Методика подготовки к семинарским занятиям Целью семинарского занятия является углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения. Семинарское занятие одновременно служит и средством проверки знаний студентов, а также отработки навыков самостоятельного изучения судебной медицины, работы с литературой, умения логично и последовательно излагать усвоенный материал. В процессе выступления на семинарском занятии студенты должны продемонстрировать умение выделять основные положения, иллюстрировать их применение, а также делать практически значимые выводы из теоретических положений. По всем темам семинарских занятий дан перечень наиболее важных вопросов курса, а также указан список литературы, которую необходимо изучить при подготовке к занятию (по выбору студента 1-2 учебника, 1-2 статьи, монографии и нормативные акты).
Начинать подготовку к семинарским занятиям надо с уяснения содержания вопросов, стоящих в плане занятия, что может определить тот конкретный объем информации, который необходим для полного и точного ответа. Далее целесообразно обратиться к конспекту лекций и действующему законодательству Украины.
Следующим этапом подготовки является изучение соответствующих разделов в учебниках и учебных пособиях и только после этого, когда уже имеется необходимая теоретическая база для уяснения более сложного материала, необходимо приступить к изучению рекомендованной дополнительной литературы, содержащей информацию по проблемным вопросам темы. Для более глубокого усвоения материала, а также для осуществления контроля со стороны преподавателя при подготовке к семинару студентам необходимо вести конспект в отдельной, специально для этого предназначенной тетради. Такой конспект может быть в форме письменного плана ответов по каждому вопросу темы, а иногда и кратким ответом, подкрепленным ссылками на нормативные материалы или литературу. Это поможет при выступлении на семинаре. В той же тетради следует записывать неясные вопросы, требующие уточнения на занятии.
Если студент не подготовился к семинарскому занятию или пропустил его по какой-то причине (в том числе и по болезни), он обязан во внеурочное время отчитаться по этой теме перед преподавателем, ведущим занятие.
Методика подготовки к практическим занятиям
Практические занятия являются одной из важных форм учебного процесса, предусмотренных учебным планом. Значение этой формы занятий определяется требованиями диалектического метода, важнейшим из которых является проверка теоретических положений на практике, неразрывная связь теории с практикой.
Практические занятия имеют целью помочь студентам глубже уяснить теоретические положения, закрепить полученные знания, привить необходимые навыки в применении теоретических знаний в своей будущей практической деятельности. Эти знания тесно связаны с другими формами учебного процесса - лекциями, семинарскими занятиями. В лекции, на семинарских занятиях из-за недостатка времени или по методическим соображениям могут быть опущены отдельные детали тех или иных вопросов. Между тем, знания этих деталей нередко во многом определяет умение студентов правильно в своей профессиональной деятельности полученные знания.
Перед началом практического занятия преподаватель проверяет наличие у студентов письменных решений заданий. Студенты, не подготовившиеся к практическому занятию (в том числе и по уважительным причинам), а также отсутствующие на занятиях, отчитываются перед преподавателем о выполнении задания во внеурочное время.
В ходе практического занятия студент зачитывает либо своими словами рассказывает содержание задания, дает мотивированное его решение, т.е. излагает свой ответ на поставленные в задании вопросы. Рекомендуется пересказывать содержание заданий, т.к. это готовит студента докладывать конкретные дела, приучает обращать их внимание на основные вопросы, опуская факты, не имеющие существенного значения.
От студентов требуется, чтобы они на основе подготовленных во время самостоятельной работы письменных решений давали развернутые ответы на поставленные в задании вопросы, не ограничивались высказыванием собственного мнения по заданию, а подкрепляли предлагаемые ими решения ссылками на соответствующие законодательные акты Украины.
Учебный план курса
Форма обучения
| факультет
| курс
| семестр
| Всего часов
| Из них аудиторных
| В том числе
| Формы
отчетности
| лекций
| Семинар. Занят.
| Сам. Раб.
| Экзамен
| зачет
| курсовая
| Вечерняя
| ЭПФ
|
|
|
|
|
|
|
| -
| +
| -
|
Тематический план дисциплины
№
| НАИМЕНОВАНИЕ
разделов и тем
разделов и Тем
| Всего
часов
| Всего
ayд.
| B том числе:
| Сам.
раб.
| лeк.
| сем.
|
|
|
|
|
|
|
| 8 семестр
| 1.
| Тема 1. Процессуальные и организационные вопросы судебно - медицинской экспертизы в Украине.
|
|
|
|
|
| 2.
| Тема 2.Судебно - медицинское освидетельствование и СМЭ живых лиц
|
|
|
|
|
| 3.
| Тема 3.Судебно - медицинская экспертиза вещественных доказательств
|
|
|
|
|
| 4.
| Тема 4. Судебно - медицинская танатология
|
|
|
|
|
| 5.
| Тема 5.Судебно - медицинская травматология
|
|
|
|
|
| 6.
| Тема 6.Отдельные виды травматических повреждений
|
|
|
|
|
| 7.
| Тема 7. Огнестрельные повреждения
|
|
|
|
|
| 8.
| Тема 8.Асфиксии
|
|
|
|
|
| 9.
| Тема 9.Судебно - медицинская экспертиза повреждений, вызванных воздействием факторов внешней среды
|
|
|
|
|
| 10.
| Тема 10.Судебно - медицинская токсикология
|
|
|
|
|
| 11.
| Тема 11.Судебно - медицинская характеристика различных состояний и патологий
|
|
|
|
|
| 12.
| Тема 12.Судебная психиатрия
|
|
|
|
|
| 13.
| ИТОГО
|
|
|
|
|
|
ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Процессуальные и организационные вопросы
судебно-медицинской экспертизы в Украине;
СМ освидетельствование и СМ экспертиза
Живых лиц
Цель:изучить нормативные акты. регламентирующие проведение и документирование экспертиз, права и обязанности судебно - медицинских экспертов положение о действиях специалиста в области судебной медицины при производстве первоначальных следственных действий, организационное построение бюро СМЭ; особенности и методику освидетельствования и экспертизы живых лиц.
Вопросы к занятию:
1.Организация СМ службы в Украине
2.Правовая регламентация СМЭ
3.Особенности назначения СМЭ
4.Особенности проведения СМЭ
5.СМЭ состояний здоровья
6.СМЭ при спорных половых состояниях и половых преступлениях
7.Определение возраста.
8.Идентификация личности
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Судебно - медицинская экспертиза веществен-
Ных доказательств. Судебно - медицинская
Танатология
Цель: знакомство с организацией, общими правилами проведения судебно-иммунологических, цитологических, медико-криминалистических экспертиз; изучение особенности судебно-медицинской экспертизы и осмотра трупа.
Вопросы к занятию:
1.Порядок сбора вещественных доказательств
2.СМ – характеристика крови
3.СМ – характеристика выделений организма
4.СМ – характеристики иных биологических объектов
5.Особенности СМ - осмотра трупа на месте его обнаружения
2.Ранние и поздние трупные явления
6.СМ признаки наступления смерти
7.Направление трупа на СМ-экспертизу
Вопросы, решаемые СМЭ при обнаружении трупа
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: Судебно - медицинская травматология;
|