Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

КОНФЕРЕНЦИЯ «Россия и мир в XXI в.»

 

Примерные темы для подготовки докладов и ведения дискуссии

1. Какую роль будет играть Россия в системе международных отношений? Какие страны в будущем могли бы быть союзниками и партнерами России, а какие – соперниками (или даже врагами)?

2. Прогноз развития российской экономики до 2020 года. Войдет ли она в число первых пяти экономик мира?

3. Каким вам видится будущее России в военной сфере? Какими должны стать вооруженные силы будущей России?

4. Какие угрозы национальной безопасности России могут появиться в будущем?

 

Ответы на заданные вопросы в данной теме готовятся самостоятельно в форме научных докладов и обсуждаются на конференции в конце учебного курса «Политология». Под научным докладом понимается письменная работа, посвященная какой-либо из предложенных проблем, ее анализу, проведенному студентом под руководством преподавателя, основные положения которой докладываются на конференции. Содержание научного доклада, как правило, предполагает большую глубину исследования, чем при подготовке сообщения для семинарского занятия, наличие творческих поисков, самостоятельности мышления и выводов.

Работа над подготовкой научного доклада требует длительного времени: две–четыре недели и более. Подготовка доклада для конференции – одна из основных форм приобщения студента к научно-исследовательской работе. При подготовке доклада следует ознакомить заранее преподавателя с избранной темой, планом, найденной литературой и, конечно, заранее сдать на проверку готовый текст. Перед конференцией имеет смысл отрепетировать свое выступление в присутствии преподавателя, товарищей или перед зеркалом. Последнее имеет целью помочь в совершенствовании дикции, выразительности, в выборе нужного темпа изложения материала и т. д. Полезно сопроводить материалы своего доклада Презентацией (при наличии технических возможностей в мультимедийной форме).



 

Список литературы для подготовки к конференции

Актуальные проблемы политики и политологии в России: сб. науч. ст. / под общ.ред. О.Ф. Шаброва. - М., 2010.

Бжезинский З. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство. М., 2005.

Давыдова Р.И., Халин А.А. Современный мир и Россия. Учебное пособие. – Н. Новгород, 2010.

Политология для юристов: учеб.пособие для бакалавров / А.В. Малько, А.Ю. Саломатин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2011*.

Политология: учеб.для студентов вузов / К.С. Гаджиев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2011*.

Политология: учеб.для студентов вузов / Р.Т. Мухаев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2006*.

Основы социологии и политологии: учебник / А.И. Кравченко. – М., 2010 [электронный ресурс book.ru]*.

Политология: Учебник / К.С. Гаджиев, Э.Н. Примова. – М., 2012.[электронный ресурс znanium.com]*.

Политология: Учебник / А.Б. Оришев. – М., 2012.[электронный ресурс znanium.com]*.

Политология: Учебник / А.Г. Грязнова, Е.А. Звонова и др.3-e изд., перераб. и доп. – М., 2012.[электронный ресурс znanium.com]*.

Основы социологии и политологии: Учебник / Г.И. Козырев. 2-e изд., перераб. и доп. – М., 2012. [электронный ресурс znanium.com]*.

Политология: Хрестоматия / сост. О.В. Агеев. - Н. Новгород, 2006.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Политология является одной из тех дисциплин, прочное усвоение которой обеспечивает высокий уровень профессиональной подготовки юриста. Вместе с тем следует иметь ввидуто, что изучение курса политологии объективно требует от студента весьма значительных усилий. Для повышения эффективности работы студенту необходимо:

1. Посещать лекционные занятия.

2. Правильно выбрать учебник.

3. Методически грамотно построить самостоятельную работу по освоению учебного курса.

4. Максимально активно участвовать в работе «Круглого стола», позволяющего не только проверить свои знания, но и получить навыки публичного обсуждения сложных политически острых вопросов.

В ходе занятий студенты получают методические рекомендации, необходимые для эффективной работы, как с преподавателем, так и самостоятельно.

