Вопрос – 123 Рассмотрение дел об административных правонарушениях судьями.
Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
Судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:
1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
6) имеются ли ходатайства и отводы.
Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей
Судья на рассмотрение которого передано дело об административном правонарушении, не может рассматривать данное дело в случае, если это лицо:
1) является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;
2) лично, прямо или косвенно заинтересовано в разрешении дела.
Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи
1. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 29.2 настоящего Кодекса, судья обязан заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.
2. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 29.2 настоящего Кодекса, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.
3. Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.
4. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.
Вопрос – 124 Рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченными органами. (по аналогии с вопросом 123)
Вопрос – 125 Рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченными должностными лицами.(см. 123 вопрос)
Вопрос – 126 Административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав как коллегиальные органы административной юрисдикции.
Административные комиссии являются коллегиальными органами, созданными специально для рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях.
АК рассматривают дела об адм. прав. в области общественного порядка и общественной безопасности; охраны собственности; транспорта; окружающей природной среды и природопользования; промышленности, строительства, энергетики.
По КоАП статус АК, их компетенция регламентируются только законами субъектов. Правовое регулирование деятельности комиссий осуществляется как законами субъектов РФ об адм. правонарушениях., так и отдельными законами об административных комиссиях. Правовое регулирование регионального законодателя может затрагивать только внутриорганизационные вопросы создания и деятельности комиссий. Производство же осуществляется в порядке, установленном КоАП. На основе анализа норм законов субъектов можно выделить признаки:
- АК являются постоянно действующими коллегиальными органами;
- Создаются для рассмотрения и разрешения дел об а. прав. Привлечение к адм. ответственности – основная функция АК. Рассматривают дела об а. прав., предусмотренных законами субъектов РФ.
- АК действуют в пределах территории МО или в его части.
- Создаются органами МСУ.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав(Согласно ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 1999)
1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивают:
1) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;
2) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
5) рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования, из образовательного учреждения и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании";
6) оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
7) применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Вопрос – 127 Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, задачи, юридическая основа, принципы. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Производство по делам об административных правонарушениях (ПАП) представляет собой процессуальную форму привлечения лица (физического или юридического) к административной ответственности.
ПАП возникает только в связи с совершением административного проступка; посредством производства реализуется административная ответственность; к правонарушителю применяется административное наказание.
ПАП регламентируется нормами КоАП, нормами Арбитражного процессуального кодекса.
В ст. 24.1 КоАП перечислены задачи ПАП:
- всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.
- разрешение его в соответствии с законом
- обеспечение исполнения вынесенного постановления
- выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По делу должны быть всесторонне и полно выявлены все обстоятельства, имеющие значение для конкретного разрешения дела: имело ли место адм. правонарушение; виновато ли данное лицо; подлежит ли оно адм. ответственности; обстоятельства отягчающие и смягчающие ответственность. Дело рассматривается объективно: беспристрастно и непредвзято.
Принципы ПАП выражают сущность, основное содержание, характеризуют свойства адм. юрисдикции. Это законодательно закрепленные базовые положения, на основе которых субъекты адм. юрисдикции осуществляют ПАП.
1.Принцип публичности. Производство осуществляется от имени государства и имеет своим содержанием применение адм. ответственности за нарушение специальных общеобязательных правил, установленных в сфере публичного управления.
2. Принцип законности. Лицо может быть привлечено к ответственности только на основаниях и в порядке, предусмотренном законом. Уполномоченные органы и должностные лица, судьи должны строго соблюдать установленный порядок и форму исследования и разбирательства дел об адм. правонарушениях. Данный принцип заключается в том, что: законодательством определены органы и должностные лица, судьи, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; установлен перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы по делам об администр. правонар.; они осущ. свою юрисдикционную деятельность в пределах установленной законом компетенции.
3. Принцип объективной истины по делу. Органы, должностные лица, судьи обязаны исследовать все обстоятельства, имеющие значение для дела.
4. Принцип презумпции невиновности. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица.
5. Принцип обеспечения права на защиту. В ПАП может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему – представитель.
6. Принцип гласности. Дело об административном правонарушении подлежит открытому рассмотрению, за исключением случаев, когда это приведет к разглашению охраняемой законом тайны.
7. Принцип оперативности, экономичности, эффективности. Виновное лицо должно быть привлечено к ответственности в сроки, предусмотренные законом, при минимальных правовых затратах.
8. Принцип национального языка.
9.Принцип равенства всех перед законом и судом. Физ. лица подлежат ответственности независимо от пола, расы….Юр. лица независимо от организационно-правовой формы, места нахождения…..
|