Результаты и проблемы пенсионной реформы В настоящее время происходит переход к трёхуровневой системе пенсионного обеспечения:
1) базовая часть формируется за счёт 14% от фонда оплаты труда. Эта сумма поступает в федеральный бюджет, а затем в Пенсионный фонд РФ и используется для выплаты социальной пенсии и базовой части трудовой пенсии.[6] В случае недостатка поступлений федеральный бюджет компенсирует образующийся дефицит;
2) страховая часть пенсии (11-14% от фонда оплаты труда) поступает сразу в Пенсионный фонд РФ. Она используется для выплаты условно-накопительной части трудовой пенсии, размер которой зависит от стажа работы, платежей пенсионера в Пенсионный фонд РФ, средней величины заработной платы по стране;
3) накопительная часть пенсии (2-6% от фонда оплаты труда) поступает на специальный индивидуальный счёт работника. Будущий размер выплат зависит от взносов работника и дохода от инвестирования накопительной части пенсии.
Кроме того, работник (или работодатель) могут добровольно делать взносы в негосударственные пенсионные фонды, чтобы впоследствии получать от них пенсию.
Трёхуровневая система позволяет осуществлять переход от распределительной системы пенсионного обеспечения к системе с преобладанием страхового принципа. Это способствует повышению устойчивости пенсионной системы. Помимо этого, за счёт большей дифференциации пенсий вырастет заинтересованность граждан (особенно со средними и высокими доходами) в участии в пенсионной системе, а значит и в легализации своих заработных плат.
Современный период пенсионной реформы является одним из основных в переходе от распределительной системы пенсионного обеспечения к смешанной накопительно-распределительной системе.[7] В настоящий момент граждане впервые могут самостоятельно определить, кому они доверят инвестирование накопительной части своей пенсии. Для реализации этого этапа были осуществлены следующие мероприятия:
1) практически сформирована нормативная база для трёхуровневой системы пенсионного обеспечения;
2) создан Общественный совет по инвестированию средств пенсионных накоплений, который провёл первые заседания;
3) проведены конкурсы по выбору управляющих компаний и спецдепозитария;
4) заключены договоры между Пенсионным фондом РФ и управляющими компаниями на управление накопительной частью пенсии;
5) проведена рассылка писем гражданам о размере накопленных за 2002 г. средств на их индивидуальном счёте и бланков заявлений для выбора управляющей компании;
6) подписаны соглашения об удостоверении подписей на заявлениях о выборе частной управляющей компании между несколькими крупными банками и Пенсионным фондом РФ.
В ходе реализации указанных мероприятий возникли определённые проблемы, отрицательно влияющие на ход пенсионной реформы:
1) технические проблемы в Пенсионном фонде с рассылкой писем гражданам привели к срыву сроков проведения пенсионной реформы.[8] В результате задержки рассылки писем на три месяца целый год оказался во многом потерян для пенсионной реформы;
2) отсутствие информационной кампании о пенсионной реформе ведёт к тому, что большая часть населения не очень хорошо знает, как можно распорядиться накопительной частью своей пенсии;
3) сложность подачи заявления о выборе управляющей компании сокращает число граждан, которые доверят им управление своими пенсионными накоплениями;
4) отсутствие механизма раскрытия информации о деятельности частных и государственных управляющих компаний, а также самого Пенсионного фонда РФ приводит к сложности выбора населением управляющей компании для наиболее эффективного инвестирования пенсий;
5) отсутствие закона о методике расчёта размера пенсии в зависимости от суммы накопленных средств на индивидуальном счёте сокращает прозрачность пенсионной реформы и ограничивает мотивацию граждан к участию в пенсионной реформе;
6) юридическая неопределённость статуса Внешэкономбанка в качестве государственной управляющей компании, а также самого Пенсионного фонда РФ повышает вероятность возникновения конфликтов между ними, частными управляющими компаниями и гражданами;
7) недостаточно жёсткие требования к частным управляющим компаниям позволили пройти конкурс 55 компаниям, большая часть из которых, вероятно, не сможет принять активного участия в реформе, а выбравшие их граждане не будут получать стабильный доход от инвестирования их пенсионных накоплений.
Единая пенсионная система государственных пенсий в России не состоялась. Другого вывода сделать, к сожалению, нельзя. В последние годы для многих категорий работников введены особые, привилегированные по своему уровню и условиям государственные пенсии либо весомые доплаты к «обычным» пенсиям. Все эти «особые» пенсии и доплаты регулярно повышаются пропорционально росту оплаты труда соответствующих продолжающих трудиться чиновников, в отличие от обычных пенсий, размеры которых практически оказались замороженными, несмотря на высокую инфляцию и продолжающийся процесс обесценения рубля.
С 1990 по 2015г. законодательство о пенсионном обеспечении в России полностью обновилось. Эта часть социального законодательства претерпела кардинальные изменения, как по существу, так и по форме.[9]
В последние годы наши законодатели практически все время говорили о необходимости серьезных реформ в пенсионной сфере, и вот как говорится дождались, в декабре 2013 г., депутатами были приняты законы о накопительной и страховых пенсиях, и именно на данных законах и будет основываться новая пенсионная реформа 2015 года в России, которая начала действовать с 1 января 2015г. А до этого времени граждане РФ должны были определиться, как поступить с накопительной частью пенсии – оставить и инвестировать ее посредством негосударственных пенсионных фондов, либо же перевести эти 6% в страховую часть.
И все же, что нового и есть ли что-то хорошее, что принесла пенсионная реформа 2015 года гражданам России и какие существуют на этот счет последние новости и изменения. Во-первых, был введен новый порядок учета пенсионного вклада, то есть пенсионные права россиян накапливаются не в деньгах, а в так называемых коэффициентах (баллах). И для того чтобы заработать право на пенсию по старости необходимо набрать за всю свою трудовую жизнь не менее 30-ти баллов (пенсионных). При этом, пенсионная реформа 2015 началась со стандартной для всех величины личного пенсионного коэффициента в размере 6,6 и далее за каждый проработанный год его будут увеличивать на 2,4 балла до достижения 30-ти пенсионных баллов.
Кроме этого, новая пенсионная реформа в России 2015 года предусматривает увеличение минимального трудового стажа с 5-ти до 15-ти лет. Но нужно отметить, что данные изменения вступят в силу не сразу, а постепенно до 2025 года, при этом предусмотрено, что начиная с 2015 года минимальный трудовой стаж будет приравнен к 6-ти годам.
Таким образом, пенсионная реформа 2015 года привела к тому, что пенсию (трудовую) теперь стало получать сложнее, да и произвести расчет пенсии с учетом всех повышающих коэффициентов получается не у каждого.[10]
|