Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

VI класс — двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных

Картинки: дельфин, кактус, кровать.

В море плавает... дельфин.

VII класс — трехсложные слова с закрытым слогом

Картинки: самолет, пирожок, чемодан.

Мальчик ест... пирожок.

VIII класс — трехсложные слова со стечением согласных

Картинки: облако, иголка, подушка.

С кровати упала... подушка.

IX класс — трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом

Картинки: автобус, карандаш, виноград.

У Коли... карандаш.

X класс — трехсложные слова с двумя стечениями согласных

Картинки: игрушки, кисточка, морковка.

В краске вымазана... кисточка.

XI класс — односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова

Картинки: джип, стол, ключ.

Папа купил... джип.

XII класс — двусложные слова с двумя стечениями согласных

Картинки: птичка, спичка, гвозди.

Молотком забивают... гвозди.

XIII класс — четырехсложные слова из открытых слогов

Картинки: пуговица, черепаха, гусеница.

По ветке ползет... гусеница.

ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Уточнение построения предложений, правильного употребления простых предлогов, согласования членов предложения в роде, числе и падеже можно провести с использованием материала пособия, не предъявляемого ранее ребенку для обследования произношения. Вот некоторые из вариантов заданий, которые можно предложить ребенку параллельно с исследованием его произношения.

1. Возможно предъявление задания без произнесения предлога («Рыжий кот катается... на лыжах»), однако при оценке выполнения такого задания необходимо учитывать допустимость использования детьми раннего возраста вместо предлогов их «филеров» («а» — вместо «на») в сочетании с флексией существительного (на столе — «а толе», в шкафу — «а кафу»).



2. Чрезвычайно важно проверить умение детей использовать исследуемые звуки при произношении глаголов и прилагательных, так как эти слова появляются в начальном детском лексиконе несколько позже существительных, в связи с чем их произношение может быть более нарушенным. Можно сразу после опроса ребенка по предложенному в тексте пособия заданию перестроить его формулировку в следующем виде: «У Алеши болит... нога» — «У Алеши нога... болит». При затруднениях целесообразно изменить задание и предъявить его с помощью так называемого «вопроса без вопросительного слова»: «У Алеши нога болит?» Вопросительная интонация будет дополнительно стимулировать ребенка к ответу, а облегченная форма заданного вопроса подскажет ему правильный ответ.

3. Важно проследить за умением ребенка использовать в речи широко распространенные словосочетания («усатый сом», «голубые глаза»), согласование окончаний прилагательных в роде и числе с употребляемыми существительными. Данные, полученные при обследовании, необходимо интерпретировать в зависимости от того, на какой стадии развития находится фразовая речь ребенка («до-морфологической» или «морфологической»).

4. Задания на картинках можно вариативно использовать для проверки у детей знания названий основных цветов и элементарного счета (в пределах 2—3).

5. Дети раннего возраста чрезвычайно сложно «придумывают» имена персонажам, изображенным на картинке. Для малыша существуют только личные имена применительно к его близким (тетя Аня, дядя Коля). При этом почти не осуществляется перенос этих имен на других людей. Если попросить ребенка без предварительной подготовки «придумать», как зовут тетю на картинке, он просто растеряется и откажется от выполнения задания. Надо обязательно тренировать маленького ребенка в назывании имен реальных людей из его окружения, специально подчеркивания, что разных людей могут звать одинаково. Обратите внимание на то, что первое имя, «придуманное» для мальчика или девочки, изображенных на картинке, будет скорее всего собственным именем ребенка! Постепенно малыш освоит и другие имена, но скорость и устойчивость этого навыка зависит от взрослых. Если не уделять его формированию достаточно внимания, то еще долго все посторонние взрослые для ребенка будут только «дядями» и «тетями», а дети — «мальчиками» и «девочками».

6. Особый акцент на разные имена персонажей можно сделать, если попросить детей дома вместе с родителями раскрасить черно-белый рисунок (вероятнее всего сначала ребенок сможет только помочь родителю выбрать цвет отдельных деталей, а раскрашивать будут сами родители), а потом сравнить их рисунки: как одет герой, какого цвета его волосы, глаза. Увидев наглядно, как отличаются их рисунки между собой, дети легко поймут и задание на придумывание разных имен, легко заменяя предложенное в тексте к картинке имя на любое другое по своему желанию.

7. В дидактическом материале содержится ряд картинок, близких по смысловому содержанию. Например, «В магазине продаются... ананасы» (звук [а]) и «У Лены... ананас» (звук [н]); «Курица сидит на... яйцах» (звук [й]) и «Из яйца вылупился... цыпленок» (звук [ц]); «У Инги... иголка» (звук [и]) и «Нина шьет разноцветными... нитками» (звук [н]); «Гера рисует... круги» (звук [г']), «Оля рисует... лист клена» (звук [л]), «Марина рисует... грибок» (звук [р']). Такие картинки можно объединять в смысловые пары и проводить с их использованием лексическую работу по определенным темам, понятным детям раннего возраста: «Покупка в магазине», «Курица и цыпленок», «Что делают с помощью иголки?», «Учимся рисовать».

