Уменьшение загрязнения атмосферы от промышленных Рис. 1. Система экологических наук
1 – экология (наука о взаимоотношениях любого объекта с окружающей его средой, ее цель – оценить качество компонентов окружающей среды – атмосферного воздуха, воды и почвы) [4,8];
2 – природопользование (наука, исследующая воздействие и изменение объектов окружающей среды различными отраслями народного хозяйства, общие принципы рационального использования природных ресурсов человеческим обществом и разрабатывающая меры по их сохранению) [4,5];
3 – безопасность жизнедеятельности БЖД (наука, изучающая общие проблемы опасностей, угрожающих человеку, обществу, государству, всему миру, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них) [1-3].
В зависимости от сферы воздействия негативных факторов БЖД подразделяют на [1-3]:
1. БЖД на производстве (охрана труда – ОТ) – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;
2. БЖД в чрезвычайных ситуациях (ЧС) – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения;
3. БЖД в окружающей среде (охрана окружающей среды – ООС) – система мер, направленная на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и ОС, обеспечивающая сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов, предупреждающая прямое и косвенное вредное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека.
Таким образом, БЖД – наука, которая изучает проблемы безопасности пребывания человека в окружающей среде, во время трудовой деятельности, в быту, на отдыхе и т.д. Целью науки является выявления и идентификации вредных и опасных факторов, изучение их влияния на человека и окружающую среду, а также разработка мероприятий и способов защиты людей, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера.
Предметом изучения БЖД является система «человек – производство – окружающая среда» [2]. Проблема взаимодействия человека с окружающей средой возникла с появлением человека на Земле. Начиная с середины 20 века, быстрый рост антропогенного воздействия человека на природу создал реальную опасность процессам, которые могут сделать окружающую среду непригодной для дальнейшего развития цивилизации и создадут реальную угрозу жизнедеятельности человека.
В настоящее время охрана окружающей среды (ООС) стала важнейшей естественнонаучной и социально-политической проблемой современности, от правильного решения которой зависит благополучное существование человечества. Кризис во взаимоотношениях природы и общества определяется усиливающимся загрязнением окружающей среды и истощением природных ресурсов, что становится препятствием для развития производительных сил общества. Особенно ярко это проявляется в последнее время разрушением озонового слоя, радиоактивным загрязнением, резким сокращением лесов, эрозией и деградацией почв и т.д. Все это угрожает нормальному ходу планетарных процессов и существованию самой жизни на Земле. Теперь стало ясно, что человечество не может воздействовать на природу без учета возможных отрицательных последствий своей хозяйственной деятельности.
Конституция РФ устанавливает, что в нашей стране в интересах настоящего и будущих поколений принимаются необходимые меры для охраны и научно-обоснованного рационального использования земли, ее недр, природных ресурсов с целью улучшения окружающей человека среды. Охрана окружающей среды призвана сохранить оптимальные условия для существования человечества и обеспечит его дальней шее развитие материально-энергетическими ресурсами [15].
Охрана окружающей среды складывается из [5-7]:
- правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для исполнения;
- материального стимулирования природоохранной деятельности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятий;
- инженерной охраны, разрабатывающей природоохранную и ресурсосберегающую технологию и технику.
1.2. Основные понятия и определения в области охраны окружающей среды
При рассмотрении различных вопросов охраны окружающей среды используют следующие основные понятия.
Окружающая среда – всё, что окружает человека, включая природную среду, искусственно созданные человеком материальные компоненты, явления и процессы, а также социально-экономические компоненты в их историческом развитии [11].
Природная среда – часть окружающей среды, включающая существующие на Земле и в ее окружении естественные материальные тела, физические, химические и биологические явления и процессы [11].
Городская среда – составная часть окружающей среды, один из материальных результатов деятельности человека в процессе его взаимодействия с природой. Это понятие комплексное, включающее не только естественную внешнюю среду (природную среду), которая окружает город (водный и воздушный бассейн, почвенно-растительный покров и т.п.), но и все, что образует материальную структуру города (здания, сооружения, дороги и т.п.). Входят в это понятие и антропогенные факторы, возникающие в результате хозяйственной деятельности человека (шум, вибрация и т.п.) [11].
