Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ

Государственная политика занятости – это комплекс мер воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Она имеет несколько уровней: общегосударственный, региональный и локальный. Выделяют европейскую, скандинавскую и американскую модели политики занятости.

Европейская модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и как следствие росте доходов работающих; такая политика предполагает дорогостоящую систему пособия для большого количества безработных.

Скандинавская модель основывается на обеспечении занятости практически всем трудящимся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнение.

Американская модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При этом безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.

Использование той или иной модели влияет на политику занятости на макро– и на микроуровне. На макроуровне новые подходы в политике занятости способствуют повышению гибкости рынка труда, уменьшению расходов на рабочую силу, ведут к свертыванию социальных программ. Однако расширяются системы подготовки и переподготовки кадров, создаются дополнительные рабочие места, ужесточаются условия выдачи пособий. Принимаются меры по усилению роли частного сектора в решении проблем занятости. Других социальных проблем. На микроуровне проводится политика сдерживания роста заработной плат, удлинения продолжительности рабочей недели. Более широко используются различные формы неполной занятости. В результате кризисные явления обостряются.



Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:

1) развитие людских ресурсов для труда;

2) обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от факторов (пол, возраст и т. д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

3) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

4) поддержку трудовой и предпринимательских инициатив граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию способностей к производительному, творческому труду;

5) обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

6) предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы;

7) поощрения работодателей, сохраняющих действующие и создающие новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

8) сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;

9) координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;

10) координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

Проведение активной политики государства в области занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.

 

ВОПРОС 6. Сущность рынка труда, его особенности и функции. Основные элементы рынка труда. Структуризация рынков труда. Сегментация рынков труда. Внешний и внутренний рынки труда. Механизм функционирования рынка труда его элементы

 

Рынок труда - динамичная система, в которой взаимодействуют работодатели и наемные работники, выполняющая основные функции регулятора движения рабочей силы в хозяйстве страны.

Основные параметры рынка труда: занятость, безработица, экономическую активность населения.

Структуризация:

РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРИЗАЦИЯ РЫНКА ТРУДА является важнейшим компонентом политики занятости.

Другим важным видом структуризации рынка труда является СТРУКТУРИЗАЦИЯ ПО ДЕМОГРАФИЧЕСКИМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ПРИЗНАКАМ отдельных категорий и групп трудоспособного населения.

По демографическим признакам различаются:

• РЫНОК ТРУДА МОЛОДЕЖИ, для которого характерны высокая мобильность, низкая квалификация кадров, частые периоды безработицы с возрастающими ее средними сроками;

• РЫНОК ТРУДА ЖЕНЩИН, для которых после стартовых периодов занятости характерны длительные периоды неработы, связанные с рождением и воспитанием детей, а затем возвращение после перерыва на рынок труда;

• РЫНОК ТРУДА ПОЖИЛЫХ ТРУДЯЩИХСЯ (предпенсионного и пенсионного возраста), для которых характерны снижающиеся возможности к активной трудовой деятельности, устаревание профессий;

• РЫНОК ТРУДА ИНВАЛИДОВ, для которых характерны пониженная трудоспособность, ограниченные возможности к трудовой деятельности.

К ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РЫНКАМ ТРУДА можно отнести: рынок труда инженеров, рынок труда ученых, рынок труда учителей, рынок труда врачей и т.д. На профессиональных рынках труда работников объединяют профессиональные интересы, выходящие за рамки предприятий, где они заняты. За рубежом для специалистов высшей и средней квалификации нередки случаи объединения в профессиональные организации, общества или ассоциации инженеров, врачей и т.п.

Структуризация рынка труда по различным признакам позволяет проводить дифференцированную политику на рынке труда.

Сегментация рынка труда.

Сегментация рынка труда – разбивка рынка на отдельные секторы сегменты на основе различий в нуждах, характеристиках или поведения работников. Складывается в зависимости от контингента работников, занятых по определенным профессиям и работам в отдельных отраслях промышленности или сферах экономики.

ВОПРОС 7.

Характеристика основных теорий рынка труда. Национальные модели рынков труда и их характеристика. Прогнозирование ситуации на рынке труда.

Теории рынка труда
 
 

Современные воззрения на рынок труда сформированы длительным процессом эволюции, как самого процесса труда, так и экономической науки. Наиболее известными и популярными в свое время становились такие теории рынка труда, как: классическая, неоклассическая, марксистская, кейнсианская, институциональная, монетаристская, неоклассического синтеза.

