МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ЗВУКОВОГО СТРОЯ И СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ Логопедическое обследование ребенка раннего возраста надо проводить в светлое время суток, желательно спустя некоторое время после завтрака или полдника.
Для обследования речи лучше иметь отдельные файлы с вложенными в них картинками. Картинки могут быть предъявлены ребенку в той последовательности, как они представлены в пособии, на нескольких индивидуальных занятиях. Они также могут быть специально отобраны по выбору логопеда для экспресс-диагностики произношения определенной группы звуков и предъявлены на одном занятии.
Заключительные задания пособия содержат изобразительный материал для обследования звуков, отрабатываемых на стадии позднего онтогенеза. Мы включили данный материал в логопедическое обследование, потому что помимо возрастного субституирования у маленьких детей могут наблюдаться и патологические звуки-заменители, подробно описанные В.И. Бельтюковым.
Лексический материал, используемый в этих заданиях (звуки [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л], [р]), достаточно сложен, поэтому при их предъявлении целесообразно оказывать ребенку максимальную помощь, в некоторых случаях прибегая к подсказкам. В связи с тем что задания предъявляются ребенку последними, к этому времени сама ситуация логопедического обследования становится для него привычной, а игровая форма предъявления материала допускает возможность использования помощи взрослого при затруднениях с подбором слов или узнаванием изображения на картинке.
Можно достаточно широко варьировать картинный материал, предлагаемый ребенку при обследовании, включая в него дополнительные задания по другим звукам. Например, большинство картинок на гласные звуки могут быть использованы и при исследовании произношения согласных звуков: «Дети сидят в... кафе» (звук [э] и (к], [ф]).
Длительность диагностического занятия сугубо индивидуальна, зависит от возраста ребенка и его психофизического состояния, личностных особенностей, поведения в ситуации обследования. Оптимальная длительность диагностического занятия с ребенком раннего возраста — 10—15 минут. Мы не рекомендуем превышать это время, даже если вам кажется, что ребенок очень заинтересовался выполнением задания и не испытывает усталости после предъявления целой серии картинок. Помните, что вы имеете дело с бурно развивающимся хрупким человеческим индивидуумом, любая перегрузка нервной системы ребенка может привести к отставленным по времени нежелательным последствиям для его организма!
Надо оптимизировать имеющийся в вашем распоряжении короткий промежуток времени, чтобы успеть узнать о развитии речи ребенка как можно больше. При назывании картинок во время проверки звукопроизношения надо учитывать:
— состояние словарного запаса ребенка;
— наличие перестановок слогов и/или отдельных звуков, усечений окончаний слов;
— характер трудностей формирования слоговой структуры многосложных слов.
Особо следует остановиться на изучении слоговой структуры слова как одной из важных характеристик произносительной стороны речи. При обследовании слоговой структуры слова необходимо выявить умение ребенка правильно произносить не только звуки в слове, но и их количество и последовательность. Традиционно считается, что в раннем возрасте слоговая структура слова только формируется. Однако специалист-логопед уже в раннем возрасте может обратить внимание на нарушения слоговой структуры, являющиеся явным показателем речевого дизонтогенеза.
Слоговая структура слова формируется у ребенка постепенно. Уже к концу стадии гуления появляется первый слог. В период лепета у ребенка появляется тенденция к редупликации (повторению) однородных слогов, что приводит к развитию лепетной цепи, состоящей из 7—8 слогов. Лепетные цепочки образуются многократным повторением однородных по звуковому составу и по структуре слогов («ка-ка-ка»). Постепенно такие цепочки становятся все более разнообразными, происходит «разуподобление» слогов. Сначала «разуподобляется» гласноподобный звук («ка-ко»), затем — согласный («ка-та-ка»). К первому году жизни количество слогов лепетной цепи сокращается до 2—3, что соответствует среднему количеству слогов в слове русского языка. В это же время у ребенка появляются первые слова, в основном состоящие из одного слога («фа» — горячо, «бух» — упал). Как и в лепете, большинство первых двусложных слов в речи детей представляют собой повторение одного и того же слога («бобо» — больно).
К одному году трем месяцам начинается усложнение произнесения слов, т.е. появляются слова из двух разных слогов. При этом усложнение происходит в двух направлениях:
— увеличение количества однородных слогов в слове;
— переход от слова с одинаковыми слогами к словам с разными слогами.
Существует связь между формированием предложения и развитием слоговой структуры. Ребенок начинает раньше произносить предложения из трех и более слогов, чем трехсложные слова. Наиболее интенсивно процесс усвоения слоговой структуры предложения идет в 2—2,5 года. При этом ребенок испытывает закономерные, так называемые «физиологические», трудности: пропуски слогов и звуков в слове, ошибки добавления числа слогов, ошибки сокращения групп согласных, уподобление звуков и слогов, перестановки звуков и слогов в слове (табл. 5). Причиной временных нарушений слоговой структуры слова является незрелость моторных и фонематических предпосылок развития речи в раннем возрасте. Однако в наиболее тяжелых случаях речевой патологии эти нарушения приобретают стойкий характер.
Уже после 2,5 лет при нормальном развитии речи нарушение слогового состава крайне редкое явление.
Много информации о сформированности слоговой структуры слова можно почерпнуть при использовании картинного материала. Ниже мы даем примерный текстовый материал для обследования слоговой структуры слова. Слова подобраны с учетом специфики формирования начального детского лексикона и закономерностей развития слоговой структуры в онтогенезе (А.К. Маркова).
I класс — двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов
Картинки: нога, рука, муха.
Таблица 5
Типы нарушений слоговой структуры слова у детей с нормальным речевым онтогенезом и сроки их преодоления
№ п/п
| Вид нарушения
| К какому возрасту нарушение преодолевается
|
| Пропуски слогов и звуков в слове
| К 2,3 годам
|
| Ошибки добавления числа слогов
| К 2,5 годам
|
| Сокращения групп согласных
| К 3 годам
|
| Уподобления слогов и звуков
| К 2,5 годам
|
| Перестановки звуков или слогов в слове
| Встречаются редко
|
По стеклу ползут две... мухи.
II класс — трехсложные слова, состоящие из открытых слогов
Картинки: волосы, корова, машина.
По дороге едет... машина.
III класс — односложные слова, состоящие из закрытого слога
Картинки: кот, нос, дом.
Дети построили из кубиков... дом.
IV класс — двусложные слова, состоящие из одного открытого слога и одного закрытого
Картинки: филин, кефир, жираф.
В зоопарке живет... жираф.
V класс — двусложные слова со стечением согласных в середине слова
Картинки: масло, листья, коньки.
Маша намазывает на хлеб... масло.
|