 

1. На лекциях преподаватель не только рассказывает о фактах, событиях и явлениях характеризующих политическую науку, но и раскрывает их причинно-следственные связи. Это позволяет студенту лучше понять логику исторического развития политологии, вписать ее в общую картину развития человеческой цивилизации. Преподаватель является для студента опытным проводником, помогающим с меньшими усилиями и высокой эффективностью найти нужную дорогу в джунглях знаний, его жизненный, профессиональный, исследовательский и человеческий опыт студенту не сможет заменить никакая книга. Даже самая лучшая. На лекционных занятиях преподаватель стремится не только донести до студентов общую канву исторического развития политологии, но и показать причины именно такого ее развития. Без посещения лекций самостоятельно освоить курс политологии студенту
крайне сложно.

2. Сегодня в распоряжении студента имеется значительный выбор серьезной учебной, учебно-методической и исследовательской литературы российских и зарубежных авторов. Не рекомендуется пользоваться
одним каким-либо источником. Целесообразно опираться на 2-3 работы российских авторов и 1-2 работы зарубежных исследователей, переведенных
на русский язык.

Немалый интерес представляют работы зарубежных политологов, переведенные на русский язык. В том числе такие классические работы как Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Политическая наука: новые направления. М., 1999; Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. 1992, № 4; Арендт Х. Истоки тоталитаризма. – М., 1996; Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993; Бурдье П. Социология политики. М., 1993; Коэн Дж. Л., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. – М., 2003; Мангейм Дж. Б.,
Рич Р.К. Политология. Методы исследования. – М., 1997 и др.

3. Для того чтобы эффективно организовать свою работу по освоению курса политологии, студенту необходимо сосредоточить свое внимание не столько на изучении политологических определений, сколько на выявлении причин и закономерностей возникновения тех явлений, которые они описывают. Когда улавливается цепочка причинно-следственных связей, определения запоминаются сами по себе, их не нужно «заучивать». Большинство «сложностей», связанных с освоением курса политологии традиционно связаны именно с попыткой заучить определения, а не понять суть явлений ими описываемых. Таким образом, главное при освоении курса политической науки понять не столько «Что?», сколько «Почему?» и «Зачем?» Конечно, это не всегда просто сделать, но поиск ответов на эти вопросы
всегда интересен, а найденный результат и процесс его достижения
легко запоминается.

Особенно эффективными для студентовпредставляются такие формы учебной работы под руководством преподавателя как «Круглый стол» и конференция. В ходе «Круглого стола» студенты не только могут обменяться мнениями по наиболее сложным вопросам политологии, но и провести дискуссию, как с преподавателем, так и между собой по поводу «прочтения» тех или иных положений курса. «Круглый стол» особенно эффективен для студентов, которые успешно осваивают учебный курс.

В силу значительного объема самостоятельной работы мы предлагаем обратить внимание на материалы для самостоятельной работы:

К вводной теме и разделу I:

Самостоятельная работа студентов по данной теме предполагает, прежде всего, рассмотрение феномена политики в многообразии его интерпретаций, а также определение его сущности и содержания.

При изучении данных вопросов следует обратить внимание на то, что несмотря на бурное развитие научного политологического знания, содержание категории «политика» все еще остается открытым, подвергаясь изменениям и дополнениям по мере возникновения новых теоретических моделей.

Происхождение самого термина «политика» различные авторы интерпретируют по-разному.

Одни исследователи утверждают, что название политика происходит от греческого «polis» и его производных «politeia» (конституция), «polites» (гражданин) и «politicos» (государственный деятель).

Другие полагают, что данное понятие произошло от «politike», что означало науку и искусство отправления государственных дел. Третьи считают, что само слово политика произошло от «politeia», обозначавшего законодательное оформление общественно-государственного устройства. Четвертые убеждены, что понятие «политика» произошло от греческих слов «poli» (много) и «tikos» (интересы).

В Древней Греции под словом «политика» понималось всё, что относилось к государственной деятельности.

А немецкий социолог М.Вебер подчеркивал, что политика «означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которых оно в себя заключает... Кто занимается политикой, тот стремится к власти».

Исходя из функционального подхода, Т.Парсонс писал: «Политика представляет собой совокупность способов организации определенных элементов тотальной системы в соответствии с одной из ее фундаментальных функций, а именно: эффективного действия для достижения общих целей». А Д.Истон понимал политику как властное распределение ценностей внутри общества.

На основе институционального подхода В.Ленин считал, что политика есть «область отношений между классами общества, их отношения к государству как к орудию господствующего класса, концентрированное выражение экономики».

