Взимание платы за пользование природными ресурсами. Система кадастров.
В России действует четко организованная система учета природных ресурсов и система платежей за использование природных ресурсов. Учет природных ресурсов осуществляется через систему кадастров природных ресурсов (рис.21).
Кадастры природных ресурсов – это свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, а также состав и категории природопользователей. Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды; на их базе определяется стоимость оценки природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды [70].
Единого кадастра природных ресурсов не существует, они представлены по видам природных ресурсов и образуют определенную экономико-правовую структуру [70, 73].
Государственный земельный кадастр – система документов, содержащих необходимые и достоверные сведения о природном, хозяйственном и правовом положении земель РФ, местоположении и размерах земельных участков, об их качественной характеристике, о владельцах земельных участков, правовом режиме землепользования, об оценке земельных участков, иных сведениях о земле. Данные кадастровой оценки земель учитывают при планировании использования земель, распределении использования земель, по целевому назначению, их предоставлению или изъятию при определении платежей за землю, для оценки рационального использования земель. Ведение земельного кадастра находится в компетенции Государственного комитета по земельным ресурсам и землеустройству РФ (Роскомзем) [70, 73].
В 2000-2001 гг. приняты федеральные законы «О государственном земельном кадастре», «О землеустройстве», «О разграничении государственной собственности на землю», а также Земельный кодекс, определяющие правовую основу функционирования кадастра земельных ресурсов.
Государственный кадастр месторождений – государственный кадастр месторождений и проявления полезных ископаемых – ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях; предусматривается ст. 30, 32 [22].
Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, гидрогеологические, горнотехнические, экономические, экологические условия их разработки.
Государственный водный кадастр – свод данных о водных объектах, их водных ресурсах, использовании водопользователями. На основании [24] предполагает государственный учёт вод – систематическое определение и фиксацию количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории. Осуществляется в целях обеспечения текущего и перспективного планирования использования водных объектов, их восстановления и охраны. Государственный учёт подземных и поверхностных вод базируется на данных учёта использования поверхностных и подземных вод, представляемых водопользователями, и государственного мониторинга водных объектов.
На основе материалов водного кадастра определяется целевое использование вод, проводится паспортизация водных объектов, изъятие из хозяйственного оборота наиболее ценных, вводятся ограничительные меры по водопользованию с целью охраны водных источников.
Государственный лесной кадастрв соответствии с [25] содержит сведения о правовом режиме лесного фонда, о количественной и качественной оценке состояния лесов, о групповом подразделении и категории лесов по их защищённости, даётся экономическая оценка леса. Сведения лесного кадастра используются для определения экономической и экологической значимости лесов, при выборе сырьевых баз для заготовки древесины, для проведения лесовосстановительных работ, замены малопродуктивных лесов высокопродуктивными лесными угодьями. Лесной кадастр ведёт федеральное агентство лесного хозяйства при правительстве РФ и её органы на местах (Рослесхоз).
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий – включает сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, о режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, об эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности; предусматривается в ст. 4 [27]. Кадастр ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, поведения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.
Кадастр ведется по особо охраняемым природным территориям федерального значения – федеральными органами исполнительной власти, организациями, в ведении и управлении которых такие территории находятся (заповедники, национальные парки, памятники природы).
Своеобразным кадастром редких животных и растений служит Красная книга Российской Федерации, Красные книги республик, краев и областей. О каждом виде включенных в красную книгу растений дается следующая информация: название и положение в системе, статус, распространение, места обитания, запасы, размножение, причины изменения запасов, культивирование и необходимые меры охраны, источники информации.
Красная книга постоянно корректируется: одни виды исключаются (когда непосредственная опасность их уничтожения миновала), другие включаются (если имеются сведения об угрожающем сокращении видов ареала – площади их естественного распространения) [70, 73].
