Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Лекция 1. Эволюция капиталистической экономики и эволюция взглядов на

ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Волгоградский филиал

Кафедра экономики и финансов

Косицына Ф.П.

Государственное регулирование рынка труда

Учебно-методический комплекс для студентов направления подготовки

080505.65 Управление персоналом (квалификация «специалист»)

 

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры Протокол № 1 от «30» августа 2011 г.     Подпись заведующего кафедрой ………………………………..    

 

 

Волгоград 2011


Содержание

Наименование раздела № Стр.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Государственное регулирование рынка труда»
1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине
1.2.. Цели и задачи учебной дисциплины
1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
1.4. Принадлежность дисциплины к учебному циклу и междисциплинарные связи
1.5. Тематический план учебной дисциплины
1.6. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса
2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
2.3. Рекомендации по работе с литературой
2.4. Разъяснения по работе с тестовой системой курса
2.5. Советы по подготовке к зачету (экзамену)
Раздел 3. Материалы тестовой системы или практических заданий (задач) по темам лекций
Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)
Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ
Раздел 6. Данные о мультимедийных лекциях

 




РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины

 

1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине «Государственное регулирование рынка труда»

ВПО - высшее профессиональное образование;

ООП - основная образовательная программа;

ОК - общекультурные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;

ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный стандарт

высшего профессионального образования.

Дидактические единицы

по учебной дисциплине «Государственное регулирование рынка труда»

 

ДЕ 1. Место рынка труда в общей системе рыночных отношений

ДЕ 2. Необходимость государственного регулирования рынка труда по всем основным

параметрам

ДЕ 3. Особенности российского рынка труда и задачи по совершенствованию его

государственного регулирования

 

1.2. Целью учебной дисциплины «Государственное регулирование рынка труда» является подготовка будущих специалистов теоретически и методически к решению сложных вопросов государственного и муниципального управления трудовыми ресурсами, социальным развитием, в том числе с использованием того положительного, что было в нашей практике, а также зарубежного опыта.

Основными задачами данного учебного курса являются:

· выработка стратегии и задач социально-экономического развития, функций администрации в их решении;

· применение финансовых, экономических и иных методов регулирования рынка труда;

· разработка проектов, программ, прогнозов и планов на различных уровнях;

· определение приоритетов, стимулов и общественных ограничений;

· познание принципов организации деятельности государственного и муниципального секторов экономики.

Изучение дисциплины «Государственное регулирование рынка труда» предусматривает включение следующих вопросов:

ü историческая эволюция взаимоотношений государства и экономики на различных этапах развития капитализма;

ü понятие “рынок труда” и его основные параметры;

ü роль государства в подготовке квалифицированной рабочей силы;

ü государственное регулирование заработной платы и условий воспроизводства рабочей силы;

ü государственное регулирование величины рабочего дня и условий труда;

ü государственное регулирование занятости трудоспособного населения;

ü государственное регулирование миграционных процессов (внутренних и внешних).

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины.

 

В результате изучения дисциплины «Государственное регулирование рынка труда» студент должен знать:

• Основные подходы к исследованию (и изучению) экономических систем, необходимость и возможность их «совмещения» на современном этапе.

• Методы и методологию анализа социально-экономических проблем, в т.ч. рынка труда.

• Исторические типы экономических систем и формы организации, координации хозяйственной деятельности, особое место рынка труда в системе рыночных отношений;

• Историческую эволюцию форм, методов и типов вмешательства государства в хозяйственную жизнь, в управление трудовым потенциалом на различных уровнях хозяйствования;

• Законодательство РФ о труде, нормативные акты МОТ.

Студент, прошедший курс обучения по данной специальности, должен уметь:

• Анализировать состояние и развитие рынка труда в единстве экономического, философского, социологического и исторического методов.

• Для анализа того или иного экономического процесса использовать статистические, математические, формально-логичесике и графические методы.

• Видеть процессы взаимодействия экономики, рынка рабочей силы с другими сферами общественной жизни (политика, право, идеология, общественная психология, культура).

• Прогнозировать дальнейшее развитие использования трудовых ресурсов в РФ и в мире в целом.

Студент должен приобрести следующие навыки:

• Самостоятельного осмысления и оценки рыночных процессов, в т.ч. и рынка рабочей силы.

• Применения компаративного метода, выявления позитивного опыта передовых стран с точки зрения возможности и необходимости его использования в отечественной экономике.

• Критического и в то же время уважительного отношения к другим точкам зрения и другим теоретическим позициям.

• Работы с литературой и статистическим материалом.

• Убедительного аргументирования своих собственных позиций.

• Выработки практических рекомендаций для повышения социально-экономической эффективности государственного регулирования экономики и такого важного ее сегмента как рынок труда.