Если обратиться к трактовке понятия «политика» в научных словарях, то мы видим, что в Популярном политическом словаре, изданном в Москве в 1924 году, политика рассматривается как искусство управления государством и как определённое направление действий государства, партий, учреждений.

С.Ожегов в Словаре русского языка определяет политику как деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающую общественный строй и экономическую структуру страны.

Советский философский энциклопедический словарь рассматривает политику как деятельность, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которых является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти.

Представленные трактовки политики не исчерпывают всего многообразия ее определения, но в совокупности позволяют раскрыть сущность политики как социального явления следующим образом: «Политика есть сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами».

С функциональной точки зрения, роль политики в любом обществе (начиная с малой группы и кончая обществом в целом) может быть сведена к следующему:

1. Выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества. Политика дает людям возможность для удовлетворения своих потребностей и изменения социального статуса.

2. Социализация личности, формирование человека как самостоятельного, социально активного индивида. Через политику человек способен обрести социальные качества, она включает личность в сложный мир социальных отношений, конструирует индивида как самостоятельное социально активное существо, субъект политики.

3. Рационализация возникающих противоречий, обеспечение цивилизационного диалога граждан и государства. В ходе удовлетворения потребностей и интересов индивидов обнажаются противоречия, возникают конфликты. Роль политики - сгладить противоречия.

4. Управление и руководство политическими и общественными процессами. Политические процессы, проходящие в интересах тех или иных слоев населения или социума в целом, предполагают использование средств принуждения и социального насилия.

5. Интеграция различных социальных слоев населения, поддержание целостности общественной системы, стабильности и порядка.

6. Обеспечение преемственности социального развития общества в целом и каждого человека в отдельности. В этом случае выбранный обществом политический курс должен предвидеть не только отдалённые последствия предпринимаемых действий, но и постоянно проверяться практическим опытом, здравым смыслом, нормами нравственности.

7. Обеспечение инновационности социального развития общества и человека, расширение сферы отношений между народами, человеком природой.

8. Организационная.

9. Контрольно-распределительная.

Необходимо понять, что политика обладает всеобъемлющим социальным характером и имеет отношение практически к каждому члену общества. Политология, как наука, изучает политику во всех её проявлениях, а изучение политологии способствует формированию социально-активной личности.

 

При подготовке вопросов обратите внимание на следующую литературу:

1. Кравченко А.И. Политология: Учебник. – М.: Проспект, 2008.

2. Политология: Учебник / А.Ю. Мельвиль и др. – М.: МГИМО, ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

3. Политология: Учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. – М.: Высшее образование, 2007.

4. Политология: Учебное наглядное пособие / Под общ.ред. М.Ю. Гутмана. Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: ЦОКР МВД России, 2009.

 

Исторические этапы развития политической мысли:

Самостоятельная работа по данной части раздела предполагает рассмотрение следующих вопросов:

1. Назовите характерные черты политической мысли эпох Древнего Востока и Античности.

2. Какую роль играет понятие “справедливость” в политических воззрениях мыслителей античности и последующих исторических эпох?

3. Покажите особенности политических взглядов Августина Аврелия и Фомы Аквинского.

4. Каковы взгляды Н. Макиавелли на природу и формы государства, а также способы укрепления государственной власти?

5. В чём состоят особенности трактовки теорий естественного права и общественного договора Г. Гроцием, Т. Гоббсом, Дж. Локком и Ж.Ж. Руссо?

6. Охарактеризуйте основные положения теорий либерализма Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, А. Токвиля, Т. Джефферсона, А. Гамильтона, Т. Пейна.

7. На каких принципах строится теория политического утилитаризма И. Бентама?

8. Раскройте содержание позитивистских политических воззрений О. Конта и Г. Спенсера.

9. Дайте характеристику теории насилия Л. Гумпловича.

10. Назовите особенности политических воззрений наиболее известных отечественных мыслителей конца 19 – начала 20 веков.

 

Политические учения Древнего Востока.При изучении политических учений Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) обратите внимание, что все они характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область социального знания; первоначальные представления о политике выступали в мифологической форме, придавали зарождающимся элементам властных отношений сверхъестественный характер; господствовала концепция божественного происхождения власти и социального устройства.