Свойства окружающей среды определяют ее отношение к внешним воздействиям [11]:
- устойчивость среды – ее способность самосохранения и саморегулирования в пределах, не превышающих определенных критических величин допустимых пределов изменений;
- эластичность среды – способность окружающей среды в некоторых пределах менять свое состояние под действием внешних факторов и возвращаться в исходное состояние при прекращении их действия;
- инерция среды – способность окружающей среды в некоторых пределах противостоять действию внешних факторов без изменения своего состояния;
- емкость среды – способность окружающей среды абсорбировать (накапливать) без изменения своего состояния чужеродные воздействия внешних факторов (посторонние вещества, избыточную энергию и т.п.);
- допустимые пределы изменений окружающей среды – минимальные и максимальные критические величины параметров состояния среды, внутри которых (или при которых) она обладает устойчивостью и не разрушается.
Кризисное состояние среды – приближение параметров состояния окружающей среды к допустимым пределам изменений, переход через которые влечет за собой потерю устойчивости системы и ее разрушение [11].
Охрана окружающей среды (ООС) –это комплекс международных, государственных и региональных, административно-хозяйственных, политических и общественных мероприятий по обеспечению физических, химических, биологических параметров функционирования природных систем в пределах, необходимых для здоровья и благосостояния человека [5, 11].
Под охраной окружающей среды понимают также совокупность международных, государственных и региональных правовых актов, инструкций и стандартов, доводящих общие юридические требования до каждого конкретного загрязнителя и обеспечивающих его заинтересованность в выполнении этих требований, конкретных природоохранных мероприятий по претворению в жизнь этих требований. Только если все эти составные части соответствуют друг другу по содержанию и темпам развития, т. е. складываются в единую систему охраны окружающей среды, можно рассчитывать па успех [6].
К основным аспектам охраны окружающей среды относят [6, 7]:
1. социально-политический – решает проблемы ООС на уровне всего человечества посредством создания и внедрения в глобальном масштабе природоохранных мер по предотвращению истощения ресурсов и загрязнения окружающей среды;
2. правовой – решает проблемы ООС на уровне разработки законодательной базы, что приводит к возникновению и развитию совокупности природоохранных правоотношений;
3. эколого-экономический – направлен на обеспечение взаимодействия человека и природы, при котором высокие темпы производства, экономического роста и повышения народного благосостояния сочетались бы с сохранением и непрерывным улучшением и развитием не только отдельных компонентов, но и всей окружающей среды;
4. социально-гигиенический – нацелен на сохранение приоритета охраны здоровья и сохранение благоприятных гигиенических условий жизни населения, что требует разработки количественных санитарно-гигиенических показателей, состояния качества окружающей среды, критериев безопасности, обеспечивающих оптимальные условия жизнедеятельности.
5. технико-технологический – направлен на организацию производства по принципу малоотходности или безотходности;
6. эстетический – обращен на поддержание такого природного комплекса, который мог бы удовлетворить эстетические потребности человека.
Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов [5]:
- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
- охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
- ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
- независимость контроля в области охраны окружающей среды;
- презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
- учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
- допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
- обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
- сохранение биологического разнообразия;
- обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
- запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
- соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
- ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
- участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
- международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
1.3. Факторы загрязнения окружающей среды: классификация, основные свойства и особенности
Загрязнение окружающей среды – любое внесение в экологическую систему несвойственных ей живых или неживых компонентов, физических или структурных изменений, прерывающих или нарушающих процессы круговорота и обмена веществ, потоки энергии [2, 4].
Загрязнение окружающей среды можно классифицировать по нескольким признакам [2, 4, 7, 9]:
1) по природе происхождения на:
- природное (вызванное естественными, часто аномальными, процессами в природе);
- антропогенное (связанное с деятельностью человека);
2) по масштабу загрязнения на:
- локальное (загрязнение города или какой-либо его части);
- региональное (загрязнение промышленных регионов);
- глобальное (распространяется на огромные расстояния и оказывает влияние на биосферные процессы в целом на Земле);
3) по месту возникновения (промышленное, эксплуатационное, сельскохозяйственное);
4) по компоненту загрязнения на:
- загрязнение космоса,
- загрязнение компонентов биосферы (атмосферы, гидросферы, почвы),
- антропогенных компонентов (городской среды, внутриквартирное);
5) по виду загрязнителя на:
- химическое (поступление твердых, жидких или газообразных загрязняющих веществ в атмосферный воздух, воду, почву):
а) газообразные загрязняющие вещества (оксиды углерода СО и СО2, оксиды азота NOx, диоксид серы SO2, соединения хлора, фтора и прочие);
б) твердые частицы (различные виды пыли);
в) жидкие загрязняющие вещества;
- физическое (загрязнение физическими полями компонентов окружающей среды):
а) тепловое, возникающее в результате повышения температуры окружающей среды, в первую очередь атмосферы;
б) световое, происходящее при ухудшении естественной освещенности местности под воздействием искусственных источников света;
в) акустическое, являющееся следствием возникновения антропогенных шумов и вибрации;
г) электромагнитное, вызванное изменением электромагнитных свойств среды от линий электропередач, радиотелевидения, работы некоторых промышленных установок;
д) радиоактивное, связанное с повышением уровня поступления радиоактивных веществ в атмосферу;
- биологическое (размножение болезненных бактерий и вирусов).
