МЕДИЦИНЫ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В IX-XIII вв. УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой общественного
Здоровья и здравоохранения
Профессор
Т.М. Шаршакова
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
КУРСА МЕДИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
НА 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
ТЕМА 1. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ
Мативационная характеристика темы: знание основ медицинской этики поможет студентам понять, какие морально-этические и ценностно-правовые принципы лежат в современной этике.
Цель занятия:познакомить с развитием этических принципов в различные исторические эпохи; медицинской эмблематикой.
Задачи занятия:усвоить исторические принципы и модели медицинской этики; Клятву врача РБ; медицинские эмблемы, их значение.
Студент должен уметь:различать основные виды медицинской эмблематики.
Студент должен знать: Основные исторические принципы и модели медицинской этики.
Студент должен иметь навыки:
― ведения первичного поиска тематических исторических источников.
Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.
ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Медицинская этика, определение, аспекты, категории, проблемы.
2. Исторические медико-этические документы.
3. Исторические принципы и модели медицинской этики.
4. Клятва врача Республики Беларусь.
5. Медицинская эмблема, виды, история, значение.
6. Медицинские праздники, виды, значение.
Управляемая самостоятельная работа. Медицинские праздники, виды, значение.
Литература: Учебно-методическая разработка «История медицины как наука. История медицины Беларуси как часть общей истории медицины. Возникновение медицины в первобытном обществе» (внутрикафедральная).
ТЕМЫ ЗАДАНИЙ ПО УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
СТУДЕНТОВ (УИРС):
1. Медицинская эмблематика.
ТЕМА 2. ИСТОРИЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Мативационная характеристика темы: знание истории медицины Беларуси, истории медицинского ВУЗа, здравоохранения города и региона помогут понять суть становления и развития современной медицины.
Цель занятия:познакомить студентов с историей медицинского ВУЗа.
Задачи занятия:усвоить вопросы связанные с историей медицины Беларуси как части общей истории медицины; музеями истории медицины Беларуси; историей Гомельского государственного университета.
Студент должен знать:историю медицинского ВУЗа.
Студент должен уметь:выделить историю медицины Беларуси в общей истории медицины.
Студент должен иметь навыки:
― ведения первичного поиска тематических исторических источников.
Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.
ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. История медицины Беларуси как часть общей истории медицины.
2. Музеи истории медицины Беларуси, в том числе медицинских организаций и университетов, значение.
3. История здравоохранения города и региона.
4. История Гомельского государственного медицинского университета.
Управляемая самостоятельная работа. Музеи истории медицины Беларуси, в том числе медицинских организаций и университетов, значение.
Литература: Учебно-методическая разработка «История медицины как наука. История медицины Беларуси как часть общей истории медицины. Возникновение медицины в первобытном обществе» (внутрикафедральная).
ТЕМЫ ЗАДАНИЙ ПО УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
СТУДЕНТОВ (УИРС):
1. История Гомельского государственного медицинского университета.
2. История здравоохранения города и региона.
ТЕМА 3. МЕДИЦИНА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
Мативационная характеристика темы: знание истории медицины первобытного общества помогут понять суть становления и развития современной медицины.
Цель занятия: познакомить студентов с историей возникновения медицины в первобытном обществе.
Задачи занятия:усвоить состояние медицины в первобытном обществе.
Студент должен знать:общую характеристику медицины первобытного общества.
Студент должен уметь:различать этапы становления медицины в первобытном обществе.
Студент должен иметь навыки:
― ведения первичного поиска тематических исторических источников.
Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ
1. Первые представления о человеке, его здоровье, болезни, окружающем мире.
2. Анимизм. Фетишизм. Тотемизм.
3. Первые врачеватели, их социальный статус.
4. Обряды и заговоры как форма становления медицинской деятельности.
5. Медико-гигиенические представления и действия.
6. Народная медицина. Народная гигиена.
Управляемая самостоятельная работа. Народная медицина. Народная гигиена.
Литература: Учебно-методическая разработка «История медицины как наука. История медицины Беларуси как часть общей истории медицины. Возникновение медицины в первобытном обществе» (внутрикафедральная).
ТЕМА 4. МЕДИЦИНА ЭПОХИ ДРЕВНЕГО МИРА
Мативационная характеристика темы: знание истории медицины Древнего мира позволяет понять суть процесса становления медицины.
Цель занятия:познакомить студентов с состоянием медицины Древнего мира.
Задачи занятия:Рассмотреть основные черты медицины Древнего Египта, Древней Месопотамии, Древней Индии, Древнего Китая. Изучить особенности медицины Древней Греции и Древнего Рима. Проанализировать и обобщить процесс развития медицины в эпоху Древнего мира.
Студент должен знать:общую характеристику медицины античности.
Студент должен уметь:оценить труды Гиппократа и Галена для медицины.
Студент должен иметь навыки: ведения первичного поиска тематических исторических источников.
Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.
ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Характеристика эпохи.
2. Источники изучения медицины эпохи Древнего мира.
3. Особенности медицины Древних цивилизаций: Древний Египет, Древняя Месопотамия, Древняя Индия, Древний Китай.
4. Медицина эпохи элланизма – Древняя Греция, Древний Рим.
5. Гиппократ, Гален, их значение для медицины.
Управляемая самостоятельная работа. Медицина эпохи элланизма – Древняя Греция, Древний Рим.
Литература:
1. История медицины / П.Е Заблудовский [и др ] М.: Медицина, 1981. 325 с.
2. Лисицын Ю.П. История медицины: учебник / Ю.П.Лисиным. М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. 400 с.
3. Мультановский И.П. История медицины. Изд. 2-е, перераб. и доп. /М.П.Мультановский. М.: Медицина, 1967. 272 с.
4. Сорокина Т.С. История медицины. Изд. 4-е, перераб. и доп. /Т.С.Сорокина. М., 2005. 558 с.
5. Учебно-методическая разработка «Медицина эпохи Древнего мира». (внутрикафедральная)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (по 3 и 4 темам, включая вопросы управляемой самостоятельной работы).
ТЕМА 5. МЕДИЦИНА РАННЕГО И РАЗВИТОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. РАЗВИТИЕ
МЕДИЦИНЫ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ В IX-XIII вв.
Мативационная характеристика темы: изучение медицины раннего и развитого Средневековья (в том числе и медицины Беларуси) позволяет уяснить причины относительного застоя в науке.
Цель зянятия: усвоить основные черты медицины раннего и развитого Средневековья (в том числе и медицины Беларуси).
Задачи занятия:Изучить особенности медицины Византии, Арабских халифатов, Западной Европы, Русского государства, Беларуси. Обобщить и проанализировать процесс развития медицины раннего и развитого Средневековья, в том числе и на территории Беларуси.
Студент должен знать:особенности медицины Византии, Арабских халифатов, Западной Европы;особенности медицины Беларуси. Основные черты медицины раннего и развитого Средневековья.
Студент должен уметь:выделить отличительные черты медицины Беларуси в средние века.
Студент должен иметь навыки: ведения первичного поиска тематических исторических источников.
Формировать: общечеловеческие, нравственные качества медицинского работника.
ОСНОВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Развитие медицины в Византии и Арабских халифатах.
2. Развитие и значение химии для медицины в Византии и Арабских халифатах. Химическая лаборатория
3. Энциклопедический и научный характер медицины Востока.
4. Ар-Рази и Ибн Сина, их значение для медицины.
5. Развитие медицины на территории Беларуси в IX-XIII вв.
Народная медицина. Медицинское попечительство. Лечебные приемы. Медико-гигиенические взгляды первых просветителей.
|