Лекция 1. Эволюция капиталистической экономики и эволюция взглядов на ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Волгоградский филиал
Кафедра экономики и финансов
Косицына Ф.П.
Государственное регулирование рынка труда
Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки
080505.65 Управление персоналом (квалификация «специалист»)
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
Протокол № 1 от «30» августа 2011 г.
Подпись заведующего кафедрой ………………………………..
|
Волгоград 2011
Содержание
Наименование раздела
| № Стр.
| Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Государственное регулирование рынка труда»
|
| 1.1.
| Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине
|
| 1.2..
| Цели и задачи учебной дисциплины
|
| 1.3.
| Требования к уровню освоения дисциплины
|
| 1.4.
| Принадлежность дисциплины к учебному циклу и междисциплинарные связи
|
| 1.5.
| Тематический план учебной дисциплины
|
| 1.6.
| Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
|
| Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
|
| 2.1.
| Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса
|
| 2.2.
| Пожелания к изучению отдельных тем курса
|
| 2.3.
| Рекомендации по работе с литературой
|
| 2.4.
| Разъяснения по работе с тестовой системой курса
|
| 2.5.
| Советы по подготовке к зачету (экзамену)
|
| Раздел 3. Материалы тестовой системы или практических заданий (задач) по темам лекций
|
| Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)
|
| Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ
|
| Раздел 6. Данные о мультимедийных лекциях
|
|
РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине «Государственное регулирование рынка труда»
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования.
Дидактические единицы
по учебной дисциплине «Государственное регулирование рынка труда»
ДЕ 1. Место рынка труда в общей системе рыночных отношений
ДЕ 2. Необходимость государственного регулирования рынка труда по всем основным
параметрам
ДЕ 3. Особенности российского рынка труда и задачи по совершенствованию его
государственного регулирования
1.2. Целью учебной дисциплины «Государственное регулирование рынка труда» является подготовка будущих специалистов теоретически и методически к решению сложных вопросов государственного и муниципального управления трудовыми ресурсами, социальным развитием, в том числе с использованием того положительного, что было в нашей практике, а также зарубежного опыта.
Основными задачами данного учебного курса являются:
· выработка стратегии и задач социально-экономического развития, функций администрации в их решении;
· применение финансовых, экономических и иных методов регулирования рынка труда;
· разработка проектов, программ, прогнозов и планов на различных уровнях;
· определение приоритетов, стимулов и общественных ограничений;
· познание принципов организации деятельности государственного и муниципального секторов экономики.
Изучение дисциплины «Государственное регулирование рынка труда» предусматривает включение следующих вопросов:
ü историческая эволюция взаимоотношений государства и экономики на различных этапах развития капитализма;
ü понятие “рынок труда” и его основные параметры;
ü роль государства в подготовке квалифицированной рабочей силы;
ü государственное регулирование заработной платы и условий воспроизводства рабочей силы;
ü государственное регулирование величины рабочего дня и условий труда;
ü государственное регулирование занятости трудоспособного населения;
ü государственное регулирование миграционных процессов (внутренних и внешних).
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины.
В результате изучения дисциплины «Государственное регулирование рынка труда» студент должен знать:
• Основные подходы к исследованию (и изучению) экономических систем, необходимость и возможность их «совмещения» на современном этапе.
• Методы и методологию анализа социально-экономических проблем, в т.ч. рынка труда.
• Исторические типы экономических систем и формы организации, координации хозяйственной деятельности, особое место рынка труда в системе рыночных отношений;
• Историческую эволюцию форм, методов и типов вмешательства государства в хозяйственную жизнь, в управление трудовым потенциалом на различных уровнях хозяйствования;
• Законодательство РФ о труде, нормативные акты МОТ.
Студент, прошедший курс обучения по данной специальности, должен уметь:
• Анализировать состояние и развитие рынка труда в единстве экономического, философского, социологического и исторического методов.
• Для анализа того или иного экономического процесса использовать статистические, математические, формально-логичесике и графические методы.
• Видеть процессы взаимодействия экономики, рынка рабочей силы с другими сферами общественной жизни (политика, право, идеология, общественная психология, культура).
• Прогнозировать дальнейшее развитие использования трудовых ресурсов в РФ и в мире в целом.
Студент должен приобрести следующие навыки:
• Самостоятельного осмысления и оценки рыночных процессов, в т.ч. и рынка рабочей силы.
• Применения компаративного метода, выявления позитивного опыта передовых стран с точки зрения возможности и необходимости его использования в отечественной экономике.
• Критического и в то же время уважительного отношения к другим точкам зрения и другим теоретическим позициям.
• Работы с литературой и статистическим материалом.
• Убедительного аргументирования своих собственных позиций.
• Выработки практических рекомендаций для повышения социально-экономической эффективности государственного регулирования экономики и такого важного ее сегмента как рынок труда.