Ознакомьтесь с биографиями и творчеством ведущих мыслителей этого периода:Конфуций,Мо-Цзы,Шан-Ян, Хаммамурапи, Будда и др.

Обратите внимание, что изречения Конфуция (551-479 гг. до н.э.), собраны его учениками в книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Он считал, что государство возникло из объединения семей (это большая семья, где император - строгий, но справедливый отец, а подданные - его послушные дети). Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов.

Мо-Цзы (479-400 гг. до н.э.), древнекитайский философ, разработал учение, которое считалось идеологией угнетенных сословий, иобосновалдоговорную концепцию возникновения государства, в основе которой лежала идея принадлежности народу верховной власти. Важное место в его учении занимает мудрость как основа управления (предполагает сочетание наставления народа с наказанием) и учёт интересов народа в процессе управления государством.

Шан Ян(390-338 гг. до н.э.), древнекитайский философ, дал начало направлению, получившему название «легизм». Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шанцзюнь шу» («Книга правителя области Шан»).

Теоретические основы легизма: мораль и политика - противоположные вещи, т.е. любой политик должен отрицать мораль. Основное средство управления государством - принуждение (человек подчиняется закону, т.к. боится наказания; страхвыступает основой всего; управление государством базируется на посылке: правитель деспот, все остальные равны перед законом, кроме него).

Существенное влияние на развитие политической мысли Древнего Востока оказали индуистские «Веды», идеологами которых выступали жрецы Древней Индии - брахманы. В «Ведах» говорится о делении общества на четыре сословия - варны: брахманы - жрецы и кшатрии - воины являлись господствующими кастами, а вайши - крестьяне, ремесленники, торговцы и шудры - свободные низы - подчиненными сословиями (переход из одного сословия в другое недопустим).

Будда (563-483 гг. до н.э.) - основатель религии «буддизм», критиковал брахманистскую политическую мысль, отверг мысль о боге как о верховном правителе мира, подверг критике систему варн, принцип их неравенства. Самый ранний из дошедших до нас сводов буддийского канона - «Типитака».Суть своего учения Будда выразил в четырех благородных истинах (страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему). Провозглашая духовное равенство людей, идеи любви к ближнему, непротивления злу, равнодушие к жизни, нищете и угнетению, буддизм помогал удерживать в повиновении угнетенные массы.

 

Рассматривая политические учения Древней Греции и Древнего Рима,следует обратить внимание на содержание лекционного материала, где в значительной степени раскрываются основные аспекты вопроса.

Необходимо усвоить, что характерные черты политических учений этого этапа: постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы; становление их как относительно самостоятельной части философии; всесторонний анализ устройства государства, классификация его форм; поиск и определение идеальной формы правления.

Ведущие мыслители этого периода, с творчеством которых мы рекомендуем ознакомиться, следующие:Гомер, Соломон, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель,Лукреций,Цицерони др.

При изучении идей Сократа (469-399 гг. до н.э.), следует отметить его стремление к восстановлению духовного единство полиса на основе справедливости и добродетели и отстаиванию принципа компетентного правления, согласно которому править должны знающие. Исходя из нравственно-разумной основы государства, он заложил традицию разделения форм правления на правильные (монархию, аристократию и демократию) и неправильные (тиранию, олигархию, охлократию).

В творчестве Платона (427-347 гг. до н.э.) обратите внимание на его работы «Государство» и «Законы», а у Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), обязателен для ознакомления трактат «Политика». С основными идеями Цицерона(106-43 гг. до н.э.), рекомендуем познакомиться в его трактатах «О государстве» и «О законах».

Эти работы вы можете найти в следующих изданиях:

Антология мировой философской мысли. Ч.1: Хрестоматия/ Под общ.ред. В.Б. Першина. – Н.Новгород: НА МВД России, 2002;

Философия права: Хрестоматитя / Отв. ред. В.В. Груздева. – Н.Новгород: НА МВД России, 2006.

