Разряд единиц, разряд десятков. Названия десятков. Наименьшее двузначное число. Счётная единица «десяток». Состав числа 10
Цель: Учить моделировать состав числа 10, используя предметные и символические модели.
Задачи урока:
Образовательные (предметные):
Сформировать умение вести счет как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 10).
Научить правильно записывать число 10 и соотносить предметную модель с символической.
Рассмотреть все случаи записи числа 10 в виде суммы двух слагаемых, используя предметную модель десятка и единицы. Дать установку на запоминание состава числа 10
Формируемые УУД
Регулятивные:
Фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Способствовать выполнению пробного учебного действия – поиска числа 10.
Создать возможность планирования своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания
Познавательные:
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
Подвести под понятие числа 10.
Помочь выделить и сформулировать познавательную цель.
Развивать умение работать с разными видами информации.
Продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельных работ.
Работать над формированием умений выполнения исследовательской деятельности.
Работать над использованием знаково-символичных средств.
Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
Коммуникативные:
Создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
Помочь ребенку в аргументации своего мнения.
Личностные:
Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Понимать и следовать в деятельности нормам эстетики.
Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Развивать умение адаптироваться к сложным ситуациям.
Следовать установке на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении.
Способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам (посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи героям учебника).
Следовать в поведении моральным и этическим требованиям.
Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности.
Работать над осознанием ответственности за общее дело
Этапы урока
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Мотивационно-ориентировочный этап
1 Орг. момент.
2.Актуализация знаний..
Открытие нового.
Числовой луч.
| Создание положительного настроя на урок
Прозвенел, друзья, звонок,
Начинается урок.
Ждут нас важные события
Будем учиться делать открытия.
- Сегодня у нас необычный урок. Вы будете исследователями и откроете новые знания сами. А помогать вам в этом будут наши друзья Миша и Маша.
Создание условий для участия детей в определении темы и целей урока. Подводящий диалог Побуждение учащихся к определению темы и постановке целей урока. Планирование деятельности
-Какое число находится между числами 4 и 6 .(5)
- Восстановите числовой луч (у каждого на парте луч, 1уч.- к доске)
- Какое число следует в натуральном ряду за числом 9?
|
Повторение системы ранее усвоенных учебных действий,
необходимых и достаточных для восприятия нового материала.
Осуществляют планирование своей деятельности
Самостоятельная работа.
1 ученик работает у доски, записывает числа в клетках на луче, а остальные – на
карточках.(1)
Проверка (самоконтроль) счёт прямой и обратный.
Фронтальная работа
| Определение темы урока.
Целепологание.
Составления плана
| - Вы догадались с каким числом мы сегодня будем работать? (10)
- Попробуйте определить тему урока.
- Какие цели поставим на
сегодняшний урок?
-как образовалось число 10
-состав числа 10
| Ученики самостоятельно
формулируют тему урока:
Число 10.
Ставят перед собой цели: узнать
-как образовалось число 10
-состав числа 10
| Операционно-исполнительскийэтап
3.Знакомство
с числом 10.
Работа в группах
| Для каждого числа есть своя цифра.
- А кто может записать число 10?
- Какие цифры вы использовали в записи? Каждой цифре - своя клетка.
Проверим по учебнику.(с.37) Читаем вывод в голубой рамке.
- Чем отличается запись этого числа?
- А теперь догадайтесь, как можно назвать число 10? (двузначное)
2 цифры, 2 знака
Цифра вроде буквы О
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль, такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить
Потому, что это - десять.
С. Маршак
(показ карточки: соотношение предметной модели и символической)
Поработайте в группах. Расскажите, что вы знаете о числе 10, используя знания о числовом луче?
Как получили 10?
Соседи числа 10?
Чем отличается 10 от других чисел?
Проверка работы в группах. (Вызываю одного из группы…. Остальные добавляют.)
Создание условий для обобщения и представления результатов.
- Как можно назвать это число? (двузначное)
Посмотрите на число 10.
Маша его записала (01) ,а Миша ей возражает.
Запишите это число правильно.
| Фронтальная работа в форме
учебного диалога способствует изучению нового материала .
Подтверждение своих предположений ребята получают из выводов учебника.
Учатся записывать число 10.
Ученики успешно разрешают проблемную ситуацию.
Соотносят предметную и символическую модели десятка.
Учащиеся успешно взаимодействуют в группах по уровню обученности. Осуществляется дифференцируемый подход.
Закрепление понятия двузначное число.
Связь с жизнью.
№ телефона пожарной охраны
Запись числа 10.
| Обобщение.
Практическая работа в парах
Работа по учебнику
С.37-39.
Физкультминутка
| Каждой цифре - своя клетка.
Вернёмся к плану: что мы узнали?
№ 85 – модель числа 10.
Создание условий для исследовательской деятельности
-Чему будем учиться дальше?
Сейчас мы будем исследователями. Исследуем состав числа 10.
Работаем в паре.
Проверь себя № 86 - голубая рамка. Запись равенств в тетрадь.
№84
- Что изменилось?
- Как это записать?
- Что общего во всех выражениях?
Раз поднялись потянулись
Два - согнулись, разогнулись
Три в ладоши 3 хлопка,
Головою 3 кивка,
3, 4 руки шире
5 руками помахать
6 тихонечко присесть
7,8 лень отбросим
- Каких чисел не хватает? (9,10)
Проверка индивидуальной работы. (записи на индивидуальной доске)
Создание условий для изобретательской деятельности – создания моделей
- Что образует 10 единиц?
- 10 единиц образует ….
- Мама покупает 10 яиц. Как …по другому? (десяток)
| Мы узнали как образовалось двузначное число 10.
Приобретают навык исследовательской деятельности
Узнаем состав числа 10
Работа в паре.
Учащиеся исследуют состав числа 10 с помощью моделей единиц.
Ученица проводит физкультминутку со всем классом.
Ребята выполняют упражнения.
Проблемная ситуация разрешается в процессе учебного диалога.
| Создание модели десятка
Рефлексивно-оценочный этап
Итог урока.
Рефлексия
| Проверим себя по учебнику, читаем информацию.
Проверим наши исследования выполним работу в тетрадях ТПО№2 №№ 67, 68
Организация рефлексии деятельности:
-помощь в осуществлении анализа деятельности,
-создание условий для осознания своей роли в достижении успеха.
Вернёмся к плану.
Всё ли вы узнали, что было запланировано?
План выполнен.
- С чем познакомились?
(Мы познакомились с числом 10)
-Что узнали нового? (Узнали состав числа 10; 10 – двузначное число, записывается двумя цифрами)
-Продолжите мои предложения:
-Я понял, что…
-Было интересно…
-Было трудно…
-Мне захотелось…
-У меня получилось…
Расскажите родителям, что теперь знаете, умеете.
|
Приобретают навык рефлексии результатов деятельности
Фронтальная работа в форме
учебного диалога. Учащиеся делают вывод по уроку, оценивают свои знания по «волшебной линейке»
( трёхсторонняя оценка : ученик – учитель – родители)
|
Разряд единиц, разряд десятков. Названия десятков.
|