Перспективы реформирования пенсионного законодательства Сегодня на наших глазах происходит формирование законодательства, которое будет определять состояние пенсионной системы государства, как минимум, на ближайшие десять лет. От того, каким станет это законодательство зависит будущее не только ныне работающего населения, но и тех молодых людей, которые начинают свою профессиональную трудовую деятельность. Можно сказать, что на отношение к государству его граждан сильно повлияет то, насколько внимательно и серьёзно власти отнесутся к сегодняшнему и завтрашнему дню недееспособной части населения.
Положение с пенсиями в течение девяностых годов нельзя было назвать стабильным. Особенно тяжёлая ситуация сложилась в 1997-1998 годах, когда реальный размер пенсии снизился в два раза, а получить эти крохи на руки не удавалось месяцами, из-за многомесячных задолженностей. В последние три года ситуация стала выправляться, но, по большому счёту, долгосрочные проблемы ещё не решены. По-прежнему, современная пенсионная система даёт гигантскую нагрузку на систему оплаты труда и страховых взносов. Россия входит в число пятнадцати стран с самыми высокими ставками взносов, из-за чего происходит ослабление налогооблагающей базы.
Второй причиной пробуксовки пенсионной системы стала её перегруженность большим числом обязательств, часто не оправданных ни экономически, ни социально. А ведь на сегодня, по данным Минтруда, из трудоспособного возраста выбыло 1,5 миллиона человек, а вошло в него – 2,4 миллиона. И это ещё без учёта сокращения продолжительности жизни населения.
Новый вариант решения проблемы заключается в том, чтобы финансировали ранний выход своих специалистов сами работодатели, а не всё население страны и только в том случае, если этот выход на сегодняшний день оправдан, а не является историческим атавизмом.[14]
Это значит, что по наиболее массовому виду досрочного выхода на пенсию – в связи с особыми вредными условиями труда – с 1 января 2003 года введён новый механизм финансирования. Для тех предприятий, которые имеют рабочие места, позволяющие работникам выходить на пенсию досрочно, схема накопительного финансирования досрочной пенсии действует через профессиональные пенсионные системы. В подобную систему работодатель должен выплачивать взносы, и не маленькие. Если работа предполагает выход на пенсию за десять лет до общего срока, то в размере от 25 и более процентов, в зависимости от зарплаты работника. Если – за пять лет до пенсионного возраста, то ставка составит 12-15 процентов.
Для финансирования досрочных пенсий своих работников, работодатель имеет возможность на основе коллективного договора заключить соглашение с негосударственным пенсионным фондом, либо формирует накопления с участием Пенсионного фонда РФ.
В связи с этим назрела и проблема пересмотра и повторной аттестации «привилегированных» профессий на предмет их соответствия вредным условиям труда. Если в результате выяснится, что условия труда изменились, то и действие закона на данное рабочее место прекратится. Так выглядит основной пакет законов пенсионной реформы. Что сулит нам их реализация – трудно спрогнозировать.
Перспективы пенсионной реформы от 1 января 2015 года. Начнем с того, что всем пенсионерам, которым уже была начислена пенсия до 1 января 2015 года – не стоило волноваться по поводу того, что размер их пенсии, каким-то образом уменьшиться – это не так, поскольку все пенсионные права исполняются в полном объеме. И даже несмотря на то, что после нового пересчета пенсии в России (с января 2015 г.) согласно новой формуле у вас при перерасчете получилась меньшая сумма, все равно пенсия будет вам платиться в прежнем размере.[15]
Хотелось бы отметить, что пенсия в России с 1 января 2015 года стала рассчитываться по-другому, только для тех граждан, которые пока еще не достигли пенсионного возраста или же начнут свою деятельность трудовую в 2015 году. Так согласно новому федеральному закону под №400 «О страховых пенсиях», для того чтобы рассчитывать на страховую пенсию по старости, потребуется: достижение возраста 55-ти лет для женщин и 60-ти для мужчин, наличие не менее 30-ти баллов (индивидуальных) и наличие не менее чем 15-ти летнего страхового стажа, который кстати, начиная с 2015 года приравняют к 6 годам и до 2024 года ежегодно будут увеличивать на один год.
Кроме страховой пенсии, с 1-го января 2015 года в России, в систему обязательного пенсионного страхования ввелась еще и накопительная пенсия, которая будет передаваться из пенсионного фонда РФ в управляющую компанию или же негосударственный пенсионный фонд, который был выбран гражданином. Стоит отметить, что страховые пенсионные накопления теперь формируются в так называемых пенсионных баллах, стоимость которых ежегодно будет увеличиваться, а вот индексация накопительной части пенсии – не планируется, при этом ее доходность всецело зависит от правильности способа инвестирования.
Заключение
К сожалению, реальная ситуация на современном этапе в России такова, что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существования, поистине сложное. Крайне низкий уровень пенсионного обеспечения для подавляющего большинства старых и нетрудоспособных граждан, не гарантирующий даже физиологического минимума, необходимого для выживания человека превратил наиболее социально уязвимые слои населения в заложников экономических реформ в стране.
Положение усугубляется также тем, что на фоне обнищания населения создаются системы привилегированных пенсий главным образом для представителей всех структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения, что делает эту систему чрезвычайно дорогой для государства. Это, в свою очередь, приводит к финансовой необеспеченности реализации норм законов, адресованных всему населению, в связи с чем их действие фактически приостанавливается.