 

Классическая теория. Разработана Адамом Смитом во второй половине 18 века и развита Давидом Рикардо в начале 19 века. Основные идеи теории заключались в следующем:
• рыночная экономика устойчива и вечная,
• деятельность людей определяется их собственными интересами, личной выгодой,
• в условиях рынка именно личный интерес обеспечивает равновесие и совершенство в обществе,
• на рынке труда несоответствие между спросом и предложением носит временный характер, поскольку экономика страны – саморегулирующаяся система, в которой полная занятость является нормой,
• наилучшей экономической политикой государства является политика его невмешательства в экономическую жизнь.
Неоклассическая теория. Альфред Маршалл и Артур Пигу. Предложена в конце 19 и начале 20 веков. Основные идеи:
• для обеспечения занятости важное значение имеет регулирование спроса и предложения,
• конечным регулятором всего спроса является потребительский спрос,
• причиной безработицы является высокий уровень заработной платы,
• на рынке существует сильная тенденция к установлению такого соотношения между ставками заработной платы и спросом, чтобы все были заняты,
• рабочие могут сами добровольно обрекать себя на безработицу, не соглашаясь работать за «нормальную» заработную плату, складывающуюся на рынке в результате спроса и предложения.
Марксистская теория. Карл Маркс. Вторая половина 19 века. Марксистское учение о занятости заключается в следующем:
• в условиях рынка рабочая сила выступает товаром особого рода,
• эта особенность заключается в том, что рабочая сила создает прибавочную стоимость, присваиваемую безвозмездно капиталистом,
• стремление капиталиста увеличить прибавочную стоимость, ведет к преимущественному росту постоянного капитала (средства и предметы труда) в сравнении с переменным капиталом (расходы на рабочую силу),
• вследствие этого, хотя спрос на труд и увеличивается с возрастанием капитала, однако темпы роста спроса на труд ниже темпов роста капитала,
• таким образом, избыточная рабочая сила является неизбежным спутником капиталистического рыночного хозяйства.
Кейнсианская теория. Джон Мейнард Кейнс. Вторая четверть 20 века. Основные выводы теории:
• чем выше величина денежных доходов людей, тем меньшая ее часть потребляется, а большая сберегается,
• объем затрат труда, на которые предприниматели предъявляют спрос, зависят от ожидаемых расходов общества на потребление,
• при снижении спроса происходит затоваривание рынков с последующим сокращением рабочих мест, закрытием предприятий и ростом безработицы,
• рынок не в состоянии автоматически решить эту проблему, полная занятость в обществе – это скорее случайность, чем закономерность,
• государственное регулирование экономики необходимо, и, прежде всего, через обеспечение должного объема эффективного спроса.
Институциональная теория. Торстен Веблен и Джон Кеннет Гэлбрейт. 20 век. Теория утверждает, что:
• экономическая наука – это не только наука о рынках и ценах, ее предметом является также человеческая деятельность во всех проявлениях,
• на экономическое поведение человека особое влияние оказывают различные «институты» (государство, семья, моральные и правовые нормы, партии, профсоюзы, крупные корпорации),
• не стихийный рынок и свободная конкуренция, а общественные институты определяют политику в области заработной платы, гарантий прав работников и занятости.
Монетаристская теория. Милтон Фридмен. Вторая половина 20 века. Концепции монетаристов сводятся к следующему:
• основным регулятором экономики являются деньги,
• деньги – главный рычаг экономического поведения человека, а спрос на деньги – важнейший инструмент экономического развития общества, включая и рынок труда,
• управление экономикой, в том числе рынком труда, зависит от контроля государства за наличием денег в обществе и их эмиссией,
• рыночное хозяйство обладает высокой устойчивостью и конкурентностью.
Неоклассический синтез. Пол Самуэльсон. Вторая половина 20 века. Основной идеей теории неоклассического синтеза является необходимость одновременного использования как рыночных, так и государственных регуляторов экономики в целом и, в том числе, проблем, связанных с занятостью населения.

 

Национальный рынок труда – рынок труда отдельно взятой страны – одна из важнейших составляющих рыночной экономики, поставляющих в нее один из главных факторов производства – рабочую силу. Состояние национального рынка труда зависит от ситуации в экономике страны в целом. Специфика развития конкретного государства, действующие в нем правовые и нормативные акты накладывают определенный отпечаток на формирование и функционирование национального рынка труда. В свою очередь этот рынок – обеспечивающая подсистема народного хозяйства, активно влияющая на динамические процессы развития экономики.