Существуют также классификации по агрегатному состоянию загрязнителей, по воздействию загрязнителей на человека, животных, растения. Но ни одна классификация не может быть использована в чистом виде, так как одни факторы накладываются на другие, свойства в разных ситуациях проявляются различно, поэтому классификации обычно применяют в комбинированном виде [4].
Загрязнителем может быть любой физический агент, химическое вещество или биологический вид (в основном микроорганизмы), попадающие в окружающую среду или образующиеся в ней в количествах выше естественных [4].
В качестве примера применения классификации по виду загрязнителя рассмотрим загрязнение атмосферного воздуха.
Химическое загрязнение атмосферы представлено [4, 7]:
1) газами, среди которых наиболее распространенными являются:
- угарный газ СО, образуется при неполном сгорании органического топлива, при различных технологических процессах в металлургии, на нефтеперегоночных заводах, при работе двигателей внутреннего сгорания. Препятствует адсорбированию кровью кислорода, вызывая тем самым сонливость, ослабление мыслительных способностей, головокружение, головную боль, и, в конечном итоге, удушье.
- углекислый газ СО2 – продукт полного сгорания органического топлива в различных отраслях промышленности, один из основных (по массе) «парниковых газов».
- оксиды азота NO, NO2, NO3, N2O, N2O5 образуются при работе двигателей внутреннего сгорания, реактивных двигателей, на предприятиях химической промышленности. Вызывают кислотные дожди, входят в состав смога.
- диоксид серы SO2, образуется при сжигании сульфидных руд, различных видов органического топлива, содержится в выхлопных газы автотранспорта. Вызывает «кислотные дожди», участвует в образовании смога.
- озон О3, содержится в выхлопных газах автотранспорта, образуется в результате фотохимических реакций в атмосфере. Он раздражает слизистую оболочку органов дыхания, вызывает кашель, нарушает работу легких, обостряет хронические заболевания сердца.
- фреоны (хлорфторуглероды) применяются в холодильниках, аэрозолях, кондиционерах. Искусственно получены в 20-х годах 20-го века. В стратосфере под действием солнечной радиации фреоны разлагаются и разрушают озоновый слой Земли:
CF2Cl2 → CF2Cl + Cl
Cl + O3 → ClO + O2
C1O + O → C1 + O2
В результате подобной цепной реакции 1 атом хлора может уничтожить 10 тысяч молекул озона.
2) твердыми частицами, среди которых наиболее распространенными являются:
- пыль, образующаяся при добыче, переработке и транспортировке полезных ископаемых, переработка сыпучих материалов, ветровой эрозии.
- фосфаты, источником которых является производство синтетических моющих средств, фосфорные удобрения. Это приводит к химическому загрязнению водоемов, цветению воды.
- свинец, содержащийся в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания, образующийся при производстве свинцовых руд. Влияет на кровеносную и нервную систему, вызывает головную боль., обладает кумулятивным действием на организм человека.
- твердые углеводороды, содержащиеся в выхлопных газах автотранспорта. Наиболее опасен бенз(а)пирен C20H12., который образуется при нарушении процессов горения и неоднородности топливно-воздушной смеси, содержится в асфальтовых смолах. Это канцерогенное вещество.
- ртуть, источником которой является сгорание ископаемого топлива, отходы лакокрасочной промышленности. Накапливается в организме, нарушает деятельность нервной системы, вызывает отравление.
3) загрязнителями в жидком состоянии
Это в основном нефть и продукты ее переработки. При транспортировке нефти по морю и суше, при авариях танкеров на море и трубопроводов происходит загрязнение нефти углеводородами.
Мероприятия по снижению химического загрязнения атмосферного воздуха рассмотрены во 2 главе настоящего пособия.
К физическому загрязнению атмосферы относят акустическое загрязнение, электромагнитное загрязнение, радиоактивное и другие виды загрязнения [4, 9].
Шумом называется комплекс звуков, беспорядочно меняющихся во времени. Физическое понятие о звуке охватывает как слышимые, так и неслышимые колебания упругих сред. Акустические колебания в диапазоне 10 Гц – 20 кГц, воспринимаемые человеком с нормальным слухом, называются звуковыми. Акустические колебания с частотой менее 16 Гц называются инфразвуковыми, выше 20 кГц – ультразвуковыми. Для целей измерения звука принято использовать относительные логарифмические единицы – децибелы (дБ), называемые уровнем интенсивности. Ухо человека воспринимает звуки, уровень интенсивности которых расположен в пределах 0 – 140 дБ над пороговым нулевым шумом, причем верхняя граница соответствует порогу болевого ощущения [4].