8. В дальнейшем, можно будет проводить с детьми задания, направленные на установление и более сложных логических связей, однако надо всегда помнить, что нельзя превышать возрастные возможности ребенка, предлагая ему для рассматривания и дальнейшей беседы более трех картинок одновременно. Если надо изучить большую группу картинок, то лучше их варьировать между собой, составляя разные смысловые пары. Примером такой группы могут служить перечисленные ниже картинки: «Разбитую коленку смазали... зеленкой» (звук [з']), «У Алеши болит... нога» (звук [а]), «Вова чинит... стол» (звук [о]), «Айболит лечит... бегемота» (звук [б']), «В аптеке купили... вату» (звук [т]), «Мама гладит... утюгом» (звук [у]), «Вот горячий... утюг» (звук [т']), «Молотком забивают... гвозди» (звук [д']), «Коля уколол палец о... кактус» (звук [к]), «Мальчик забинтовал... палец» (звук [ц]), «На плите... кастрюля» (звук [с]), «Маша чистит... картошку» (звук [ш]), «У Жоры болит... живот» (звук [ж]), «У Васи болит... ухо» (звук [х]), «Мама режет... огурцы» (звук [ц]). Показывая маленькому ребенку любые две-три картинки по вашему выбору, можно выяснить, имеет ли малыш представления об опасностях, подстерегающих его в быту, знает ли он, к кому надо обратиться за помощью в случае заболевания и где можно купить лекарства и т.д.

9. Картинки, предлагаемые для раскрашивания (с. 52—94), можно использовать и для развития слоговой структуры слова. Например, при рассматривании картинки с изображением гусеницы ребенка просят сначала раскрасить гусеницу по сегментам в четыре разных цвета, а затем последовательно показывая каждый сегмент, проговаривая все слоги.

Вариантов использования картинного материала для диагностики раннего речевого развития ребенка и направленного развития его речи множество. Мы думаем, что специалисты-практики сами смогут придумать много интересных заданий и упражнений, творчески используя предлагаемые нами материалы.

Ниже содержится полный перечень текстовых заданий для обследования произношения гласных и согласных звуков. Ознакомившись с ним, вы сможете лучше представить себе, как можно организовать обследование и развитие речи ребенка раннего возраста, используя наши методические рекомендации.


 

 
 

 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ
ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ И
СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ


Гласные звуки

Звук [а]

1. На крыше гнездо... аиста.

2. У Алеши болит... нога.

3. По дороге едет... машина.

4. На остановке стоит... автобус.

 


5. В магазине продаются... ананасы.


Звук [о]

6. На окошке сидит... кот.

7. Оля смотрит на... облако.

8. Вова чинит... стол.

9. У Буратино длинный... нос.

 

 

 
 

 

10. Около цветка... осы.

Звук [и]

11. Инна собирает... листья.

12. Игорь в первый раз встал на... коньки.

13. Илюша убирает... игрушки.

14. Ира боится... индюка.

 

 
 

15. У Инги... иголка.


Звук [у]

16. В зоопарке живет... кенгуру.

17. У зайца длинные... уши.

18. Руслан поднял... руку.

19. У уха вьется... муха.

 

 

 
 

 

20. Мама гладит... утюгом.


Звук [э]

21. В доме два... этажа.

22. Дети сидят в... кафе.

23. У дома стоит... экскаватор.

24. Эля ест... эскимо.

 

 

 
 

 

25. Эля и Эдик рассматривают... этикетки.


Звук [ы]

26. В аквариуме плавают...рыбки.

27. Мышка моет лапы... мылом.

28. На стене висят... часы.

29. В вазе стоят... розы (вариант ответа — цветы).

 

 

 
 

 

30. Рыжий кот катается на... лыжах.


Губно-губные взрывные согласные звуки

Звук [п]

31. Паук плетет... паутину.

32. Мальчик надевает... сапог.

33. С кровати упала... подушка.

34. Папа купил... джип.

 
 

 

35. У Поли красивая... панама.


Звук [п'1

36. Мальчик ест... пирожок.

37. Петя играет на... пианино.

38. Мама читает... письмо.

39. Собаку посадили на... цепь.

 

 

 
 

 

 

40. Папа зажигает... спичку.


Звук [б]

41. По дорожке катится... колобок.

42. Малышу дали... бублик.

43. У девочки на голове... бант.

44. Девочка ловит... бабочку.

