Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Сферы и звенья финансовой системы РФ

Вопрос1 Сущность и функции финансов, сферы и звенья финансовой системы рф

Часто понятие «финансы» отождествляют с понятием «деньги», но хотя финансы без денег существовать не могут, этого делать не следует.

Дефиниция «финансы» впервые возникла в XIII в. в Италии, когда уже существовали товарно-денежные отношения, деньги и государственность, и обозначала любой денежный платеж. Затем в результате международного распространения понятие «финансы» расширило свое значение и стало применяться во многих случаях, связанных с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования фондов денежных средств государства. То есть понятие «финансы» отражало:

1) денежные отношения между двумя субъектами, при этом деньги выступали материальной основой функционирования финансов;

2) различие прав субъектов в этих отношениях при наличии особых, властных полномочий государства;

3) как итог денежных отношений – формирование общегосударственного фонда денежных средств – бюджета;

4) создание фискального аппарата, или аппарата принуждения, для обеспечения регулярного поступления средств в бюджет.

Поэтому финансы обладают особыми признаками, по которым их можно выделить из других денежных отношений: они всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения, которые не относятся к нефинансовым денежным отношениям. Следовательно, финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для решения экономических, социальных и политических задач.



Финансовые отношения охватывают две сферы:

1) сферу, в которой экономические денежные отношения связаны с формированием и использованием фондов, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;

2) сферу, где экономические денежные отношения опосредуют кругооборот денежных фондов предприятий.

Поэтому финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств для выполнения как функций и задач государства, так и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Финансы являются экономическим инструментом распределения и перераспределения национального дохода и средством контроля образования и использования фондов денежных средств.

Сущность финансов проявляется в их функциях: распределительной, контрольной и стимулирующей, при этом распределительная и контрольная функции взаимосвязаны и выполняются одновременно.

Распределительная функция финансов. При распределении национального дохода создаются основные, или первичные, доходы, сумма которых равна национальному доходу. Формируясь при распределении национального дохода среди участников материального производства, эти доходы делятся на две группы:

1) заработную плату персонала, занятого в сфере материального производства;

 

2) доходы предприятий сферы материального производства.

Но поскольку государство имеет и другие сферы и отрасли, где национальный доход не создается, для их развития необходимо выделять денежные средства. Это такие отрасли, как, например, оборонная промышленность, просвещение, здравоохранение, управление, социальное обеспечение и поддержание депрессивных районов. Чтобы обеспечить эти денежные расходы, с помощью финансов государство изымает часть доходов, созданных в сфере материального производства, направляя их в иные сферы. Этим самым осуществляется перераспределение национального дохода при активном участии финансов. В частности, в нашей стране перераспределение национального дохода происходит в интересах структурной перестройки и развития сельского хозяйства, транспорта, энергетики, конверсии военного производства и в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

Контрольная функция финансов. Контрольная функция заключается в обеспечении финансового контроля за распределением валового внутреннего продукта, национального дохода по соответствующим фондам, а также расходованием их по целевому назначению. Контроль охватывает как производственную, так и непроизводственную сферу, хотя доходы в ней не создаются. Целью финансового контроля является обеспечение рационального и экономного расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств и сокращение непроизводительных расходов и потерь.

Контрольная функция финансов обеспечивается многогранной деятельностью финансовых органов: работниками финансовой системы, казначейства, налоговой службы, осуществляющими финансовый контроль. Контроль может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственным и общественным.

Независимым видом контроля является аудит.

В осуществлении финансового контроля важную роль играют Министерство финансов России и его органы на местах, а также Государственная налоговая служба РФ, главной задачей которой является контроль за соблюдением законодательства о налогах, их исчислением, внесением в соответствующие бюджеты.

Стимулирующая функция финансов. Данная функция финансов позволяет государству с помощью различных финансовых рычагов оказывать воздействие на развитие предприятий и целых отраслей в необходимом обществу направлении. Такими рычагами воздействия на экономические процессы являются:

1) бюджет, средства из которого выделяются на развитие конкретной отрасли или объекта;

2) цены и тарифы, которые и в условиях рыночной экономики позволяют государству оказывать влияние на финансовое состояние компаний через государственное вмешательство в механизм ценообразования;

3) налоги, которые как наиболее мощный финансовый инструмент позволяют при низком уровне стимулировать производство, а при чрезмерно высоком – тормозить его;

4) экспортно-импортные пошлины, которые за счет низкого, льготного или высокого уровня делают экспортно-импортные операции разновыгодными.

 

Одновременное воздействие нескольких финансовых рычагов многократно усиливает эффект на развитие производства.

Сферы и звенья финансовой системы РФ

По определению, финансовая система - это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др. Отраслевые и экономические особенности предприятий, функционирующих на коммерческих началах, оказывают существенное влияние на организацию финансовых отношений, состав формируемых денежных фондов целевого назначения, порядок их образования и использования.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования. В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

Одним из главных звеньев финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой системы.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Внебюджетные фонды управляются непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги, отчисления из бюджета, специальные взносы. Российской Федерации.

 

2.1 Бюджетная система и бюджетное устройство РФ

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как "форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления". Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах социалистической модели экономики, в том числе и бывшем СССР, в силу монополии государственной собственности на средства производства и наличия мощного государственного аппарата основной ее задачей было обслуживание государственных потребностей. Государственные финансы подчиняли себе и финансы предприятий и общественных организаций; даже сбережения населения, привлеченные системой сберкасс, рассматривались как доходы государства.

Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма. Появление новых форм собственности, и следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения. После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентации бюджетного процесса. Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений. В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.

БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: "основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов". Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

· первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством - в унитарных государствах бюджетная система имеет два уровня - государственный бюджет и местные бюджеты (однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней (нижестоящих государственных и административно-территориальных единиц) не входят в бюджеты вышестоящих уровней). Необходимо также отметить, что до принятия БК РФ внебюджетные фонды, являясь элементом финансовой системы (общегосударственные финансы) не включались в бюджетную систему. Бюджетное законодательство РФ содержит понятие "консолидированный бюджет" т.е. свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст.6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории и муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.