 

Выявляя особенности политических взглядов Августина Аврелия(354-430 гг.) и Фомы Аквинского (1225-1274 гг.), следует отметить, что:

Августин Блаженный, римский идеолог и деятель христианской церкви, заложил основы христианской политической теории. Его политические идеи изложены в работах «О граде Божием», «О свободной воле» и др. Августин соединил свою концепцию «лучшей жизни» (счастье от Бога) с возможностями и способностями человека, с реалистическим гуманизмом: человек не ненавидит человека из-за его порока, не любит порок из-за человека, но ненавидит порок и любит человека. Резко противопоставляя церковь и государство, Августин стремился обосновать верховенство церкви над светской властью;

Фома Аквинский (1225-1274 гг.), итальянский философ и теолог, основатель томизма, в своем трактате «О правлении государей» пытался соединить учение Аристотеля с христианскими догмами.

Его воззрения базировались на следующих посылках: сущность власти устанавливается богом, поэтому в интересах общественного целого необходимо беспрекословное выполнение каждым человеком своих обязанностей; государство также является божественным установлением; допущение, что могут быть злоупотребления властью, и это даёт народу право на сопротивление тирану и даже его насильственное свержение; государство может наказывать еретиков, если церковь не справится с ними духовными средствами.

Взгляды Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.) на природу и формы государства, а также способы укрепления государственной власти сформулированы в его труде «Государь». Там он дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти; впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти; обосновал, что народ не играет никакой роли в государстве; подчеркнул, что правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства; утверждал, что политика аморальна, мораль и политика не совместимы. Полагая, что стремление к завоеванию - естественное состояние людей, государств, Макиавелли под политикой понимал, прежде всего, политику силы. Главной опорой политики государства он считал хорошие законы и сильное войско.

 

Особенности трактовки теорий естественного права и общественного договора Г. Гроцием, Т. Гоббсом, Дж. Локком и Ж.Ж. Руссо заключены в следующих положениях:

Гуго Гроций утверждал о социальном, а не Божественном происхождении природы человека. По Гроцию, существуют два вида права:

1) естественное, устанавливаемое человеческим разумом. Разум оценивает, может ли оно быть одобрено или нет. Таким же образом люди оценивают свои поступки;

2) волеустановленное, берущее свое начало от воли человека. Оно делится на право человеческое и право Божественное. Существование людей до возникновения государства обозначается как естественное состояние. Оно характеризовалось отсутствием четкого руководства (институтов управления), прав частной собственности. Постепенно такие качества людей, как разумность и общительность, потребовали регулирования взаимоотношений;

Томас Гоббс (1588-1679 гг.), английский мыслитель, автор труда «Левиафан», развил гражданскую трактовку политики, считал, что монархия - самая лучшая форма власти. Он утверждал, что источник королевской власти - общественный договор с некоторыми ограничениями власти монарха. Мир, по Гоббсу, есть совокупность вещественных субстанций – тел: естественных и искусственных. Искусственным телом он считал государство. Человек же, по Гоббсу, занимает промежуточное положение между естественными и искусственными телами: он является естественным телом, но, в качестве гражданина, участвует в создании искусственного тела - государства. В естественном (догосударственном) состоянии люди равны друг другу физически и умственно. Равная способность к вожделению и захвату одних и тех же вещей ведёт к непрестанной борьбе. Поэтому естественное состояние - это война «всех против всех». Здесь действует естественное право, которое Гоббс трактует, как свободу делать всё для самосохранения, в том числе и посягать на чужую жизнь. Но естественное право совершенно не обеспечивает превосходства и никому не даёт гарантии безопасности. Это может сделать только государство, которое устанавливает и контролирует выполнение свода естественных законов, позволяющих для установления всеобщего мира разумно пойти на взаимное ограничение прав всех людей;

Джон Локк (1632-1704 гг.), английский философ, основоположник либерализма. Он первым четко разделил такие понятия, как личность, общество, государство, выделил законодательную и исполнительную власти. Политическая теория Локка, изложенная в «Двух трактатах о государственном правлении», направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского общества и самоуправления. Основной целью правительства является защита естественного права граждан на жизнь, свободу и собственность, и в целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы люди соглашаются учредить государство. Локк сформулировал идею правового государства, утверждая, что в государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения законам. По его мнению, законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную) и федеративной (внешних сношений), причём само правительство также должно неукоснительно подчиняться закону;

Жан-Жак Руссо(1712-1778 гг.), французский философ, в трактате «Об общественном договоре, или Принципы политического права» критиковал современное ему общество, используя в качестве эталона для сравнения «естественное состояние» догосударственного человечества и идеальную модель возможного общественного устройства. Постоянные столкновения могущественных и обездоленных людей, по мнению Руссо, приводят, главным образом, первых к потребности в гражданском мире, который обеспечивается заключением общественного договора.

