Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Стандартизация и метрология»

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

 

 

по дисциплине

«КВАЛИМЕТРИЯ» (МЕЦ. Б. 2.02.04)

для направления подготовки бакалавров

Стандартизация и метрология»

 

 


Разработана в соответствии с ФГОС ВПО, ООП по направлению подготовки бакалавриата 221700.62 «Стандартизация и метрология»

 

 

Программу составил: старший преподаватель ______________Л.В. Боярникова

 

 

Обсуждена на заседании кафедры НГД от «____»_____________ 2013 г. № ___

 

Зам. зав. кафедрой НГД ________________В.Д. Белицкий

«_____»__________2013г.

 

Руководитель ООП _________________ В.В. Шалай

«_____»__________2013г.

 

 

Ответственный за методическое

обеспечение ООП _________________ В.А. Гриневич

«_____»__________2013 г.

 

1. Цели и задачи дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование представления о качестве продукции как степени удовлетворения потребностей потребителей, ознакомление с современными методами оценки качества и правилами использования результатов квалиметрических оценок.

Задачи преподавания дисциплины:

1) ознакомить со структурным представлением природы качества продукции и системами показателей качества, методами измерения и количественного оценивания свойств качества;

2) выработать навыки решения задач и выполнения процедур по выбору системы показателей качества, количественного оценивания качества;

3) дать необходимые сведения по методам отбора экспертов, работе с ними и обработке значений экспертных оценок в целях управления качеством;

4) научить студентов системному использованию полученных знаний для анализа результатов деятельности и выработки планов работ по предупреждению и устранению брака, обоснования технических и организационно-экономических решений по управлению качеством, а так же для предварительного обоснования проектных решений;



5) научить использовать количественную оценку качества для анализа управленческих воздействий систем управления качеством.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Квалиметрия» входит в вариативную часть «Математического и естественнонаучного цикла в системе подготовки бакалавров по специальности «Стандартизация и метрология».

Дисциплинами на которые опирается содержание «Квалиметрии» являются: «Математика», «Философия», «Информатика» и «Физические основы измерений».

Последующие дисциплины: «Статистические методы контроля и управления качеством», «Управление качеством», «Системы качества», а также учебная практика, производственная практика и итоговая государственная аттестация.

3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. В результате освоения дисциплины «Квалиметрия» должны быть сформированы следующие компетенции:

- способность применять математический аппарат, необходимый для осуществления профессиональной деятельности (ОК-15);

- способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК- 19);

- участвовать в практическом освоении систем управления качеством (ПК-2);

- производить оценку уровня брака, анализировать его причины и разрабатывать предложения по его предупреждению и устранению (ПК-5);

- проводить анализ и оценку производственных и непроизводственных затрат на обеспечение требуемого качества продукции, анализировать результаты деятельности производственных подразделений; подготавливать исходные данные для выбора и обоснования технических и организационно-экономических решений по управлению качеством; разрабатывать оперативные планы работы первичных производственных подразделений (ПК-15);

- принимать участие в работах по составлению научных отчетов по выполненному заданию и во внедрении результатов исследований и разработок в области метрологии, технического регулирования и управления качеством (ПК-21);

3.2. В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать освоение указанными компетенциями по дескрипторам «знания, умения, владения», соответствующие тематическим модулям дисциплины, и применимые в их последующем обучении и профессиональной деятельности:

 

 

- Знать:

З.1. Философскую, техническую и социально-экономи­ческую природу качества; динамику изменения терминологии в области качества (качество, уровни качества, объекты и субъекты качества, характеристики, потребности и спрос);

З.2. Причины необходимости численной оценки качества различных объектов с точки зрения управления качеством;

З.3. Различные классификации показателей качества объектов оценивания и применимость их для оценивания разных видов объектов;

З.4. Численные методы оценивания приоритетности показателей для потребителей;

3.5. Классификацию и нормативные определения разных видов дефектов и брака;

З.6. Классификацию и алгоритмы основных методов оценивания качества;

3.7. Разнообразные формы отчётности для оформления результатов оценивания качества.