Шум является общебиологическим раздражителем, действующим на структуру головного мозга, нарушает периферическое кровоснабжение, повышает артериальное давление. Шумовое антропогенное воздействие отрицательно влияет на все живые организмы. В литературе имеются данные, что интенсивное звуковое воздействие приводит к снижению удоев у коров, яйценосности у кур, потере ориентации у пчел, преждевременной линьке у птиц, а также к запаздыванию прорастания семян.
К основным мероприятиям по защите от шума относят [4, 9]:
- защитные экраны, отражающие звуковые волны;
- зонирование застройки (например, к проезжей части выносятся учреждения, являющиеся экранами для жилых домов);
- создание полос зеленых насаждений (поглощают шум);
- применение пористых материалов в стенах и перекрытиях, которые гасят звуковые волны.
Инфразвук имеет частоту звуковых колебаний менее 16 Гц . Инфразвук поражает все виды интеллектуальной деятельности человека, вызывает чувство тревоги , страха. Естественными источниками инфразвука могут быть морские штормы, землетрясения, ураганы, антропогенные источники – тяжелый транспорт, работа компрессоров, турбин, вентиляторов, крупных машин и механизмов. Защитой от инфразвука служат механические преобразователи инфразвуковых волн, глушители реактивного типа [4].
Электромагнитные излучения представляют собой колебания электрических и магнитных полей, распространяющиеся в мировом пространстве со скоростью света. Организм человека, находящегося в электромагнитном поле, поглощает его энергию, и в тканях возникают высокочастотные токи с образованием теплового эффекта. Под действием поля возникает нарушение электрофизических процессов в организме в центральной нервной системе, сердечно-сосудистой системе, щитовидной железе и т.д. Последствием является нарушение обмена веществ [4].
Защита от электромагнитных полей включает [4, 9]:
- организацию санитарно-защитных зон (мощность электромагнитного поля резко падает с расстоянием);
- создание полос зеленых насаждений (растения поглощают электромагнитные волны);
- защиту строительными конструкциями (материалы стен и перекрытий поглощают электромагнитные волны).
- заземление машин и механизмов.
Радиоактивным загрязнением называетсяпревышение естественного радиационного фона земли, вызванное как природными причинами, так и антропогенной деятельностью человека. Естественный радиационный фон Земли образован на 30% космическими лучами и на 70% излучением рассеянных радиоактивных элементов. Естественный радиационный фон земли безвреден для человека, вредное влияние оказывает ионизирующее излучение(любой вид излучения, в результате которого образуются ионы). Ионизирующее излучение имеет место при распаде атомных ядер некоторых нестабильных химических элементов, которые называютсярадионуклидами [4].
Человек во время жизни может подвергаться внешнему облучению (естественное космические излучение и утечка радиации при авариях и испытаниях) и внутреннему облучению (создается радиоактивными элементами, попадающими внутрь с пищей, воздухом, водой). Радиационные эффекты принято делить на две группы – соматические (проявляются в форме острой и хронической лучевой болезни, локальных лучевых повреждений, например, ожогов, а также в виде отдельных реакций организма, таких как лейкоз, злокачественные опухоли, раннее старение организма) и генетические (могут проявиться в последующих поколениях) [4].
Для защиты от ионизирующего излучения необходимо увеличивать расстояние от источника излучения, экранировать излучения с помощью экранов и биологических защит, применять средства индивидуальной защиты [4, 9].
К биологическим загрязнителям атмосферного воздуха относят прежде всего производства, связанные с сельскохозяйственной деятельностью. При загрязнении атмосферного воздуха биогенными веществами у человека возникают аллергические реакции, риниты, астма [4].
1.4. Правовые основы охраны окружающей среды
Экологическое право – совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека среды. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке [12-14].
Источниками экологического права, образующими экологическое законодательство Российской Федерации, являются следующие правовые документы:
I. Конституция Российской Федерации (1993 г.) провозглашает права граждан на землю и другие природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность), на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, на участие в экологических организациях и общественных движениях, на получение информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Одновременно Конституция РФ устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства, принимать участие в охране окружающей среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру. Конституция РФ также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов [15].
II. Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области охраны окружающей среды.
1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) лежит в основе природоохранного законодательства РФ и определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации [16].
