Обратная связь
|
Сущность воспитания и его место в целостной структуре обр проц Воспитательная функция обучения состоит собственно в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.
Вторым фактором воспитания в процессе обучения, если не считать систему методов преподавания, тоже в известной мере влияющую на формирование учащихся, является характер общения учителя и школьников, психологический климат в классе, взаимодействие участников процесса обучения, стиль руководства учителем познавательной деятельности учеников. Современная педагогика считает, что оптимальным стилем общения учителя является демократический стиль, который соединяет в себе в себе гуманное, уважительное отношение к учащимся, предоставляет им известную самостоятельность, привлекает их к организации процесса обучения. С другой стороны, демократический стиль обязывает учителя осуществлять руководящую роль и деятельность в процессе обучения.
Основные направления и содержание воспитательного процесса
Воспитание – целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс).
Процесс – разворачивающаяся во времени последовательность состояний, событий и явлений.
Процесс воспитания – это разворачивающийся во времени процесс взаимодействия воспитуемого и воспитателя, в ходе которого реализуются цели воспитания.
Специфические черты процесса воспитания:
Воспитательный процесс имеет ряд особенностей: двухсторонний характер, целенаправленность.
1. Процесс воспитания - процесс многофакторный, в нём проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обуславливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живёт и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень динамичен, подвижен и изменчив.
2. Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.
3. Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность и необратимость. Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия. Если процесс воспитания прерывается, идёт от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании ученика, вместо того, чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые прививки.
4. Процесс воспитания – процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчинение идее целостности формирования личности.
5. Важна связь с самовоспитанием.
6. Скрытая позиция воспитателя.
7. Сложность диагностики результата.
Цели воспитания:основная цель – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности. Частная цель – обеспечивать условия для расцвета индивидуальности конкретного ребёнка, с учётом его возрастных особенностей
Зад и содерж восп раб в НШ
Воспитание — процесс всеобщий Воспитание — процесс объективный. Воспитание — процесс многомерный. Оптимальный путь к успеху — гуманистическая воспитательная система.
Таким образом, воспитание — это и сложный процесс освоения духовного и социально-исторического наследия нации, и вид педагогической деятельности, и великое искусство усовершенствования человеческой природы, и отрасль науки — педагогика.
В педагогике термин «воспитание» употребляется в трех смыслах:
• в широком социальном, когда воспитание рассматривается как общественное явление, как процесс формирования личности учащегося под влиянием всей социальной окружающей действительности. При этом ведущую роль играют воспитательные силы общества, его социальные институты, общественные организации, средства массового воздействия;
• в широком педагогическом, когда имеется в виду учебно-воспитательный процесс в системе специальных учебно-воспитательных учреждений. Школа изучает социальную среду и влияет на среду через человека — детей, родителей, педагогов. В этом — функция оздоровления социума школой;
• в узком педагогическом, когда имеется в виду собственно воспитательная работа, проводимая с учащимися конкретного учебного заведения.
Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.
Смыслом воспитания является решение гуманитарных задач.
Эти функции можно сформулировать короче: • созидательно-культурная; • социализации и адаптации; • человекообразующая.
Принципы гуманистического воспитания:1. Обязательность. Принципы воспитания — это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. 2. Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу. 3. Равнозначность. Принцип включения личности в значимую деятельность. Третий принцип воспитания —принцип личностного функционирования. Принцип субъективного контроля. природосообразность.
Семейное воспитание
Существует 3 основных подхода к взаимодействию семьи и школы: 1. Отрицает значение семьи в воспитании. Детей можно забирать у семьи. Платон (разрабатывал систему государ-ственного воспитания). 2. Исключительно семейное воспитание (Джон Локк, воспитание джентльмена). 3.Семья естественный помощник школы, с одной стороны школа с другой семья. Макаренко выпустил книгу для родителей. Утверждает: «Воспитание – это целостный процесс. Семья должна помогать школе. Воспитывает всё: обстановка, общение, действия». Главный метод воспита-ния – авторитет. Рассматривает семью как коллектив. Родительский авторитет определяется: как работают, как общаются, строят отношения. Еще развивает ложный авторитет. Сухомлинский продолжает развивать идеи своего учителя. Опирается на союз семьи и школы. Создан культ матери, организовывает родительский лекторий (приглашались учителя, психологи) проводили просвещение родителей. Акцент на нравственность. Главный метод воспитания – любовь. Он сторонник применения народного воспитания (трудового). Сухо-млинский вел картотеку (изучение семьи, условия и т.п.). Успехи Сухомлинского во многом определялись взаимо-отношениями. Макаренко брал наблюдения из жизни, а Сухомлинский реализовывал на практике. Для школы необходимо искать и находить такую сферу деятельности, где её влияние на детей проявлялось бы наиболее сильно. Такой сферой можно признать взаимодействие школы с семьёй при условии оптимально организованной работы в области педагогического просвещения родителей. Для эффективного семейного воспитания необходимо форми-ровать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на постоянное и взаимополезное общение с детьми. Обеспечить координацию совместных усилий семьи и школы, создать единую воспитательную среду ; главная задача классного руководителя. Основные на-правления работы классного руководителя: 1) педагогиче-ское просвещение родителей, 2) коррекция семейного воспитания, 3) совместная деятельность классного руко-водителя с семьёй (беседы), 4) защита ребенка от небла-гоприятных условий в семье, школе, микрорайоне. Задачи классного руководителя в работе с семьёй: 1) изучение семьи, 2) выработка единых требований к школьнику семьи и школы, 3) организация коллектива родителей, развитие его воспитательного потенциала. Основные формы работы: 1) массовые (родительские собрания, конференции, педагогические лекции, обмены опытом семейного воспитания, вечера вопросов и ответов, дни коллективного отдыха), 2) групповые (родительский комитет, совет класса, беседы), 3) индивидуальные (консультации, беседы, посещение семьи). Самая распро-странённая форма - родительские собрания: 1) организа-ционные (начало учебного года), 2) текущие (в течение года), 3) итоговые (в конце учебного года). Методика взаимодействия: 1 стадия взаимодействия: поиск кон-такта (снять напряжённость, добиться согласия, внимание на + качества ребенка); 2 – поиск общей темы для разго-вора (общие интересы, проблемы, трудности воспитания, внимание на то, что волнует и классного руководителя и родителей); 3 – упрочение сотрудничества в воспитании.
|
|