Концентрация производства, специализация и кооперирование, комбинирование производства Концентрация— процесс сосредоточения производства на крупных предприятиях в оптимальных размерах.
Сущность концентрации производства выражается в абсолютной и относительной концентрации. Подабсолютной концентрациейпонимается увеличение размеров промышленных предприятий. Относительная концентрацияхарактеризует удельный вес продукции крупных предприятий в общем объеме производства, отраслей и промышленности в целом.
Процесс концентрации производства в промышленности может развиваться по следующим направлениям:
– концентрация производства конструктивно и технологически однородной продукции на специализированных предприятиях.Эффективность концентрации производства достигается за счет снижения величины постоянных затрат на единицу продукции;
– комбинирование технологически разнородных производств в рамках одного предприятия.Эффективность концентрации обеспечивается за счет сокращения производственного цикла и значительного снижения величины транспортных издержек и комплексного использования сырья;
– концентрация производства путем соединения научных и производственных структур в рамках одной компании.Эффективность обеспечивается за счет значительного сокращения длительности инновационного цикла (исследование — производство — сбыт);
– концентрация путем создания национальных и транснациональных корпораций.Эффективность обеспечивается за счет существования единой организационной и информационной производственной системы, что позволяет развивать основные формы организациипромышленного производства — концентрацию, специализацию, кооперирование и комбинирование — с максимальным эффектом.
На протяжении длительного периода рост эффективности промышленного производства напрямую связывается с его концентрацией, а, следовательно, постоянным увеличением мощности предприятий. Для определения количественной взаимосвязи между размером предприятия и его эффективностью необходимо, используя критерии оценки размера предприятий, выявить, к какой размерной группе относится данное предприятие и насколько показатели его экономической эффективности соответствуют оптимальным для данной отрасли.
Размер (объем) производствавсегда выражается количеством продукции. Чем больше продукции в натуральном выражении производит предприятие, тем больше размер производства.
Размер предприятия — это количество сосредоточенного на предприятии живого и овеществленного труда, которое необходимо для производительного использования его на данном предприятии при прогрессивной технике, организации производства и труда. Чем больше количество материально-трудовых ресурсов сосредоточено на предприятии, тем больше его размер, тем оно крупнее.
Специализацией производстваможно считать процесс концентрации производства продукции, обладающей высокой степенью производственной общности, до минимально допустимого или оптимальных размеров.
Под специализированнымследует понимать производство, приспособленное к выпуску сходной в технологическом отношении продукции, достигшее мощности, превышающей минимально допустимую.Эффективность специализации производства складывается из следующих факторов: более высокой производительности труда (снижение трудоемкости) за счет расчленения производственного процесса, создания, например, машин, агрегатов, блоков, деталей на ряд отдельных операций, закрепленных за конкретным рабочим местом. Ограничение числа операций позволяет использовать более производительное оборудование, специальный инструмент; более полного использования имеющегося оборудования, поскольку изготовление технологически и конструктивно однородной продукции не требует частой и длительной переналадки оборудования; упрощения структуры специализированного предприятия с одновременным сокращением управленческого персонала. Чем уже номенклатура выпускаемой продукции, тем, как правило, меньше число структурных подразделений, входящих в состав предприятия; повышения технического уровня. Как правило, на предприятиях массового производства в машиностроении удельный вес автоматов и полуавтоматов примерно в три раза выше, чем на заводах серийного и единичного производства.
Специализацияпроизводства осуществляется в следующих формах: предметная, подетальная, технологическая и функциональная.
1. Предметная специализациявыражается в сосредоточении производства отдельных видов конечной продукции на специализированных предприятиях, в их структурных подразделениях. Например, предприятия специализируются на производстве самолетов (гражданских или военных), автомобилей, тракторов, металлообрабатывающих станков и т. п.
2. Подетальная специализация,при которой предприятия и их подразделения специализируются на изготовлении частей или деталей изделий. Например, в автомобилестроении отдельные предприятия специализируются на выпуске карбюраторов, катушек зажигания, бензонасосов и т. п.
3. Стадийная, или технологическая, специализация,при которой предприятия осуществляют лишь определенные фазы технологического процесса, например, прядильные фабрики, изготовляющие пряжу для ткацких предприятий. В машиностроении технологическая специализация свойственна литейному, кузнечно-прессовому производствам и др.
4. Функциональная специализация, или специализация вспомогательных производств,при которой предприятия или их подразделения специализированы на выполнение определенных функций, например, ремонтные предприятия, предприятия, выпускающие тару и упаковку, и др.
Основным показателем уровня специализации предприятия является удельный вес продукции, соответствующей основному профилю специализации предприятия, в общем объеме выпускаемой продукции. Под производственным профилем понимается приспособленность предприятия к устойчивому производству определенной номенклатуры изделий.
Кооперированиев промышленности заключается в установлении между специализированными, самостоятельными по отношению друг к другу предприятиями и отраслями длительных прямых производственных связей по совместному изготовлению продукта. Следует различать связи, основанные: 1) на производственном кооперировании и 2) на материально-техническом снабжении предприятий (оптовые поставки).
Объекты кооперирования (заготовки, узлы, детали, агрегаты, комплектующие машины и механизмы) изготовляются для определенного конкретного потребителя или сравнительно небольшого их числа. Они обычно используются для производства узкого круга машин, аппаратов целевого назначения или даже для одного типа или типоразмера.
Объекты материально-технического снабжения (литейный чугун, сталь в слитках, листовой и сортовой прокат, пиломатериалы, топливо, смазочные материалы и т. п.) не имеют производственной направленности. Они предназначаются для широкого круга потребителей — отраслей; одни и те же материалы могут быть использованы для изготовления различных изделий.
В соответствии с формами специализации в промышленности выделяют три формы промышленного кооперирования:
1. Предметное или агрегатное кооперированиезаключается в том, что ряд предприятий поставляет головному предприятию различные комплектующие изделия;
2. Подетальное кооперирование— ряд специализированных предприятий поставляет головному предприятию узлы и детали для производства конечной продукции;
3. Технологическое или стадийное кооперирование— поставка специализированными предприятиями полуфабрикатов или выполнение отдельных технологических операций для головного предприятия.
Основным показателем уровня кооперированияявляется удельный вес стоимости полуфабрикатов, заготовок, деталей, узлов, получаемых от других предприятий в порядке кооперирования, в общей стоимости продукции предприятия. Также рассчитывается удельный вес стоимости услуг, оказываемых специализированными предприятиями, в общей себестоимости продукции предприятия. Косвенным показателем уровня кооперирования является количество предприятий, с которыми кооперируется головное предприятие.
С точки зрения отраслевой принадлежности и территориального расположения предприятий, участвующих в процессе кооперирования, различают следующие виды кооперационных связеймежду промышленными предприятиями:
внутрирегиональные— кооперирование предприятий, находящихся в одном районе;
межрегиональные — кооперирование предприятий, находящихся в разных районах страны и за рубежом;
внутриотраслевые— кооперирование предприятий, принадлежащих к одной отрасли;
межотраслевые— кооперирование предприятий разных отраслей. Внутриотраслевые и межотраслевые связи могут быть внутри- и межрегиональными. В современной рыночной экономике кооперирование получило чрезвычайно широкое развитие.
|