Закон включает 16 глав [16]:
- общие положения (гл. I);
- основы управления в области охраны окружающей среды (гл. II);
- права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций (гл. III);
- экономическое регулирование (гл. IV);
- нормирование (гл. V);
- оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза (глава VI);
- требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (гл. VII);
- зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций (гл. VIII);
- природные объекты, находящиеся под особой охраной (гл. IX);
- государственный мониторинг окружающей среды (гл. X);
- контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) (гл. XI);
- научные исследования (гл. XII);
- основы формирования экологической культуры (гл. XIII);
- ответственность за нарушение законодательства (гл. XIV);
- международное сотрудничество (гл. XV);
- заключительные положения (гл. XVI).
2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.) регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов РФ на ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности [17].
3. Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.) устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна названы установление нормативов ПДК и ПДВ, а также платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ [18].
4. Закон РФ «О радиационной безопасности населения» (1995 г.) определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья, устанавливает перечень мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, разграничивает полномочия РФ и субъектов РФ в области обеспечения радиационной безопасности. Декларирует право граждан на радиационную безопасность и на получение объективной информации о радиационной обстановке [19].
5. Закон РФ «Об отходах производства и потребления» (1998 г.) определяет основные принципы государственной политики в сфере управления отходами, направленной на создание системы управления отходами, внедрения ресурсосберегающих технологий, максимально возможного вовлечения отходов в хозяйственный оборот, вводит институт права собственности на отходы. Однако отсутствие законодательно закрепленных экономических механизмов, стимулов, большое количество локальных актов, в основном касающихся учета и контроля в сфере обращения с отходами, не позволяет обеспечить реализацию норм и принципов указанного закона [20].
6. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (2011 г.) определяет правовые, экономические и организационные основы охраны здоровья граждан, их права и обязанности, гарантии их реализации, закрепляет полномочия и ответственность властей, права и обязанности медорганизаций, фармацевтических организаций и медработников [21].
Среди основных принципов охраны здоровья – доступность и качество медпомощи; недопустимость отказа в ней; приоритет интересов пациента при ее оказании, а также охраны здоровья детей и профилактики. Закон впервые закрепляет обязанность граждан заботиться о сохранении своего здоровья. Закон четко разграничивает бесплатные виды медпомощи и платные услуги, сохраняет ранее действовавший порядок изъятия органов и тканей для трансплантации (презумпция согласия) [21].
7. Закон РФ «О недрах» (1992 г.) регулирует правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. Закон направлен, в первую очередь, на рациональное использование недр и их загрязнение [22].
8. Земельный кодекс РФ (2001г.) регламентирует охрану земель и защиту окружающей среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель, и совершение других земельных сделок [23].
9. Водный кодекс РФ (2006 г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов. Закон направлен на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения [24].
10. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012) регулируют отношения, возникающие при пользовании лесным фондом Российской Федерации в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов [25].
11. Закон РФ «О животном мире» (1995 г.) регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды. Являясь базовым регулирующим отношения по охране, контролю и использованию объектов животного мира и среды их обитания, указанный закон предусматривает необходимость принятия на его основе специальных федеральных законов по отдельным видам пользования животным миром (охота, рыболовство) [26].
12. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.) определил, что особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Законом установлены категории особо охраняемых природных территорий, их задачи, особенности правовых режимов, меры охраны, запрет на изъятие земель государственных заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий. Таким образом, закон обеспечил создание особо охраняемых природных территорий как эффективной формы природоохранной деятельности [27]. Однако, отношения, связанные с использованием природных ресурсов особо охраняемых природных территорий, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, Водным и Лесным кодексами Российской Федерации, федеральным законом «О животном мире» и другими, поэтому развитие земельных отношений, процесс разграничения права государственной собственности на землю, а также разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления диктует необходимость совершенствования правового регулирования системы особо охраняемых природных территорий [13].
Во многих иных законодательных актах смежных отраслей права также содержатся нормы, регулирующие обеспечение природоохранных требований. Например, в Федеральных Законах «Об уничтожении химического оружия» (1997 г.) [28], «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (1996 г.) [29], «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (1997 г.) [30], «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории» (2001 г.) [31] и ряде других федеральных законов.
III. Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ затрагивают широкий круг экологических вопросов. Например, Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» [32], Указ Президента РФ от 10.08.2012 № 1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» [33], Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 (ред. от 08.01.2009) «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» [34].
IV. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по вопросам рационального использования и охраны окружающей среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т.д. Они являются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц Например, Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г.) (с изменениями и дополнениями) определяют порядок взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду [35].
V. Но
|