Политич.мысль эпохи Возрождения и Нового времени. Возрождение:
ТОМАС МОР
Англ. гуманист и гос. деятель. В своей книге «Утопия» описал идеальное гос-во. В нем отсутствует частная собственность, трудовая деят-ть явл-ся обязанностью каждого члена о-ва. Благодаря хорошей орг-ции труда, появляется возм-ть сократить рабочий день до 6 часов. Гос-во занимается учетом и распределением всех мат. богатств. Орг-цией пр-ва занимается местная община, люди живут в согласии с природой и друг с другом.
НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ
Италь. теоретик политики. осн. труд – «Государь». Здесь он доказывает, что в сфере политики люди руководствуются специфическими, отличными от др. сфер жизни мотивами поведения и успех здесь опред-ся не религиозным рвением и не благородством идей, а верным расчетом и умением предвидеть последствия тех или иных действий и событий. По его мнению, политика – это отражение природы человека, а она отнюдь не благая.
ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА
Италь. ф-ф и полит. Деятель. Гл. труд – «Город солнца» - христианско –коммунистическая утопия, совершенное гос-во, в кот. господствуют философы-священники во главе с Метафизиком. Это подчеркнуто социально-однородное о-во, проповедующее простую религию и ведущее философский образ жизни общиной.
Новое время в Европе – это период буржуазных революций. Англ. философ и полит. деятель ТОМАС ГОББС в своей книге «Левиафан» рассматривал гос-во в качестве инструмента подавления природного эгоизма людей, их сползание к природному состоянию войны всех против всех. Для этого гос-во должно применять сильные и жестокие меры. Осуществляющий власть правитель не ограничен в своих действиях волей подданных.
ДЖОН ЛОКК говорил о том, что люди, движимые защитой собственного интереса, не всегда вредят друг другу, а способны согласовывать свои поступки.
Гоббс, Локк и Руссо явл-ся представителями теории общественного дог-ра – принципа согласования интересов и действий людей ради установления порядка в обществе.
Гоббс говорил, что правитель находится вне рамок договора. Он не связан им, а также имеет право не подчиняться своим собственным законам. Локк считает правителя участником общественного дог-ра, кот. принимает на себя определенные обяз-ва. Он рассматривал право людей на жизнь, на свободу, на собственность как само собой разумеющееся и естественное. Гос-во не должно посягать на эти права, а обязано защищать их.
Политич.мысль Зап.Европы в 19 веке.
В данный период активно развивалась буржуазная демократия, образовывались современные формы государств, в которых буржуазия получала полное политич. господство.
Ведущим течением был либерализм.
Основоположником утилитаризма является английский философ и юрист Иеремия Бентам. Общественные интересы, общественное благо он сводил к сумме частных интересов и благосостояния. Реализацию принципа пользы он связывал с гарантиями прав и свобод, которое обязано было обеспечить демократическое государство.
По Миллю, в основе соц. противоречий лежит противоположность «большинства посредственностей» и «меньшинства просвещенных».Милль разработал оригинальную систему выборов в эти органы, согласно которой образованные люди должны получить право голосовать в нескольких избирательных округах, в то время как остальные будут иметь возможность подачи голосов только в одном округе.
КАРЛ МАРКС создал теорию, оказавшую влияние на полит. практику ХХ века. Осн. компоненты полит. теории марксизма:
1)принцип экон. детерминации (взаимосвязи) полит. жизни (бытие определяет сознание)
2)принцип классовой борьбы как источника полит. и истор. развития
3)рабочий класс – носитель всеобщего полит. интереса
4)диктатура пролетариата.
К.Маркс и Ф.Энгельс предложили и свое видение происхождения гос-ва, показав, что оно является продуктом классовых отношений и возникает из потребности регулирования отношений между классами. В отличие от Гегеля основным принципом гражданского об-ва Маркс считал не индивидуализм, а коллективизм.
Развитие политической мысли в России.
К первым письменным памятникам политического характера относится «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллориона.В условиях феодальной раздробленности в летописях появляется тема объединения русских земель и их борьбы с внешними врагами.