При характеристике основных положений теорий либерализма Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, А. Токвиля, Т. Джефферсона, А. Гамильтона, Т. Пейнаследует обратить внимание на то, что:

как самостоятельное идеологическое течение либерализм сформировался на базе политической философии видных представителей западноевропейской мысли XVII-XVIII вв. (Д. Локк, Ш. Монтескье, А. Смит, Б. Констан, А. де Токвиль). На протяжении XIX в. эти идеи были развиты И. Бентамом, Дж. Миллем, И. Кантом и другими представителями западной общественно-политической мысли. Термин «либерализм» происходит от латинского liber— свободный, имеющий отношениек свободе. Именно поэтому либеральное мировоззрение с самого начала тяготело к признанию идеала индивидуальнойсвободывкачестве универсальной цели.

Особое внимание при самостоятельной работе по данному вопросу следует обратить на идеи, изложенные в следующих работах:

Томас Джефферсон (1743–1826) - «Заметки о штате Виргиния», «Декларация независимости США» (1776);

Александр Гамильтон (1757–1804) - «Заметки федералиста», Гамильтон – один из трех авторов статей «Федералиста», опубликованных между октябрем 1787 и маем 1788 г. под псевдонимом древнеримского патриота республики Публиуса Валерия;

Томас Пейн (1737—1809) - памфлет «Здравый смысл» (1776 г.); идеи этого памфлета отразились в Декларации независимости, основным автором которой был Т. Джефферсон.

Изучая основные принципы теории политического утилитаризма И. Бентама, обратите внимание, чтоИеремия Бентам (1748–1832) – английский философ, представитель утилитаризма. Бентам считает, что каждый человек стремится увеличить получаемое им от жизни удовольствие и уменьшить страдания. Правовая норма должна следовать такому принципу, как возможно большее счастье для возможно большего количества людей. Этого можно достичь политическими и правовыми реформами в духе либерализма.

Бентам критикует теорию общественного договора и концепцию естественного права. Понятие о правах личности ведет к апологии анархии и противостоянию государственной власти. Понятия «закон» и «право» противопоставляются друг другу. Право оказывается противно разуму и представляется опасным для государства. Не личность, а государство должно быть источником правовых норм. Главной задачей государства является реализация интересов отдельных людей, необходимыми условиями которой выступают свободная конкуренция и частная собственность. Основой любого общества являются нравственные обязанности его членов. Бентам выступает за реализацию народовластия в сфере принятия и разработки законов. Законодательная власть должна осуществляться однопалатным представительством.

Расскрывая содержание позитивистских политических воззрений О. Конта и Г. Спенсера, необходимо знать, что основатель философии позитивизма, известной также под названиями «социальная физика» и «социология», Огюст Конт (1798–1857) провозгласил новую перспективу в историческом движении общества, обнаруженную и предсказываемую научным знанием. Однако в этом вопросе он имел и предшественников в лице Тюрго, Кондорсе и Сен-Симона.

Основной труд Конта – шеститомный «Курс положительной философии» был опубликован между 1830 и 1842 г. В своих политических ориентациях Конт придерживался консервативно-охранительной позиции. Он видел главный источник морального и политического кризиса общества и даже основную причину революционных настроений в «глубоком разногласии умов и отсутствии общих идей». Выход он усматривал в обнаружении таких положительных научных истин, которые, будучи хорошо усвоенными, окажутся в состоянии чуть ли не сами по себе привести человечество к миру и счастью. «Если единение умов на почве общности принципов состоится, то соответствующие учреждения создадутся сами, естественным образом, без всякого тяжелого потрясения».

Эти идеи были обстоятельно обсуждены в «Системе позитивной политики» (1852–1854).

Герберт Спенсер (1820–1903) – «Основы социологии», вошел в историю обществознания он как один из основателей социологии, которому довелось осуществить дальнейшее совершенствование социологической методологии на новом материале и в новой традиции эмпиризма, столь сильной именно в Англии во второй половине XIX в.