Красная книга не имеет силы юридического документа (само по себе включение в нее какого-то вида не ведет к автоматическому установлению запрета на его добывание или взятие под охрану местообитания), но это серьезная основа для принятия законодательных актов, научно обоснованных программ практических мероприятий по спасению редких видов. Неоценима роль Красной книги и в воспитании, пропаганде разумного и бережного отношения к природе [70, 73].
Реестр охотничьих животных включает данные количественного и качественного учетах охотничьего фонда, устанавливаются ограничения охоты на те виды, которые проявляют устойчивые тенденции к снижению численности популяций. Ведет реестр управление охоты и охотничьего хозяйства РФ, подчиненное Министерству сельского хозяйства [70, 73].
| | | | | | | Кадастры природных ресурсов и ведущие их организации
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Рис. 21. Кадастры природных ресурсов РФ.
Реестр рыбных запасов ведет качественный и количественный учет рыбных запасов во внутренних водоемах России. Реестр составляет Комитет по рыболовству РФ [70, 73].
Реестр загрязнителей природной средыведется с целью учёта загрязнений окружающей среды, выбросов, сбросов, захоронений отходов, качественной и количественной оценки. Ведение реестра загрязнителей возложена на МПР [70, 73].
Плата за использование природных ресурсов подразделяется на два основных вида [70, 73]:
1) плата за право пользования;
2) плата за воспроизводство и охрану природных ресурсов.
Плата за право пользования природными ресурсами является формой реализации экономических отношений между собственником природных ресурсов (объектов) и природопользователем, и включает в себя следующие составляющие [74, 75]:
• рента (плата за использование природных ресурсов) – доход, который получает собственник природного ресурса, сдавая его в аренду или эксплуатируя самостоятельно, величина дохода определяется, в первую очередь, природными свойствами ресурса. Для отдельных видов природных ресурсов рента имеет различное название. В горном законодательстве это платежи за пользование недрами, в лесном законодательстве – лесные подати за краткосрочное пользование участками лесного фонда и арендная плата – при их аренде, водный налог – в водном законодательстве.
• отчисления на воспроизводство, восстановление и охрану природных ресурсов (Водный кодекс РФ [24] предусматривает отчисления на восстановление и охрану водных объектов, ФЗ РФ «О недрах» [22] – отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы).
• штрафы за сверхлимитное (сверхнормативное) использование природных ресурсов.
• иные платежи, связанные с использованием природных ресурсов, отражают специфику реализации принципа платности ресурсопользования в отношении отдельных природных ресурсов. (например, горное законодательство предусматривает в качестве платежей сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий, акцизы, плату за землю или акваторию и участок дна территориального моря, плату за геологическую информацию о недрах, Водный кодекс РФ – сбор за выдачу лицензий на водопользование).
Плата за ресурсопользование распределяется между бюджетом РФ и бюджетами субъектов РФ, на территории которых осуществляется использование природных ресурсов.
В настоящее время действуют следующие виды платежей (налогов) за пользование отдельными видами природных ресурсов:
-земля (плата за пользование землей взимается в соответствии с [23] в форме земельного налога и арендной платы. Земельный налог взимается с собственников, пользователей и владельцев земельных участков. Арендная плата соответственно платится арендаторами, ее размер определяется соглашением сторон.
- лесные ресурсы (за пользование лесным фондом взимаются лесные подати (при краткосрочном пользовании) и арендная плата (при аренде участков лесного фонда) – ст. 103 [25]);
- водные ресурсы (система платежей, связанных с пользованием водами, включает плату за пользование водными объектами (водный налог), плату на восстановление и охрану водных объектов – ст. 123 [24]);
- животный мир (в соответствии с [26] система платежей за пользование животным миром включает в себя плату за пользование животным миром и штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.
- недра (при пользовании недрами производятся платежи в виде сбора за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии, платы за пользование недрами, отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизов, платежи за пользование акваторией и участками морского дна – ст. 39 [22]).
|