- Уметь:

У.1. Определять номенклатуру измеряемых и контролируемых параметров продукции и технологических процессов соответствующую конкретной задаче, с использованием информации из различных источников об объекте оценивания, его структуре, технологии изготовления, историческом развитии, удовлетворяемых потребностях;

У.2. Проводить обобщение и структуризацию, показателей качества продукции, строить деревья свойств;

У.3. Разрабатывать самостоятельно методику оценки качества объектов, опираясь на анализ отечественного и зарубежного опыта в области управления качеством;

У.4. Организовывать процесс сбора информации и нахождения весомостей показателей качества продукции;

У.5. Аргументировано доказать правомерность применения тех или иных способов расчета на каждом этапе оценки качества, особенно при использовании экспертных методов;

У.6. Рассчитывать индексы и коэффициенты, характеризующие уровни качества и дефектности изделий;

У.7. Применять результаты оценивания качества различных объектов для анализа результатов деятельности производственных подразделений; обоснования технических и организационно-экономических решений по управлению качеством, а так же для предварительного обоснования проектных решений;

У.8. Составлять за­ключения о техническом уровне изделия, отчётов по оценке других объектов качества;

У.9. Разрабатывать графики работ, инструкции, пояснительные записки и другую документацию для проведения мероприятий по оценке, контролю и повышению качества продукции;

- Владеть:

В.1. Методами нахождения значений показателей качества и их оценок, методами их анализа с помощью современных технических средств;

В.2. Навыками разработки и внедрения методик использования индексов и коэффициентов, характеризующих уровни качества и дефектности изделий, для анализа деятельности производственных подразделений и предприятий в целом и выработки планов работ по предупреждению и устранению брака;

В.3. Навыками использования количественной оценки качества для анализа управленческих воздействий систем управления качеством, как части цикла PDCA, направленной на удовлетворение требований потребителя;

В.4. Методами оценки качества и программными продуктами для оценки технического уровня промышленной продукции;

В.5. Навыками организации и статистической обработки данных экспертных опросов (с помощью программных продуктов) при проведении квалиметрического анализа, а также навыками участия в подобных опросах;

В.6. Навыками разработки и внедрения стандартов систем качества по оцениванию объектов.

3.3. Проектируемые результаты и признаки формирования компетенций.

Компетентностная модель дисциплины

Индекс компетенции Проектируемые результаты освоения дисциплины «Квалиметрия» и индикаторы формирования компетенций Средства и технологии оценки Технологии формирования компетенции
Знания (З) Умения (У) Навыки (В)
ОК-15 З.4., 3.5, З.6. У.4, У.5., У.6. В.1., В.2., В.4., В.5 Тестовый комплекс, отчеты по практическим работам, домашнее задание, курсовая работа Т1-Т4
ОК- 19 З.1., З.2. У.1., У.2., У.3., В.1., В.2., В.6 Тестовый комплекс, отчеты по практическим работам, домашнее задание курсовая работа Т1-Т4
ПК-2 З.2. У.1., У.4., У.5, В.3., В.5, В.6. Тестовый комплекс, отчеты по практическим работам, домашнее задание курсовая работа Т1-Т4
ПК-5 3.5., З.6. У.1., У.6., У.7., У.9 В.2., В.3. Тестовый комплекс, отчеты по практическим работам, домашнее задание Т1-Т4
ПК-15 З.3., З.4., 3.5., З.6. У.1., У.2., У.3., У.4, У.6., У.7., У.9 В.1., В.2., В.4., В.5 Тестовый комплекс, отчеты по практическим работам, домашнее задание Т1-Т4
ПК-21 З.7. У.4, У.7., У.8., У.9. В.6. Тестовый комплекс, отчеты по практическим работам, домашнее задание курсовая работа Т1-Т4

Примечание: технологии формирования компетенции (информационно-развивающие технологии Т1, деятельностные практико-ориентированнные технологии – Т2, развивающие проблемно-ориентированные технологии – Т3, личностно ориентированные технологии обучения – Т4)

указаны в п.6.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы в часах и зачетных единицах

Очная форма обучения

Вид занятий Всего (час./ зач.ед. ) С е м е с т р ы
Всего аудиторных занятий:                
Лекции                
Практические занятия                
Лабораторные работы                      
Самостоятельная работа:                
Самостоятельная работа студента                
Самостоятельное изучение материала дисциплины и подготовка к зачетам                      
Курсовая работа (проект)                  
Расчетно-графическая работа                      
Домашнее задание                  
Количество часов на экзамен                  
Всего по дисциплине 288/8                
Вид аттестации за семестр (зачет, дифференцированный зачет, экзамен)       зач экз            