Приверженность либеральному радикализму и критика социализма сочетались у него с верой в объяснительные возможности социологии как отрасли подлинно научного знания об обществе, государстве, о закономерностях их эволюции. Английский исследователь первым из социологов наиболее полно использовал аналогии и термины из области науки о живых существах (биологии), уподобляя и сопоставляя общество с биологическим организмом, тщательно анализируя черты сходств и различий в принципах их построения (структуры) и развития (эволюции). Результатом такого уподобления и сопоставительного анализа стало обнаружение некоторых закономерностей и стадиальности органической жизни – например, переход от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация) – с последующим перенесением обнаруженных закономерностей в истолкование стадий эволюции и функционирования различных обществ и государств.

Исходным положением для оценки общественных структур и остальных частей политических агрегатов у Спенсера стало положение о том, что общество существует для блага всех членов, а не члены его существуют для блага общества. Другими словами, благосостояние общественного агрегата не может считаться само по себе целью общественных стремлений без учета благосостояния составляющих его единиц. В этом смысле все усилия и притязания политического агрегата (политического, института, в частности) сами по себе мало что значат, если они не воплощают в себе притязания составляющих данный агрегат единиц. Эта характерная особенность позиции английского мыслителя дает основание для отнесения ее к разряду либеральных социально-политических установок.

Теория насилия наиболее последовательно изложена в трудах Л. Гумпловича, работавшего во второй половине XIX в. в Австрии и во Франции. По его мнению, происхождение публичной власти, государства и права исторически связано с завоеванием, насилием, порабощением одних племен другими.

В результате такого насилия в обществе складывается определенный порядок, включающий противоположные элементы и интересы: властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Грубое превосходство силы, борьба, войны, одним словом, насилие - вот "родители и повивальная бабка государства". Причиной возникновения права также является насилие. "Сила идет впереди права", - писал Л. Гумплович. Факт насилия и господства одной группы над другой порождает привычку, которая затем переходит в обычай и право. Выгодный для себя порядок властвующие провозглашают в виде права, закрепляют его с помощью общеобязательных норм, исходящих от имени государства. Правда, характеристику государства и права как орудий угнетения, насилия, господства одного класса над другим Л. Гумпловичотносил прежде всего к прежним эпохам. Современные ему право и государство все больше и больше смягчались и выступали в менее суровом виде. И все же суть идей Л. Гумпловича состояла в объяснении права и государства как средств и механизмов осуществления господствующих интересов, проведения в жизнь интересов одних групп общества за счет интересов других групп. Главное в этой конструкции - понимание права как общественного порядка, основанного на насилии.

Особенности политических воззрений наиболее известных отечественных мыслителей конца 19 – начала 20 веков.

Следует отметить, что политическая мысль России второй половины XIX и начала XX веков многоцветна. Она представлена множеством направлений, течений, школ. В это время поисками путей социально-политического развития страны занимались: славянофилы, западники, народники, революционные демократы, анархисты, почвенники, марксисты и т. д. В это время были созданы либеральные концепции о государстве и праве, политико-религиозные концепции.

Одним из направлений политической мысли во второй половине XIX века в России явилось славянофильство. Его видными представителями были братья Аксаковы, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков. Суть политических идей славянофилов проявилась в идеализации русской старины. Они считали, что в основе развития российского общества лежит «общинное начало». Этому началу чуждо государство, аппарат которого привнесен в Россию варягами. Только развивая «общинное начало», полагали славянофилы, можно утвердить благопристойный политический и правовой порядок в России. Такой порядок нельзя утвердить путем заимствований тех или иных установлений политической жизни стран Западной Европы,

Естественное развитие России, по мнению славянофилов, было нарушено реформами Петра 1. Его реформы исказили основы жизни российского общества. Это искажение необходимо устранить. Историческое предназначение России, полагали они, состоит в том, что она может дать миру новый порядок, суть которого будет определяться ценностями православия и качествами русского национального характера.

Политической мысли славянофилов противостояли социально-политические воззрения западников, среди которых наиболее видными были П. В. Анненков, И. В. Вернадский, Т. И. Грановский, К. Д. Кавелин. Название «западники» они получили потому, что доказывали необходимость развития России по образцу стран Западной Европы.

Западники выступали за отмену крепостного права. По их мнению, крепостное право должно отменить правительство, выделив при этом отпускаемым па волю крестьянам небольшие земельные наделы. Причем эту землю, п






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.