В результате изучения данной дисциплины студент должен обладать:
общекультурными компетенциями (ОК):
- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);
- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);
- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
- способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);
- способностью находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готов нести ответственность за их результаты (ОК-9);
- знанием и умением использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-10);
- осознанием социально-экономической значимости будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-13);
- способностью диагностировать и анализировать социально- экономические проблемы и процессы в организации (ОК-14);
- владением методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-16);
- наличием представления о роли и значении информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний (ОК-17);
- учетом последствий управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-21);
профессиональными компетенциями (ПК):
в области организационно-управленческой и экономической деятельности:
- знанием основ разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации и умением применять их на практике (ПК-1);
- знанием основ стратегического управления персоналом и умением применять их на практике (ПК-2);
- знанием основ кадрового планирования и умением применять их на практике (ПК-3);
- знанием основ маркетинга персонала, разработки и реализации стратегии привлечения персонала и умением применять их на практике (ПК-4);
- знанием основ профориентации персонала и умением применять их на практике (ПК-8);
- знанием принципов формирования системы адаптации персонала, разработки и внедрения программ адаптации и умением применять их на практике (ПК-9);
- знанием основ научной организации и нормирования труда, владением навыками анализа работ и проведения анализа рабочих мест и умением применять их на практике (ПК-10);
- знанием основ управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала и умением применять их на практике (ПК-13);
- знанием основ организации работы с кадровым резервом и умением применять их на практике (ПК-14);
- знанием Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ПК-22);
- знанием содержания основных разделов Социального права, Миграционного права - касающихся социально-трудовой сферы, содержания основных документов Международного трудового права (Конвенция МОТ и др.) (ПК-27);
- владением навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в том числе производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению (ПК-40);
в области информационно-аналитической деятельности:
- владением навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала (ПК-41);
- владением методами оценки и прогнозирования профессиональных рисков (ПК-45);
- владением навыками и методами сбора информации для выявления потребности и формирования заказа организации в обучении и развитии персонала (ПК-49);
- способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, связанных с деятельностью по реализации функций управления персоналом, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-58);
- способностью провести исследования по всему кругу вопросов своей профессиональной области и проанализировать их результаты в контексте целей и задач своей организации (ПК-63);
- в области социально-психологической деятельности:
- способностью и готовностью участвовать в составлении и реализации планов (программ) социального развития с учетом фактического состояния социальной сферы, экономического состояния и общих целей развития организации (ПК-65);
в области проектной деятельности:
- знанием основ проведения и методов оценки экономической и социальной эффективности инвестиционных проектов в области управления персоналом при различных схемах и условиях инвестирования и финансирования программ развития персонала (ПК-77);
- способностью участвовать в реализации программы организационных изменений (в том числе в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-78).
1.4. Принадлежность дисциплины к учебному циклу и междисциплинарные связи. Дисциплина «Государственное регулирование рынка труда» входит в цикл “Б-1” - гуманитарный, социальный и экономический цикл. Она относится к региональному компоненту (ОПД – Р.1). С учетом взаимодействия входящих в цикл “Б-1” дисциплин (философия, история, политология, социология, психология, экономическая теория, основы маркетинга и др.) у студентов должны быть сформированы указанные выше компетенции.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Государственное регулирование рынка труда»
(74 ч.) на 2011 – 2012 уч. год
для студентов УП-300 (наименование группы)
Наименование тем
| Количество часов (в акад. часах)
| Лекции
| Практические занятия
| Самостоят. работа
| Всего часов по теме
| Очная форма обучения
| Тема 1
Эволюция капиталистической экономики и эволюция взглядов на экономическую роль государства
|
| -
| -
|
| Тема 2
Предмет, задачи и инфраструктура государственного регулирования рынка труда
|
| -
|
|
| Тема 3
Рынок труда и его место в системе рыночных отношений
|
| -
|
|
| Тема 4
Сущность и механизм функционирования рынка труда. Его основные параметры
|
| -
|
|
| Тема 5
Государственное регулирование заработной платы как условие нормального воспроизводства рабочей силы. Заработная плата и проблема инфляции
|
|
|
|
| Тема 6
Занятость трудоспособного населения как основополагающая характеристика рынка труда и объект государственного регулирования. Безработица
|
|
|
|
| Тема 7
Государственное регулирование условий труда, продолжительности рабочего дня. Роль профсоюзов в обеспечении нормального функционирования рынка труда и обеспечения социального партнерства
| -
|
|
|
| Тема 8
Государственное регулирование реального сектора экономики, регулирование финансов и денежного
|
|
|
|
| обращения – необходимые условия эффективности регулирования рынка труда
|
|
|
|
| Тема 9
Социальное регулирование и государственная политика доходов. Социальная защита, ее роль в нормальном воспроизводстве рабочей силы
|
|
|
|
| Итого по курсу:
|
|
|
|
| Итоговый вид контроля: экзамен экзамен
|
1.6. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
Лекция 1. Эволюция капиталистической экономики и эволюция взглядов на
|