Обратная связь
|
Понятие политической системы общества. Структура политической системы. Термин «политическая система» в политологии стал активно применяться с середины 20в.Т.ПАРСОНС,согласно его концепции об-во представляет собой сложну соц.с-му состоящую из 4-х подсистем:экономич.,соц-ная,политич. ,духовная.Значение политич.с-мы-это обеспечение интеграции,выработки и реализации общих целей.Д.ИСТОН-в 1953г. книга «Политич. С-ма», «Предел политич. Анализа».Он представил политич. С-му как развивающийся саморегулирующийся механизм,активно реагирующий на поступающие требования-команды.1вид импульса-требования:матер.благ, расширение возможностей. 2вид-поддержка:материальная(своевременная уплата налогов),духовная(соблюдение норм,законов,активное участие в политич.пр-сах).К функциям на "входе" в политическую систему относятся: - политич. социализация и рекрутирование;- артикуляция интересов; - агрегирование интересов; - политическая коммуникация.На “входе” политическая система выполняет функцию политической социализации и рекрутирования. Политич. социализация – это процесс освоения личностью политики как особой сферы жизнедеятельности. Политическое рекрутирование означает функцию заполнения ролей в политической системе. Артикулирование интересов – процесс, посредством которого выражаются требования. Они определяют настроения и требования, формирующиеся в обществе, властным органам. Агрегирование интересов – функция превращения требований в альтернативы государственной политики. Данная функция предполагает сбор, накопление интересов.Функция политич. коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой и средой.Сигналы на «входе» должны быть постоянными.На "выходе" политическая система выполняет функции:- нормотворчества;- применения правил и норм;- контроля за соблюдением правил и норм.Функция нормотворчества включает в себя процесс разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность соц. институтов. Контрольная функция находится преимущественно в компетенции судебной ветви власти.СТРУКТУРНО-функциональный подход-Г.Алмонд.Политич.с-ма-это сов-ть политич.институтови отношений посредством которых в об-ве осуществляется политич.власть. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧ.С-МЫ:Политич.с-ма-это сложное образование,кот. состоит из взаимосвязанных элементов (:1.Институциональная-сов-ть основных институтов и взаимоотношений между ними.2.нормативная-включает как формальную-закрепленную в законодательных актах(законы, указы)и неформальная часть традиции,обычаи ,мораль .3.функциональная-сов-ть методов и способов осуществления политич.власти и осущ.политич .режимом.4.коммуникативная-сов-ть каналов политич.взаимодействия.5 .идеологическая-сов-ть различных политич.идей и представлений субъектов политики.6.культурная-комплекс типичных для конкретного об-ва политич.ориентаций,установок,ценностей и моделей политич.поведения.
Функции политической системы общества. Типы современных политических систем.
Ф-ЦИИ ПОЛИТИЧ.С-МЫ:1.Организаторская(управленческая)-предпологает определение стратегических целей и перспектив об-енного развития.2.интегративная-консалидация об-ва,обеспечение функционирования об-ва как единого целого.3.регулятивная-отвечает за упорядочение и за регламентацию политич.поведения и политич.отношений в гос-венно организованном об-ва.4.мобилизационная-отвечает за концетрацию об-енных ресурсов на важнейших направлениях развития об-ва.5.распределительная-означает наличие пр-сов распределения произведенных об-вом матер.благ. 6.легитимации.ТИПЫ ПОЛИТИЧ.С-М:Алмонд выделил -Политические системы англо-американского типа отличают прежде всего целостность и определенность политической культуры, нормы и ценности которой разделяет подавляющее большинство общества и поддерживают государственные институты.В политических системах этого типа обеспечено полное господство легальных форм политической борьбы.-континентально-европейского тип наличие менее однородных политических культур, включающих в себя не только современные демократические ориентации, но и элементы старых верований, традиций, стереотипов. Страны доиндустриального и частично индустриального уровня развития. В таких странах наиболее почитаемые населением традиции порой бывают прямо противоположными, что придает крайне противоречивый характер политическому процессу, обусловливая сосуществование едва ли не взаимоисключающих тенденций в сфере устройства государственной власти.
Тоталитарные политические системы (жесткие гегемонии) выражают идеологическую и административную монополию власти над обществом. Власть предельно централизована, политические роли принудительны, а насилие является по сути единственным способом взаимодействия государства и общества. Авторитарная политическая система.Эта система характеризуется властвованием сравнительно небольших элитарных и иных груш при опоре на силовые средства власти и минимальном участием граждан в решении политических задач властвования. Демократическая политическая система. Демократическая политическая система основана на морально-правовом признании народа в качестве единственного источника власти в государстве, на реализации принципа равенства социальных прав и свобод всех граждан страны. Демократическая система обеспечивает свободный выбор обществом путей и форм развития. Она характеризуется многообразием форм собственности, властью большинства в государстве при соблюдении прав и свобод меньшинства, верховенством закона по отношению ко всем гражданам страны, минимальным или на уровне среднего вмешательством государства в хозяйственную деятельность общества в основном через налоговую систему и субсидирование, через управление государственной формой собственности.
Смешанные политические системы. Для таких систем характерно непоследовательное разделение властей или оно вовсе отсутствует. Армия и бюрократический аппарат часто берут на себя законодательные функции, а законодательные органы вмешиваются в судебную деятельность. Политическое участие граждан в таких системах проявляется периодически или ограничено местным самоуправлением
Политическая система РБ.
Существует множество моделей политической системы, но все они направлены на то, чтобы показать, как властные органы взаимодействуют с гражданами, или как часто говорят с народом. Модель политической системы Республики Беларусь можно представить следующим образом:
Центры принятия политических решений осуществляют государственное управление. «Государственное управление – это наука о характере и функциях государства и его правительства как органа, через который государство реализует свою власть, о целенаправленном курсе действий органов власти по формированию и реализации важнейших направлений государственной политики, о сущности и содержании процессов принятия политических (управленческих) решений». Центры принятия важнейших государственных решений в Республике Беларусь: Президент Республики Беларусь, Правительство (Совет Министров), Парламент (Национальное собрание), система судов.
Государственная политика – это целенаправленный курс институтов государственной власти на разрешение общественных проблем. Функционирование любой политической системы – это процесс переработки интересов и потребностей общественных групп в различные направления государственной политики, такие, как: промышленная, налоговая, кредитно-финансовая политика, политика в области предпринимательства и частного бизнеса, инвестиций, социальное обеспечение, образование, здравоохранение, экологическая политика, молодежная политика и т.д.
На развитие политической системы Беларуси большое влияние оказали республиканские референдумы. В Беларуси состоялось два республиканских референдума: в мае 1995 и в ноябре 1996 года. По результатам майского референдума 1995 года, большинство граждан Беларуси высказалось за конституционное закрепление двуязычия, изменение государственной символики укрепление экономических и политических связей с Российской федерацией, а также за право Президента на роспуск парламента в особых случаях, оговоренных в законе. По результатам референдума 24 ноября 1996 года была принята редакция Конституции Республики Беларусь с изменениями и дополнениями, предложенными Президентом А.Г.Лукашенко. Кроме того, был перенесен День независимости Республики Беларусь на 3 июля, сохранена смертная казнь, сохранена государственная форма собственности на землю. Не получил поддержки проект конституции, вынесенный на республиканский референдум депутатами фракции коммунистов.
|
|