Закономерности развития экономической модели, избранной обществом, накладывают отпечаток и на процесс функционирования национального рынка труда, и на практику управления им.

Понятия о моделях рынка труда возникает также при рассмотрении особенностей политики занятости, проводимой в разных странах. Здесь сложно выделить один фактор, который определял бы национальную модель рынка труда. Она складывается из сочетания и преобладания той или иной системы подготовки, переподготовки, роста квалификации работников, системы заполнения вакантных рабочих мест и способов регулирования трудовых отношений с участием профсоюзов. По комбинациям этих решений различают японскую модель рынка труда, модель США, шведскую модель и др. Кратко остановимся на их особенностях.

Японская модель. Для нее характерна система трудовых отношений, которая основывается на принципе «пожизненного найма», при котором гарантируется занятость постоянного работника на предприятии до достижения им возраста 55–60 лет. Заработки работников и размеры социальных выплат им прямо зависит от числа проработанных лет. Работники последовательно проходят повышение квалификации в соответствующих внутрифирменных службах и перемещаются на новые рабочие места строго по плану. Такая политика способствует воспитанию у работников фирмы творческого отношения к выполнению своих обязанностей, повышению их ответственности за качество работы, формируют заботу о престиже фирмы и внутрифирменный «патриотизм». Предприниматели при необходимости сокращения производства, как правило, решают эти проблемы не путем увольнения персонала, а сокращением продолжительности рабочего времени или переводом части работников на другие предприятия по соглашению с ними.

Модель США.Здесь для рынка труда характерна децентрализация законодательства о занятости и помощи безработным, которое принимается каждым штатом отдельно. На предприятиях действует жесткое отношение к работникам, которые могут быть уволены при необходимости сокращения объема применяемого труда или сокращения производства, продолжительность же рабочего времени одного работника не меняется. Работники ставятся в известность о предстоящем увольнении не заблаговременно, а накануне самого увольнения. Коллективными договорами охвачена только четверть всех работников. Мало уделяется внимания внутрифирменной подготовке персонала, за исключением подготовки специфических для фирмы работников. Продвижение по службе идет не по линии повышения квалификации, а при переводе работника на другую работу. Подобная политика фирм ведет к высокой географической и профсоюзной мобильности работников и к более высокому, чем в Японии и Швеции, уровню безработицы.


Шведская модель характеризуется активной политикой государства в области занятости, в результате чего уровень безработицы в этой стране минимальный. Главное направление политики на рынке труда – предупреждение безработицы, а не содействие уже потерявшим работу. Достижение полной занятости осуществляется следующими мерами:

1) проведением ограничительной фискальной политики, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных фирм для снижения инфляционной конкуренции между фирмами в повышении заработной платы;

2) путем проведения «политики солидарности» в заработной плате, которая преследовала цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового состояния тех или иных фирм, что побуждало малоприбыльные предприятия сокращать численность работающих, сворачивать или прекращать свою деятельность, а высоко прибыльные фирмы – ограничивать уровень оплаты труда ниже своих возможностей;

3) проведение активной политики на рынке труда по поддержке слабо конкурентоспособных работников, для этого предприниматели получали значительные субсидии;

4) поддержкой занятости в секторах экономики, которые имели низкие результаты деятельности, но обеспечивали решение социальных
задач.

Российская модель.Для современной России проблема национального рынка труда состоит в существенной региональной дифференциации уровня развития экономики и, как следствие, в существенных различиях в структуре спроса и предложения рабочей силы, главным образом по профессионально-квалификационному признаку.

Закономерности развития регионов накладывают свой отпечаток и на процессы формирования национального рынка труда. Усиление степени децентрализации управления экономикой способствовало формированию изолированных локальных рынков труда, ориентированных на нужды регионов, т. е. единый трудовой потенциал общества, сформированный в условиях плановой экономики, оказался раздробленным. Такая раздробленность повлекла за собой территориально-отраслевую дифференциацию качественного состава рабочей силы по регионам России. В результате большинство регионов страны характеризовались высоким уровнем безработицы, в них резко снизился качественный состав трудовых ресурсов.

ВОПРОС 8. Государственное регулирование рынка труда и занятости. Основные принципы и направления государственной политики в области занятости населения. Механизм реализации государственной политики занятости. Задачи государственной политики занятости, решаемые на разных уровнях управления.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.