Обратная связь
|
Классификация основных инфекционных болезней человека Инфекционные болезни, вызываемые возбудителями, паразитирующими в организме человека (антропонозы)
| Инфекционные болезни, к возбудителям которых восприимчив человек (зоонозы)
| а) Кишечные инфекции
Брюшной тиф, вирусный гепатит А, вирусный гепатит Е, дизентерия, полиомиелит, холера, паратиф А и В.
| Ботулизм, бруцеллез, сальмонеллез.
|
б) Инфекции дыхательных путей
Ветряная оспа, грипп, дифтерия, коклюш, корь, краснуха, оспа натуральная, скарлатина, туберкулез и др.
| Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, орнитоз.
|
в) Кровяные инфекции
Возвратный тиф эпидемический (вшивый), окопная лихорадка, сыпной тиф.
| Блошиный тиф эндемический, возвратный тиф клещевой, желтая лихорадка, клещевой энцефалит, комариный энцефалит, туляремия, чума.
|
г) Инфекции наружных покровов
Вирусный гепатит В, вирусный гепатит С, вирусный гепатит Д, ВИЧ-инфекция, гонорея, рожа, сифилис, трахома.
| Бешенство, сап, сибирская язва, столбняк, ящур.
|
Непосредственной причиной возникновения инфекционной болезни является внедрение в организм человека болезнетворных возбудителей и вступление их во взаимодействие с клетками и тканями организма. Иногда возникновение инфекционной болезни может быть вызвано попаданием в организм, главным образом с пищей, токсинов болезнетворных возбудителей.
Тяжесть течения, клинические особенности и исход инфекционной болезни в большой степени зависят от состояния организма человека, его физиологических особенностей и состояния иммунной системы. Люди, ведущие здоровый образ жизни, менее подвержены инфекционным болезням и более успешно их переносят.
Большинству инфекционных болезней свойственна цикличность развития. Различают следующие периоды развития болезни: инкубационный (скрытый), начальный, основных проявлений болезни и угасания симптомов болезни (выздоровление).
Инкубационный период - это промежуток времени от момента заражения до появления первых клинических симптомов заражения.
Для каждой инфекционной болезни существуют определенные пределы продолжительности инкубационного периода, которые могут составлять от нескольких часов (при пищевых отравлениях) до одного года (при бешенстве) и даже нескольких лет.
Начальный период сопровождается общими проявлениями инфекционной болезни: недомоганием, часто ознобом, повышением температуры тела, головной болью, иногда тошнотой, т. е. признаками болезни, не имеющими сколько-нибудь четких специфических особенностей. Начальный период наблюдается не при всех болезнях и длится, как правило, несколько суток.
Период основных проявлений болезни характеризуется возникновением наиболее существенных и специфических симптомов данной болезни. В этот период может наступить смерть больного или, если организм справился с действием возбудителя, болезнь переходит в следующий период - выздоровление.
Период угасания симптомов болезни характеризуется постепенным исчезновением основных симптомов. Клиническое выздоровление почти никогда не совпадает с полным восстановлением жизнедеятельности организма.
Выздоровление может быть полным, когда все нарушенные функции организма восстанавливаются, или неполным, если сохраняются остаточные явления.
Для своевременной профилактики инфекционных заболеваний ведется регистрация возникновения заболеваний. В нашей стране обязательной регистрации подлежат заболевания туберкулезом, брюшным тифом, паратифом А, сальмонеллезом, бруцеллезом, дизентерией, вирусными гепатитами, скарлатиной, дифтерией, коклюшем, гриппом, корью, ветряной оспой, сыпным тифом, малярией, энцефалитами, туляремией, бешенством, сибирской язвой, холерой, ВИЧ-инфекцией и др.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные группы инфекционных заболеваний.
2. Какие существуют пути передачи инфекционных заболеваний?
3. Какое значение играет личная гигиена?
4. Какие мероприятия проводятся по профилактике инфекционных мероприятий?
5. Какие химические средства дезинфекции вы знаете?
Задания к практической работе №4
1. Дайте определение понятий:
А) эпидемия _________________________________________________
Б) пандемия __________________________________________________
В) карантин __________________________________________________
2. Дополните схему о микроорганизмах, которые окружают человека.
Виды микроорганизмов, влияющих на организм человека
|
Условно патогенные микробы. Превращаются в опасные для здоровья, если организм ослаблен в результате тяжелой травмы, длительной болезни или по другой причине
|
3.Из приведенных ниже выберите и напишите в соответствующие строки, последовательно сменяющиеся периоды в развитии инфекционного заболевания.
1-й период ____________________________________________________________________________________________________________________________________
2-й период ____________________________________________________________________________________________________________________________________
3-й период ____________________________________________________________________________________________________________________________________
4-й период ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Начало заражения, начало заболевания, появление симптомов, скрытый (инкубационный) период, активное проявление болезни, пассивный период, скрытый (инфекционный) период, период адаптации организма к заболеванию, выздоровление, конец заболевания, скрытое проявление болезни.
4. Дополните таблицу о путях передачи инфекции.
№ п\п
| Путь передачи инфекции
| Группы заболеваний (виды инфекции)
|
| Воздушно-капельный
|
|
|
|
|
|
| Кровяные инфекции
|
| Преимущественно контактный путь
|
|
5. Изложите не менее трех правил профилактики инфекционных заболеваний, которые надо соблюдать в повседневной жизни.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Требования к отчёту:
1. После выполнения работы студент обязан продемонстрировать преподавателю выполненные задания.
2. Предоставить отчёт о выполненной работе, содержащей:
- порядковый номер и наименование практической работы;
- цель практической работы;
- ход выполнения работы;
- ответы на контрольные вопросы;
- вывод о выполненном задании.
Практическая работа №5
|
|