Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Вопрос 3Краткая характеристика элементов бюджетной системы

  1. Понятие и структура бюджетной системы РФ

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов государства, его административно-территориаль­ных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанных на эко­номических отношениях, государственном устройстве и пра­вовых нормах.

Конституцией РФ закреплено федеративное устройство РФ, разграничены предметы ведения и полномочия органов власти различных уровней. Федеративное устройство РФ, разграничение прав и полномочий между Федерацией и ее субъектами, с одной стороны, между субъектами РФ и му­ниципальными образованиями, с другой стороны, являются основой бюджетного федерализма РФ.

В соответствии с Конституцией РФ субъектами РФ яв­ляются республики в составе РФ, края, области, автоном­ные округа, автономная область и отдельные города (Моск­ва, Санкт-Петербург). Субъекты РФ по своему администра­тивно-территориальному образованию состоят из районов, городов, поселений, составляющих муниципальные образо­вания.

В соответствии с федеративным принципом построения государства, каждый субъект РФ имеет бюджет, средства которого используются для решения задач и выполнения функций, отнесенных к органам власти субъекта Федерации. Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджеты субъектов РФ именуются региональными бюджетами.

Административно-территориальные или муниципальные образования, составляющие территорию субъекта РФ име­ют собственные бюджеты, которые именуются в Бюджет­ном кодексе РФ местными бюджетами: районными, городс­кими, поселковыми, сельскими.



В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодек­сом РФ бюджетная система РФ имеет три уровня: федераль­ный, региональный и местный (рис. 1).

Федеральная компонента представлена двумя составля­ющими: федеральным бюджетом и федеральными внебюд­жетными фондами,

Рис. 1. Структура бюджетной системы РФ1

представляющих централизованный фонд финансовых ресурсов или финансовый план государ­ства, имеющий статус закона на финансовый год. Через фе­деральный бюджет происходит перераспределение денеж­ных средств между всеми уровнями бюджетной системы.

Государственные внебюджетные фонды являются цент­рализованными фондами денежных средств, которые обра­зуются вне федеральногобюджетаи бюджетов субъектов РФ. Они предназначаются для реализации

прав граждан на социальную защиту (пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь). Целе­вые бюджетные фонды являются специальными централи­зованными фондами денежных средств, создаваемых из средств бюджетов или из средств в порядке отчислений от других видов доходов. Средства фондов не могут быть ис­пользованы на цели, не соответствующие назначению целе­вого бюджетного фонда.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных вне­бюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в фор­ме федеральных законов. Аналогично бюджеты субъектов РФ, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и местные бюджеты разрабатываются и утвержда­ются в форме законов, издаваемых субъектами РФ, и поста­новлений, принимаемых органами власти местного самоуп­равления. Это означает, что бюджеты, составляющие бюд­жетную систему РФ, самостоятельны и не включаются в бюджетную систему вышестоящего уровня.

Основываясь на федеральном принципе построения Рос­сийской Федерации и её административно-территориальном делении, можно констатировать факт, что бюджетная сис­тема РФ организационно и функционально объединяет:

  • один федеральный бюджет;
  • 21 республиканский бюджет республик, входящих в состав РФ;
  • 55 краевых и областных бюджетов;
  • два бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга;
  • один бюджет автономной области;
  • 4 бюджета автономных округов;
  • около 29 тысяч местных бюджетов (районных, городс­ких, поселковых, сельских).

Дадим краткую характеристику элементов бюджетной системы.

2. Краткая характеристика элементов бюджетной системы РФ

2.1. Федеральный бюджет

Для выполнения государством своих функций и задач перед обществом в масштабе государства формируется цен­трализованный финансовый фонд называемый федеральным бюджетом. Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Рос­сийской Федерации находится федеральный бюджет, феде­ральные налоги и сборы, федеральные фонды регионально­го развития. Через федеральный бюджет происходит распре­деление и перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода между отраслями народного хозяй­ства, регионами и слоями населения. Из федерального бюд­жета финансируются все мероприятия оборонного характе­pa, развитие науки, подготовка кадров, органы государствен­ного управления, развитие инфраструктуры. Средства фе­дерального бюджета являются основным источником финан­сирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений производства, освоения новых месторождений и новых технологий.

Доход федерального бюджета формируется за счет на­логовых и неналоговых поступлений, заимствований, безвоз­мездных перечислений и взаиморасчетов, поступающих из бюджетов субъектов РФ.

К налоговым источникам поступлений относятся:

  • федеральные налоги и сборы;
  • таможенные пошлины и сборы;
  • пени и штрафы.

К неналоговым источникам поступлений относят доходы:

  • от использования имущества, находящегося в государ­ственной собственности;
  • от продажи или другого возмездного отчуждения иму­щества, находящегося в государственной собственности;
  • от платных услуг, оказываемых органами государствен­ной власти и бюджетными организациями;
  • полученные в результате мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;
  • от других неналоговых источников дохода.

В доходах бюджета от неналоговых источников учитыва­ются:

    • средства, полученные в виде арендной платы или иной платы за сдачу во временное владение и пользование иму­щества, находящегося в государственной собственности;
    • средства, полученные в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
    • средства, полученные от передачи имущества, нахо­дящегося в государственной собственности, под залог или в доверительное управление;
    • средства, полученные от возврата государственных кредитов;
    • средства, полученные от продажи (приватизации) иму­щества, находящегося в государственной собственности;
    • доходы от внешнеэкономической деятельности;
    • плата за пользование предоставленными бюджетными средствами;
    • доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в ус­тавных капиталах, дивидендов по акциям, принадлежащим государству;
    • часть прибыли государственных унитарных предприя­тий, остающейся после уплаты налогов и других платежей;
    • доходы от реализации государственных запасов и ре­зервов;
    • другие доходы от имущества, находящегося в госу­дарственной собственности.

К безвозмездным доходам, поступающим в федеральный бюджет, относят:

  • безвозмездные перечисления физических и юридичес­ких лиц;
  • безвозмездные перечисления международных органи­заций и правительств иностранных государств;
  • перечисления по взаимным расчетам по передаче средств между бюджетами различных уровней бюджетной системы, связанные с изменениями в налоговом и бюджет­ном законодательстве.

Денежные средства считаются зачисленными в доход фе­дерального бюджета с момента совершения ЦБ РФ или кре­дитной организацией операций по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего федеральный бюджет.

Доходы федеральных целевых внебюджетных фондов, входящих в федеральный бюджет РФ, обособленно учитываются в доходах соответствующих фондов по ставкам, установленным налоговым законодательством, и распределяются между федеральным и территориальными внебюджетными фондами по нормативам, определенным Федеральным законом "О федеральном бюджете на ___ финансовый год".

Главными источниками формиро­вания дохода федерального бюджета являются налоговые поступления. Из них наиболее весомый вклад вносят НДС, акцизы, налог на прибыль. Неналоговые поступления, как и поступления в федеральный бюджет от целевых бюд­жетных фондов, составляют в отдельности каждый немно­гим более чем по 0,1 от общей суммы годового федерального бюджета

Расходы бюджета представляют собой распределение и использование финансовых средств, аккумулированных в доходной части федерального бюджета на основании закона о бюджете на очередной финансовый год.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.