Еще об отборе правителей и их воспитании Политико-правовые идеи раннего коммунизма в работе Т. Кампанеллы «Город солнца».
7.
Список вопросов для самоподготовки.
1. Возможно ли идеальное государство и идеальное правление, и каким образом, по мнению автора?
2. Что такое идеальное правление?
3. Какие критерии выдвигаются автором в качестве доказательства?
4. За что критикуются другие формы правления? Какие аргументы автор приводит в качестве доказательства?
5. Должно ли существовать ограничение власти со стороны народа, и что может выступать в качестве подобной границы?
6. Что является основой для создания того или иного государственного устройства или политики - дар свыше, Божье установление, общественный договор, необходимость?
7. Как автор относится к проблеме собственности?
8. А к проблеме рабства?
9. Представьте свои доказательства для поддержания позиции автора, даже если вы с ней не совсем согласны. Сформулируйте собственную оценку авторского мнения.
Ход семинара
1. Доклад-сообщение.
2. Ответы на вопросы по теме доклада членов группы и автора доклада.
3. После знакомства со всеми авторами, каждый член группы индивидуально определяет авторство по карточке с цитатами.
4. Таблица «Идеальное государство» заполняется индивидуально по желанию (максимальная оценка – 5 баллов)
Идеальное государство
| Платон
| Аристотель
| Макиавелли
| Гоббс
| Локк
| Мор
| Кампанелла
| Происхождение государства
|
|
|
|
|
|
|
| Цель государства
|
|
|
|
|
|
|
| Форма правления
|
|
|
|
|
|
|
| Законы и правосудие
|
|
|
|
|
|
|
| Кто осуществляет власть
|
|
|
|
|
|
|
| Сословия
|
|
|
|
|
|
|
| Рабство
|
|
|
|
|
|
|
| Равенство людей
|
|
|
|
|
|
|
| Положение женщин
|
|
|
|
|
|
|
| Частная собственность
|
|
|
|
|
|
|
| Знаменитые высказывания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЕКСТЫ
Содержание
1. Платон
2. Аристотель
3. Ф. Аквинский
4. Н. Макиавелли
5. Т.Гоббс
6. Дж. Локк
7. Т. Мор
8. Т. Кампанелла
Платон
(428 или 427 — 348 или 347 гг. до н. э.)
Платон — великий древнегреческий философ. Отец его происходил из рода последнего афинского царя Кодра, мать из рода афинского законодателя Солона. Платон учился у философов Кратила и Сократа. Совершил путешествия в Южную Италию (388 г. до н. э.) и дважды на Сицилию (366-365 и 361 гг. до н. э.) в г. Сиракузы.
В Сиракузах по соглашению с тираном Дионисием Младшим пытался воплотить в жизнь свою теорию идеального государства, но потерпел неудачу и был продан Дионисием в рабство. Афиняне собрали значительные средства, которых хватило не только на выкуп Платона из рабства, но и на основание в роще Академа (пригород Афин) учебного заведения, получившего название Академия и просуществовавшего девятьсот лет.
Основные политические сочинения: диалоги «Государство», «Законы», «Политик», «Фрасимах» (первоначальный вариант первой книги «Государства»).
Политика, по мнению Платона, неразрывно связана с этикой. Следовательно, и общественная мораль совмещена с политической деятельностью, но последняя неизбежно ведет к нарушению нравственных норм и деградации государства. Наилучшим государственным устройством Платон считал идеальное государство, образ которого существует в другом — неземном, идеальном мире.
Задачей философов-правителей и является «припоминание» этого образа (идеи), который их души до земного воплощения наблюдали в мире идей.
Реально существующие формы правления Платон подразделял на правильные, т. е. справедливые, — монархия, аристократия и неправильные — тимократия (власть военных), олигархия (власть богачей), демократия (власть народных низов) и тирания (власть узурпатора). При этом демократический процесс и демократические процедуры (выборы, коллегиальность руководства, главенство законов, а не людей) присущи всем правильным формам правления. Худшим правлением Платон считал тиранию.
Государство1 Книга седьмая
Символ пещеры2
<...> Итак, вот что мне видится: в том, что познаваемо, идея блага — это предел, и она с трудом различима, но стоит только ее там различить, как отсюда напрашивается вывод, что именно она — причина всего правильного и прекрасного. В области видимого она порождает свет и его владыку, а в области умопостигаемого она сама — владычица, от которой зависят истина и разумение, и на нее должен взирать тот, кто хочет сознательно действовать как в частной, так и в общественной жизни. <...>
Созерцание божественных вещей (справедливости самой по себе) и вещей человеческих
<...> А удивительно разве, по-твоему, если кто-нибудь, перейдя от божественных созерцаний к человеческому убожеству, выглядит неважно и кажется крайне смешным? Зрение еще не привыкло, а между тем, прежде чем он привыкнет к окружающему мраку, его заставляют выступать на суде или еще где-нибудь и сражаться но поводу теней справедливости или изображений, отбрасывающих эти тени, так что приходится спорить о них в том духе, как это воспринимают люди, никогда не видавшие самое справедливость. <...>
Роль этого искусства3 в управлении государством
<...> — Раз мы — основатели государства, нашим делом будет заставлять лучшие натуры учиться тому познанию, которое мы раньше назвали самым высоким, т. е. умению видеть благо и совершать к нему восхождение; но когда, высоко поднявшись, они в достаточной мере его узрят, мы не позволим им того, что в наше время им разрешается.
— Что ты имеешь в виду?
— Мы не позволим им оставаться там, па вершине, из нежелания спуститься снова к тем узникам1, и худо ли бедно ли они должны будут разделить с ними труды их и почести. <...>
<...> Закон ставит своей целью не благоденствие одного какого-нибудь слоя населения, по благо всего государства. То убеждением, то силой обеспечивает он сплоченность всех граждан, делая так, чтобы они были друг другу взаимно полезны в той мере, в какой они вообще могут быть полезны для всего общества. Выдающихся людей он включает в государство не для того, чтобы предоставить им возможность уклоняться, куда кто хочет, по чтобы самому пользоваться ими для укрепления государства. <..
<...> Тогда государство будет у нас с вами устроено уже наяву, а не во сне, как это происходит сейчас в большинстве государств, где идут междоусобные войны и призрачные сражения за власть, — будто это какое-то великое благо. По правде же дело обстоит вот как: где всего менее стремятся к власти те, кому предстоит править, там государство управляется лучше всего и распри отсутствуют полностью; совсем иначе бывает в государстве, где правящие настроены противоположным образом. <...>
Еще об отборе правителей и их воспитании
— Помнишь, каких правителей мы отобрали, когда раньше говорили об их выборе?
— Как не помнить!
— Вообще-то считай, что нужно выбирать указанные тогда натуры, т. е. отдавать предпочтение самым надежным, мужественным и по возможности самым благообразным; но, кроме того, надо отыскивать не только людей благородных и строгого права, по и обладающих также свойствами, подходящими для такого воспитания.
— Кто же это, по-твоему?
— У них, друг мой, должна быть острая восприимчивость к наукам и быстрая сообразительность. Ведь души робеют перед могуществом наук гораздо больше, чем перед гимнастическими упражнениями: эта трудность ближе касается души, она — ее особенность, которую душа не разделяет с телом.
— Это верно.
— Надо искать человека с хорошей памятью, несокрушимо твердого и во всех отношениях трудолюбивого. Иначе какая ему, но-твоему, охота переносить телесные тягости, и в довершение всего еще столько учиться и упражняться?
|