Заочная форма обучения

Вид занятий Всего (час./ зач.ед. ) С е м е с т р ы
Всего аудиторных занятий:                
Лекции                
Практические занятия                
Лабораторные работы                      
Самостоятельная работа:                
Самостоятельная работа студента                
Самостоятельное изучение материала дисциплины и подготовка к зачетам                      
Курсовая работа (проект)                  
Расчетно-графическая работа                      
Домашнее задание                  
Количество часов на экзамен                  
Всего по дисциплине 288/8                
Вид аттестации за семестр (зачет, дифференцированный зачет, экзамен)             зач экз      

 

5. Содержание дисциплины по модулям и видам учебных занятий

5.1. Содержание дисциплины по модулям

1. Термины и определения, используемые в квалиметрии.

2. Использование опросов при оценке качества.

3. Номенклатура показателей свойств, составляющих качество, методы их нахождения и оценивания.

4. Коэффициенты весомости показателей качества.

5. Методы нахождения уровня качества продукции, их классификации и алгоритмы.

6. Методы нахождения уровня качества по стадиям жизненного цикла.

7. Методы нахождения уровня качества разнородной продукции.

8. Частные случаи нахождения количественной оценки качества различных объектов.

  Содержание модулей Форма обучения
О З
Модуль 1. Термины и определения, используемые в квалиметрии    
Квалиметрия как наука.Возникновение и изменение термина. Виды квалиметрий, задача, предмет, объект исследования. Место квалиметрии среди научных дисциплин Л,С Л,С
Качество. Объекты качества. Характеристики.Нормативное определение.Динамика понятий качества Связи между понятиями, относящимися к качеству. Различия между понятиями технический уровень, качество, интегральное качество, конкурентоспособность. Петля качества. Определение, классификации, особенности объектов качества. Свойства, имманентные свойства, признаки, параметры, показатели качества. Связь, классификации. Л,С С
Потребности, спрос, потребители и «Ситуация оценивания».Определения, законы, классификации, модель Кано. Методы классификации потребителей. Этапы написания «Ситуации оценивания». Л,С   С
Модуль 2. Использование опросов при оценке качества    
Экспертные методы в оценке качества.Определения. Алгоритм. Классификация. Л,С Л,С
Отбор экспертов. Способы отбора, группы способов отбора.Способы определения первоначального круга кандидатов в эксперты. Способы отбора экспертов из сформированного банка данных по кандидатам в эксперты. С С
Индивидуальный опрос экспертов.Организационные задачи. Способы опроса. Структура анкеты. С С
Операции с экспертной группой. Виды и последовательность операций Пилотажная экспертиза, ориентировка, генерация, коммуникация, назначение оценок. С С
Оценка качества экспертов.Понятие качество эксперта, применимость. Методы оценки качества эксперта. Комплексная оценка. С С
Модуль 3. Номенклатура показателей свойств, составляющих качество, методы их нахождения и оценивания    
Измерения. Терминология, виды измерений, шкалы, номенклатура показателей качества. Художественно-конструкторский анализ. Л,С С
Дерево свойств. Терминология, Правила построения. Человек-среда-объект. Таблица начальных уровней. Л,С Л,С
Оценка показателей качества.Методы оценивания. Относительный показатель. Метод главных точек. Л,С С
Модуль 4. Коэффициенты весомости показателей качества    
Не экспертные методы нахождения коэффициентов весомости.Определения. Классификация методов нахождения. Примеры не экспертных методы нахождения коэффициентов весомости. Л,С Л
Экспертные методы нахождения коэффициентов весомости.Классификация, алгоритм, примеры. С С
Методы статистической обработки данных при нахождении коэффициентов весомости экспертами.Качество оценивания при использовании экспертных методов. Статистическая обработка данных опроса в шкалах рангов и в бальных шкалах. Нахождение коэффициента качества эксперта.   Л,С С
Модуль 5. Методы нахождения уровня качества продукции, их классификации и алгоритмы    
Дифференциальный метод. Использование относительного показателя. Брак, эталон. Алгоритм дифференциального метода Л,С Л,С
Комплексный метод оценки уровня качества продукции.Обобщенный показатель. Главный показатель. Интегральный показатель. Л,С С
Средние взвешенные показатели.Модификации средневзвешенных величин. Изоквалита. Рекомен­дации по выбору вида средневзвешенной величины. Экспертный метод нахождения комплексного показателя. Л,С С
Смешанный метод нахождения уровня качества.Алгоритм, случаи применения. Л,С Л,С
Классификации и алгоритмы методов нахождения уровня качества.Виды классификаций. Авторские алгоритмы. Полный квалиметрический алгоритм. Л,С С
Модуль 6. Методы нахождения уровня качества по стадиям жизненного цикла.    
Общая оценка технического уровня.Методики расчета на стадиях разработки, изготовления, эксплуатации и утилизации. Определения, цели, показатели. Л,С Л,С
Модуль 7. Методы нахождения уровня качества разнородной продукции    
Методы нахождения уровня качества разнородной продукции.Индексы качества. Определение, область применения, виды, методики нахождения.Индекс дефектности и коэффициент сортности.Определение, область применения, виды, методики нахождения, геометрическая интерпретация результатов нахождения уровня качества разнородной продукции. Л,С С
Модуль 8. Частные случаи нахождения количественной оценки качества различных объектов    
Документация и программные продукты.Программные продукты для оценки качества.Виды, возможности, примеры.Составление документации по оцениванию качества. Разработка и оформление методик. Оформление результатов оценивания: цели, способы, содержание. Л,С С
  Оценочные методики для управления качеством. Оценивание поставщиков, процессов, персонала и подразделений, уровня удовлетворённости потребителей и персонала, расчет разнообразных коэффициентов риска, результативности систем качества.Использование квалиметрических методик оценивания при проектировании новойпродукции.Выяснение потребностей потребителей, QFD-функция. Л,С Л,С