 

 

 
 

45. Боря лепит снежную... бабу.


Звук [б']

46. На ветке сидит... белка.

47. На полу лежит... кубик.

48. Айболит лечит... бегемота.

49. Моряк смотрит в... бинокль.

 

 

 
 

 

 

50. На поляне растет... береза.


Переднеязычные взрывные звуки

Звук [т]

51. На столе стоят... тарелка и... торт.

52. Через реку перекинут... мост.

53. В аптеке купили... вату.

54. Таня обувает... тапочки.

 

 

 
 

55. Тоня моет... тарелки.


Звук [т']

56. Вот горячий... утюг.

57. В клетке сидит... тигр.

58. На дереве... дятел (вариант ответа — птичка).

59. Тетя говорит по... телефону.

 

 

 
 

 

 

60. Катя гладит... котенка.


Звук [д]

61. Это... дом.

62. Мальчик принимает... душ.

63. В небе летит... дракон.

64. Над дорогой... радуга.

 

 

 
 

 

 

65. Даша играет на... дудочке.


Звук [д']

66. По дорожке идет... девочка.

67. В море плавает... дельфин.

68. Молотком забивают... гвозди.

69. Дедушка лежит на... диване.

 

 

 
 

 

 

70. Дина берет... деньги (из копилки)


Взрывные заднеязычные звуки

Звук [к]

71. У Коли... карандаш.

72. В реке живет... крокодил.

73. Катя катает куклу в... коляске.

74. Собака грызет... кость.

 

 

 
 

 

 

75. Коля уколол палец о... кактус.

Звук [к']

76. Мальчику купили... ролики.

77. В краске вымазана... кисточка.

78. На поляне растут... ромашки.

79. У мартышки на хвосте... очки.

 

 

 
 

 

 

80. В реке... раки.

Звук [г]

81. У Гриши... груша.

82. Рубашка застегнута на все... пуговицы.

83. Птичка живет в... гнезде.

84. Папа читает... газету.

 

 
 

 

 

85. По ветке ползет... гусеница.


Звук [г']

86. Гена играет на... гитаре.

87. Спортсмен поднимает... гирю.

88. Гера рисует... круги.

89. Дети смотрят мультик про... крокодила Гену.

 

 

 
 

 

 

90. Галя моет... ноги.


Губно-зубные фрикативные звуки

Звук [ф]

91. Мальчик держит... флажок.

92. На площади красивый... фонтан.

93. В комнате стоит... шкаф.

94. В зоопарке живет... жираф.

 

 

 
 

 

95. Фаина держит... вафли.


Звук [ф']

96. Ночью не спит... филин.

97. Мама купила... кефир.

98. Федя ест... конфету.

99. Мама сушит волосы... феном.

 

 
 

 
 

 

 

100. Золушке помогает... фея.


Звук [в]

101. Из крана течет... вода.

102. У ворот... корова.

103. У Вали длинные... волосы.

104. Укол делает... врач.

 

 

 
 

 

 

105. Вася застилает... кровать.


Звук [в']

106. На кофте вышиты... вишенки.

107. В песочнице оставили... ведро.

108. Вика собирает... цветы.

109. В корзине крупный... виноград.

 

 
 

 

110. Около медведицы играют два... медвежонка.


Переднеязычные фрикативные звуки

Звук [с]

111. В небе летит... самолет.

112. Это... солнце.

113. В горшке растет... кактус.

114. На плите... кастрюля.

 

 
 

 

 

115. На носу... оса.


Звук [с']

116. За Люсей гонится... гусь.

117. У лисы... лисята.

118. Осенью с деревьев падают... листья.

119. Домик строит... поросенок (Ниф-Ниф).

 

 

 
 

 

 

120. У Насти в ушах... серьги.


Звук [з]

121. Грузовик везет... арбузы.

122. У Зои... зонтик.

123. Лиза чистит... зубы.

124. Дети сделали из песка... замок.

 

 

 
 

 

 

125. У Лизы голубые... глаза.


Звук [з']

126. Обезьяна смотрит в... зеркало.

127. Зина запускает воздушного... змея.

128. Бодается... козел.

129. Разбитую коленку смазали... зеленкой.

 

 

 
 

 

 

130. В вольере пасется полосатая... зебра.


Звук [ш]

131. Маша чистит... картошку.

132. Папа упустил воздушный... шарик.

133. Кошка ловит... мышку.

134. Мальчики играют в... шашки.

 

 

 
 

 

 

135. На сосне... шишки.


Звук [ж]

136. Женя играет с... пружиной.

137. Жора прыгает в... луже.

138. Около желудя... жук.

139. Девочка несет... ежика.

 

 

 
 

 

 

140. У Жоры болит... живот.


Звук [щ]

141. Щенок грызет щетку.

142. Вася надул щеки.