В результате изучения данной дисциплины студент должен обладать:

общекультурными компетенциями (ОК):

- знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-5);

- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность (ОК-8);

- способностью находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готов нести ответственность за их результаты (ОК-9);

- знанием и умением использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-10);

- осознанием социально-экономической значимости будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-13);

- способностью диагностировать и анализировать социально- экономические проблемы и процессы в организации (ОК-14);

- владением методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-16);

- наличием представления о роли и значении информации и информационных технологий в развитии современного общества и экономики знаний (ОК-17);

- учетом последствий управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности (ОК-21);

профессиональными компетенциями (ПК):

в области организационно-управленческой и экономической деятельности:

- знанием основ разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации и умением применять их на практике (ПК-1);

- знанием основ стратегического управления персоналом и умением применять их на практике (ПК-2);

- знанием основ кадрового планирования и умением применять их на практике (ПК-3);

- знанием основ маркетинга персонала, разработки и реализации стратегии привлечения персонала и умением применять их на практике (ПК-4);

- знанием основ профориентации персонала и умением применять их на практике (ПК-8);

- знанием принципов формирования системы адаптации персонала, разработки и внедрения программ адаптации и умением применять их на практике (ПК-9);

- знанием основ научной организации и нормирования труда, владением навыками анализа работ и проведения анализа рабочих мест и умением применять их на практике (ПК-10);

- знанием основ управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала и умением применять их на практике (ПК-13);

- знанием основ организации работы с кадровым резервом и умением применять их на практике (ПК-14);

- знанием Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ПК-22);

- знанием содержания основных разделов Социального права, Миграционного права - касающихся социально-трудовой сферы, содержания основных документов Международного трудового права (Конвенция МОТ и др.) (ПК-27);

- владением навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в том числе производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению (ПК-40);

в области информационно-аналитической деятельности:

- владением навыками сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала (ПК-41);

- владением методами оценки и прогнозирования профессиональных рисков (ПК-45);

- владением навыками и методами сбора информации для выявления потребности и формирования заказа организации в обучении и развитии персонала (ПК-49);

- способностью проводить анализ рыночных и специфических рисков, связанных с деятельностью по реализации функций управления персоналом, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-58);

- способностью провести исследования по всему кругу вопросов своей профессиональной области и проанализировать их результаты в контексте целей и задач своей организации (ПК-63);

- в области социально-психологической деятельности:

- способностью и готовностью участвовать в составлении и реализации планов (программ) социального развития с учетом фактического состояния социальной сферы, экономического состояния и общих целей развития организации (ПК-65);

в области проектной деятельности:

- знанием основ проведения и методов оценки экономической и социальной эффективности инвестиционных проектов в области управления персоналом при различных схемах и условиях инвестирования и финансирования программ развития персонала (ПК-77);

- способностью участвовать в реализации программы организационных изменений (в том числе в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-78).

 

1.4. Принадлежность дисциплины к учебному циклу и междисциплинарные связи. Дисциплина «Государственное регулирование рынка труда» входит в цикл “Б-1” - гуманитарный, социальный и экономический цикл. Она относится к региональному компоненту (ОПД – Р.1). С учетом взаимодействия входящих в цикл “Б-1” дисциплин (философия, история, политология, социология, психология, экономическая теория, основы маркетинга и др.) у студентов должны быть сформированы указанные выше компетенции.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Государственное регулирование рынка труда»

(74 ч.) на 2011 – 2012 уч. год

для студентов УП-300 (наименование группы)

 

Наименование тем Количество часов (в акад. часах)
Лекции Практические занятия Самостоят. работа Всего часов по теме
Очная форма обучения
Тема 1 Эволюция капиталистической экономики и эволюция взглядов на экономическую роль государства - -
Тема 2 Предмет, задачи и инфраструктура государственного регулирования рынка труда -
Тема 3 Рынок труда и его место в системе рыночных отношений -
Тема 4 Сущность и механизм функционирования рынка труда. Его основные параметры -
Тема 5 Государственное регулирование заработной платы как условие нормального воспроизводства рабочей силы. Заработная плата и проблема инфляции
Тема 6 Занятость трудоспособного населения как основополагающая характеристика рынка труда и объект государственного регулирования. Безработица
Тема 7 Государственное регулирование условий труда, продолжительности рабочего дня. Роль профсоюзов в обеспечении нормального функционирования рынка труда и обеспечения социального партнерства -
Тема 8 Государственное регулирование реального сектора экономики, регулирование финансов и денежного
обращения – необходимые условия эффективности регулирования рынка труда        
Тема 9 Социальное регулирование и государственная политика доходов. Социальная защита, ее роль в нормальном воспроизводстве рабочей силы
Итого по курсу:
Итоговый вид контроля: экзамен экзамен

 

 

1.6. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

Лекция 1. Эволюция капиталистической экономики и эволюция взглядов на






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.