 

Содержание практических и лабораторных занятий

Содержание практических занятий

Цель практических занятий – закрепление теоретического материала дисциплины, овладение методами решения задач.

  Содержание курса практических занятий
О З
Модуль 1. Термины и определения, используемые в квалиметрии    
Особенности сбора информации для оценивания качества + -
Классификация и методы описания объектов оценивания + -
Классификация и методы описания субъектов оценивания + -
Написание «Ситуации оценивания» + -
Модуль 2. Использование опросов при оценке качества    
Отбор экспертов + -
Организация и проведение и обработка данных индивидуальных опросов + -
Организация и проведение и обработка данных коллективных опросов + -
Оценка качества экспертов + -
Модуль 3. Номенклатура показателей свойств, составляющих качество, методы их нахождения и оценивания    
Разработка номенклатуры показателей качества + -
Составление деревьев свойств + +
Использование экспертных методов для создания группировок + -
Разработка методик нахождения количественных показателей качества + -
Неэкспертные методы нахождения оценок показателей качества. + -
Метод «Главных точек» + +
Модуль 4. Коэффициенты весомости показателей качества    
Экспертные методы нахождения коэффициентов весомости в шкале рангов + +
Экспертные методы нахождения коэффициентов весомости в балльных шкалах + -
Методы нахождения межэкспертной согласованности данных + +
Методы нахождения коэффициентов качества эксперта + -
Модуль 5. Методы нахождения уровня качества продукции, их классификации и алгоритмы    
Дифференциальный метод + -
Главный показатель. + -
Интегральный показатель + -
Средние взвешенные показатели + +
Смешанный метод нахождения уровня качества + -
Модуль 6. Методы нахождения уровня качества по стадиям жизненного цикла    
Общая оценка технического уровня + -
Модуль 7. Методы нахождения уровня качества разнородной продукции    
Индексы качества + +
Индексы качества для группы предприятий + +
Графическое представление + -
Коэффициент сортности + -
Модуль 8. Частные случаи нахождения количественной оценки качества различных объектов    
Разработка и оформление методик оценивания качества. + +
Оформление результатов оценивания: цели, способы, содержание. + -
Квалиметрическая оценка поставщиков, персонала и подразделений + -
Квалиметрическое оценивание процессов + -
Методики расчёта уровня удовлетворённости потребителей и персонала + -
Использование квалиметрических методик при расчетах коэффициентов риска + -
Использование квалиметрических методик при оценивании результативности систем качества + -
Использование квалиметрических методик оценивания при проектировании новойпродукции.Выяснение потребностей потребителей, QFD-функция + -

Образовательные технологии.

6.1.Для достижения планируемых результатов освоения дисциплины «Квалиметрия» используются следующие образовательные технологии:

6.1.1. Информационно-развивающие технологии.

6.1.2. Деятельностные практико-ориентированнные технологии.

6.1.3. Развивающие проблемно-ориентированные технологии.

6.1.4. Личностно ориентированные технологии обучения.

 

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.