Если общество не сможет переломить сложившуюся ситуацию, то нынешнее состояние социального обеспечения в России станет хроническим на многие десятилетия.
Как следует из вышеизложенного, во многом успех преобразований зависит от того, удастся ли путем осуществления запланированных изменений стимулировать увеличение доли фиксируемой заработной платы в стране и, таким образом, обеспечить своеобразное самофинансирование пенсионной реформы.
Не до конца проясненными остаются и вопросы конвертации созданных в рамках распределительной системы пенсионных прав, гарантирования накопительных взносов, их наследования в случае смерти страхователя до наступления пенсионного возраста, участия в управлении накопленными пенсионными взносами и их инвестировании негосударственных пенсионных фондов.
Успешность проведения пенсионной реформы для многих в России будет являться показателем успешности всех рыночных реформ. Относительно благоприятная демографическая ситуация в ближайшие пять лет, достигнутая стабилизация общеэкономического состояния и состояния Пенсионного фонда России являются хорошими предпосылками для начала реформы.
Предложения по реформированию пенсионной системы России:
1) Особое внимание необходимо уделить возможности совершенствования пенсионного законодательства и регулирования.
2) Российскую пенсионную систему нужно продолжать корректировать, планомерно заменяя бюджетные источники ее финансирования рыночными.
3) Организовать лекции для граждан всех возрастов по теме социального страхования, в том числе пенсионного. Необходимо включить в государственный образовательный стандарт специальную методику, которая объясняла бы всем гражданам их права в пенсионной системе.
4) Реформирование пенсионной системы требует комплексного подхода. Невозможно реформировать пенсионную систему в отрыве от реформы заработной платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики и подъема в реальном секторе народного хозяйства.
Деятельность государства в такой стратегически важной сфере, как пенсионное страхование, должна быть строго концептуальна: все должны знать, в какую сторону нужно двигаться, чтобы пенсионная система, получала должное развитие.
Список используемой литературы
Нормативные правовые акты
1.Конституция Российской Федерации: принята Всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. – М., 2015. № 31. - Ст. 4398.
2. Российская Федерация. Законы. О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан : федер. закон : [от 04.06.2011 г. № 126-ФЗ, в ред. от 02.07.2013 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 23. - Ст. 3266.
3. Российская Федерация. Законы. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: федер. закон : [от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ, в ред. от 21.07.2014 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4831.
4.Федеральный закон от 29 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях».
5.Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Научная и методическая литература
1.Галаганов В.П. Право социального обеспечения. – М.: Academia, 2012. – 448 с.
2.Григорьев И.В. Учебное пособие «Право социального обеспечения». Уральский государственный юридический университет, Москва, Юрайт, 2015, 233 с.
3.Уткин Д.В., Овсянникова Е.А. Учебное пособие «Право социального обеспечения», ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I», Воронеж, 2015, 263 с.
4.Право социального обеспечения России: учебник / М.О. Буянова [и др]; отв. Ред. К.Н. Гусев. – М.:Проспект, 2011. – 640 с.
5.Право социального обеспечения: учебник под. Ред. Шайхатдинова В.Ш. – М.: Юрайт, 2015. -717 с.
6.Сулейманов Г.В. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Г.В. Сулейманов. – М.: Юрайт, 2013. – 574 с.
7.Алешина, С.А. Пенсионное обеспечение и предоставление социальных гарантий в системе МВД России : вопросы и ответы / С.А. Алешина // Пенсия. - 2015. - № 6. - C. 44-46.
8. Внукова, Т.Б. Практика досрочного назначения трудовых пенсий по старости : вопросы и ответы / Т.Б. Внукова // Пенсия. - 2015. - № 6. - C. 26-32.
9. Как осуществляется перевод с одного вида пенсии на другой? // Электрон. журн. «Азбука права». - 2015. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
10. Как оформить пенсию по случаю потери кормильца? // Электрон. журн. «Азбука права». - 2015. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
11.Как перевести пенсионные накопления из одного негосударственного пенсионного фонда в другой? // Электрон. журн. «Азбука права». - 2015. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
12. Лещенков, Ф.А. Пенсии и льготы для инвалидов I, II и III групп в соответствии с законодательством Российской Федерации / Ф.А. Лещенков // Законодательство и экономика. - 2015. - № 4. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
13. Сивакова, И.В. Новеллы пенсионной реформы : альтернативные варианты досрочного пенсионного обеспечения по старости / И.В. Сивакова // Соц. и пенс. право. - 2015. - № 1. - С. 22-26. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
14. Соловьев, А.К. Проблемы государственного регулирования пенсионного возраста с позиции формирования пенсионных прав застрахованных лиц / А.К. Соловьев // Пенсия. - 2015. - № 6. - C. 47-55.
15. Соловьев, А.К. Социально-экономические условия и последствия повышения пенсионного возраста в Российской Федерации / А.К. Соловьев // Пенсия. - 2015. - № 4. - C. 66-73.
16.Чижик, Л.И. Организация работы территориальных органов ПФР по предоставлению государственных услуг населению / Л.И. Чижик // Пенсия. - 2015. - № 1. - C. 45-53.
17.Что влияет на размер страховой пенсии по старости? // Электрон. журн. «Азбука права». - 2015. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
18.Чупрова, Е.В. Проблемы реализации принципа государственной гарантии соблюдения прав застрахованных лиц в российском пенсионном законодательстве / Е.В. Чупрова // Адвокат. - 2015. - № 4. - С. 60-63.
|