН ‘ам, в когнитивной, социальной и психологической областях. Выясняется, что ученик знает, понимает, применяет, анализирует, обобщает, оценивает и т.д.
По формам организации контроль подразделяется на индивидуальный, групповой, фронтальный и комбинированный. Учащийся вызывается к доске, или опрашивается весь класс. Вопросно- ответная форма диагностики активизирует работу всего класса. Фронтальные и индивидуальные формы работы проводятся в виде контрольных, графических построений, отчетов, зачетов, диктантов, изложений, сочинений, рефератов, проведения лабораторных опытов, экзаменов, ролевых игр, имитаций и т.д.
Методы бывают устного контроля, письменного, практического, лабораторного, машинного и самоконтроля.
Устный контроль включает беседу, рассказ ученика, чтение текста, технологической карты, схемы.
Письменный контроль осуществляется по карточкам с заданиями графических построений, вычислений, грамматических упражнений; в форме отчетов, сочинений, дидактических тестов, описания наблюдений…
Практический контроль применяется на уроках рисования, труда, физвоспитания. На уроках математики проводятся измерительные работы.
Лабораторный контроль применяется на уроках химии, физики. Проверяются умения пользоваться приборами типа амперметр, вольтметр, микрометр.
Машинный, программированный контроль предполагает беспристрастность. Из нескольких ответов ученик должен выбрать правильный. При этом способ получения результата остается закрытым. Не выявляются затруднения при ответе, невозможно скорректировать знания. Но можно использовать проблемные ситуации.
Самоконтроль учит ребенка самостоятельно находить ошибки свои и своих товарищей, анализировать познавательную задачу.
Между различными методами существует органическая связь и взаимопроникновение. В практической деятельности учитель сам решает, покажет ли он образец действий, или приведет положительный пример, или объяснит способ решения задачи. Выбор оптимального соответствия методов в зависимости от обстоятельств и условий протекания педагогического процесса характеризует педагогическое мастерство учителя.
Дид особ урока в 1 кл
Урок— коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, жесткие рамки занятий, регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом. Анализ уроков в школах показывает, что их структура и методика во многом зависят от дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:
— уроки-лекции (практически — это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы);
- лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);
- уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы, тестирование);
- комбинированные уроки проводятся по любой из схем:
- повторение пройденного — воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос;
- освоение нового материала; на этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой;
- отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего — решение задач по новому материалу);
- выдача домашнего задания.
Структура урока. Многообразие структур урока
Структура урока — это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Структура урока изучения нового материала:
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:
Структура урока применения знаний, умений и навыков:
Структура повторительно-обобщающе го урока:
Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет ве или несколько дидактических целей):
• организация начала урока; • проверка домашнего задания, постановка цели урока; • подготовка учащихся с восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений; • изучение нового материала, в том числе и объяснение; • закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым; • обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными; • подведение итогов и результатов урока; • задание на дом; • подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
|