В 18 ст.в Россию стали проникать и находить своих сторонников идеи европ. Политич. Мыслителей.Русский историк и гос.деятель В.Н.Татищев выступал против крепосничества.Был ярым сторонником самодержавия и считал,что эта форма гос.правления необходима для такой большой страны как Россия.
И.Т.Посошков,защищая интересы купцов,он выступал за регламентацию их деятельности,за строгое выполнение ими царских указов.
19 столетие в истории политич.мысли России хар-ся широким спектром политич.идей.
Западники(П.В.Анненков,В.П.Боткин,Грановский,К.Д.Кавелин,И.С.Тургенев)выступали за принятие Россией Заподноевропейских политич.ценностей.Они призывали к более быстрому развитию в России промышленности,транспорта,торговли,предлагали освободить крестьян с небольшими наделами земли.
Славянофилы(К.С.Аксаков,И.В.Киреевский,А.С.Хомяков)считали неприемлимым для России заподноевропейский опыт политич. ,соц.-экономич.развития.Они доказывали, что провославная Россия соберет под знаменем православия всех славян,а затем и европейские народы, исповедующие католицизм,в результате чего будет образована мировая цивилизация.,ядром кот.будет Россия.
А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский положили начало движению разночинной интеллигенции,получившему название «народничество».
М.А.Бакунин кроме взглядов народничества активно отстаивал идеи анархизма.
В конце 80-90гг.19 века революционное народничество уступило место либерально-народническому направлению,представители кот.(Н.К.Михайловский)стремились путем обращения к самодержавию воплотить в жизнь народническую идею наделения крестьян землей.
В.И.Ленин –сторонник пролетарской революции,в р-те кот. Была бы установлена диктатура пролетариата и построено социалистическое, а затем и коммунистич. об-во. Обосновал идею о том, что полит. партия явл-ся важнейшем инструментом в завоевании полит. власти рабочим классом.
Политич.мысль Беларуси.
Первые письменные памятники политич.хар-ра были посвящены укреплению феодальной власти и утверждению христианской религии.Это было характерно для произведений таких древне беларусских мыслителей,как Е.Полоцкая и К.Туровский.В пр-се укрепления феодально-крепостнических порядков в ВКЛ появл.опубликованные на древнебелорусском языке правовые акты(1,2,3 статуты ВКЛ).
В 15-16вв.возникают идейно-политич.течения,связанные с общеевропейским гуманизмом,Реформацией и Возрождением.
Ф.Скорина.Его политич.взгляды были направлены на утверждение в народе правосознания,а в гос-ве правосудия и справедливости.Закон должен быть основой,на кот.существует об-во.Отсутствие законности ведет к хаосу и разрушению единства об-ва,его гармонического развития.Политич.идеал Скорины-гуманная и сильная власть.
С.Будный «Катехизис»,и «О светской власти».Считал,что право владения собственностью в гос-ве должны иметь все граждане-от феодала до крестьянина.Отстаивал интересы городских ремесленников и купцов,труд и занятия кот.он считал необходимым для об-ва.Сформулировал основные факторы,обусловливающие необходимость власти.Кним он относил установление порядка в гос-ве,охрану интересов личности и гос-ва.
Михалон Литвин.Он подверг резкой критике гос-во,которое нарушает равноправие людей.стронник коллективного правления.
М.Гусовский.Особое место отводилось чертам идеального правителя гос-ва.Он ярый противник захватнических и междоусобных войн.
Лев Сапега.Выступал за единое,централизованное,независимое и правовое гос-во,законы в котором защищают не только управляющих,но и управляемых.
Особое место в общественно-политич.мысли 17-18вв.занимала проблема освобождения беларуси от Польши и воссоединения ее с Россией.Представители –С.Полоцкий,Афнасий Филиппович.
К.Калиновский.Нац.освобождение он связывал с с решением соц.проблем,с развитием нац.культуры,с введением обучения на бел.языке,с демократизацией общественного строя.Он положил начало народническому движению в Беларуси.
|