143. Щипцы лежат в ящике.

144. Емеля поймал щуку.

 

 

 
 

 

145. На вешалке сохнет плащ.


Заднеязычные фрикативные звуки

Звук [х]

146. Слон достает ветки... хоботом.

147. У Васи болит... ухо.

148. Овец пасет... пастух.

149. Медленно ползет... черепаха.

 

 

 
 

 

150. В банке сидит... хомяк.


Звук [х']

151. Папа дарит маме... духи.

152. Во дворе дерутся... петухи.

153. Белка грызет... орехи.

154. По стеклу ползут две... мухи.

 

 

 
 

 

 

155. У дороги... лопухи.


Аффрикаты

Звук [ц]

156. Мальчик забинтовал... палец.

157. На крючке висит... полотенце.

158. Мама режет... огурцы.

159. Клоун выступает в... цирке.

 

 

 
 

 

160. Из яйца вылупился... цыпленок.


Звук [ч]

161. Папа несет... чемодан.

162. На цветке... бабочка.

163. Девочка катается на... качелях.

164. Буратино держит... ключ.

 

 

 
 

165. У Олечки красивые... часики.


Сонорные носовые звуки

Звук [м]

166. Мышка едет на... машине.

167. Дети построили из кубиков... дом.

168. На столе стоит... лампа.

169. В воде плавает усатый... сом.

 

 

 
 

 

170. Маша намазывает на хлеб... масло.


Звук [м']

171. Мила моет... помидор.

172. На пеньке сидит маленький... гномик.

173. На песке греется... змея.

174. Митя бросает... камень.

 

 
 

 

175. Мише купили полосатый... мяч.

Звук [н]

176. Наташа надевает... носки.

177. Надя открывает... окно.

178. На стройке подъемный... кран.

179. У Лены... ананас.

 

 

 
 

 

 

180. Мама красит... ногти.


Звук [н']

181. Никита читает книгу.

182. На пеньке сидит птенец.

183. Нина шьет разноцветными нитками.

184. Папа взял в руку ремень.

 

 

 
 

 

 

185. Кукла одета как невеста.


Сонорные ротовые звуки

Звук [л]

186. Лариса пьет... молоко.

187. Мальчики играют в... футбол.

188. В саду растут... яблони.

189. Бабушка надевает... платок.

 

 

 
 

190. Папа копает... лопатой.


Звук [л']

191. На тарелке лежит... апельсин.

192. В озере плавает... лебедь.

193. В чай кладут... лимон.

194. На болоте живет... лягушка.

 

 

 
 

 

195. Оля рисует... лист клена.

Звук [р]

196. Мама трет морковку на... терке.

197. Баран ест... траву.

198. Кот сидит на... крыше.

199. На столе лежит глазированный... сырок.

 

 
 

 

200. Старик поймал золотую... рыбку.


Звук [р']

201. Дед тянет... репку.

202. Рита пускает мыльные... пузыри.

203. Марина рисует... грибок.

204. У Сережи... пряник.

 

 

 
 

 

 

205. Рита закрывает... дверь.


Звук [j]

206. Майя собирает желтые... листья.

207. На Зине зеленая... юбка.

208. Юля вертит... юлу.

209. Юра наряжает... елку.

 

 

 
 

 

 

210. Курица сидит на... яйцах.


[1] В пособии специально представлены картинки для раскрашивания, выполненные в черно-белом цвете.

[2] Мы приводим описание только твердых согласных звуков. Артикуляционный уклад мягких звуков отличается палатализацией (дополнительным подъемом средней части спинки языка). Дефекты произношения мягких звуков идентичны.

[3] При дефектном произнесении мягкого звука [р'] возможна замена на твердый вариант фонемы. Далее в тексте мы будем иметь в виду, что каждый парный мягкий звук при дефектном произношении может заменяться на твердую пару.

[4] В МФА используется тот же символ, что и при дефектном произношении звука [ʃ] (прим. авторов).

[5] Русский звук [щ] не нашел отражение в Международном фонетическом алфавите. Мы предлагаем обозначать его символом '].

[6] Впервые данную замену описал М.Е. Хватцев (1959).

[7] Аффрикаты не нашли отражения в Международном фонетическом алфавите. Поскольку аффрикаты состоят из двух элементов — смычного и фрикативного — мы рекомендуем записывать их символами, обозначающими эти элементы.

[8] В русском языке мягкий звук [Λ'] палатализован, а твердый звук [Λ] — веляризован. Эта яркая особенность русской фонетики не нашла отражения в МФА (прим. авторов).

[9] В русском языке такой тип произношения принято называть «велярным[р]». Однако мы приводим его характеристику так, как она представлена в МФА (примеч. авт.).

[10] Данный звук в МФА не описан, символ предложен авторами пособия.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.