Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Бюджетирование в системе управленческого учета.

При рассмотрении планировании деятельности предприятия речь ведут о краткосрочном бюджетировании.

Бюджет – это финансовый документ, прогноз будущих финансовых операций.

Составление бюджетов преследует следующие цели:

1. Разработка концепции ведения бизнеса, т.е. оптимизация затрат и прибыли и согласование деятельности различных подразделений предприятия

2. Коммуникация, т.е. доведение планов до сведения руководителей разных уровней

3. Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации

4. Контроль и оценка эффективности работы руководителей на местах путем сравнения фактических затрат с нормативом

5. Выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация финансовых потоков

Существуют следующие этапы разработки бюджетов:

1. Сообщение основных направлений развития предприятия лицам ответственным за разработку бюджетов

2. Разработка первого варианта бюджета

3. Координация и анализ первого варианта бюджетов, внесение коррективов

4. Утверждение бюджетов руководством предприятия

5. Последующий анализ и корректировка бюджетов в соответствии с изменившимся условиями

Бюджет в широком смысле подразделяются на два основных вида: текущие (операционные) – отражающие текущую производственную деятельность предприятия; финансовый бюджет – прогноз финансовой отчетности.

В зависимости от поставленных задач различают так же бюджеты: генеральные частные; гибкие и статические.

Бюджет, охватывающий общую деятельность предприятия – генеральный бюджет.

Его цель суммировать сметы и планы различных подразделений предприятия, т.е. частных бюджетов. Генеральный бюджет состоит из двух частей: операционного и финансового бюджета.



В зависимости от целей сравнения и анализа показателей бюджеты делятся на статические и гибкие.

В статическом бюджете доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации.

Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет – статические. При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации. Все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации.

Гибкий бюджет – это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного ее диапазона.

Для каждого возможного уровня реализации здесь определена соответствующая сумма затрат.

В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком бюджете они рассчитываются.

Гибкий бюджет составляется после анализа влияния изменений объема реализации на каждый вид затрат.

Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т.е. рассчитывают размер удельных переменных затрат.

На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня реализации.

Постоянные затраты не зависят от объемов производства и реализации, их сумма остается неизменной как для статического, так и для гибкого бюджетов. В отличие от финансовой отчетности формы бюджетов не стандартизированы. Их структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков. Бюджеты могут разрабатываться на годовой основе с разбивкой по месяцам и на основе непрерывного планирования.

Операционный и финансовый бюджет образуют генеральный бюджет предприятия.

 

 

Трактовая методика составления бизнес плана.

Прежде чем приступить к созданию бизнес плана необходимо получить весь комплекс необходимой информации. Выделяются следующие этапы бизнес планирования:

1. Определить источники нужной информации. Ими могут быть учебники, правительственные учреждения, отраслевые издания, аудиторские фирмы, знакомые, коллеги, друзья.

2. Определение целей его разработки. Важно понять, что внутренние и внешние цели организации могут быть достигнуты, только если будет создан качественный план.

Определяя внутренние и внешние проблемы бизнес планирования, стоит принимать во внимание, внешние цели могут быть лучше достигнуты, если коммерческие банки могут стать не только кредиторами, но и полноправными участниками предпринимательского проекта.

Во-первых, это привлечет к проекту дополнительное внимание, т.к. для коммерческих банков более привлекательным представляется не простое выделение кредитов под бизнес план, а сочетание кредита и совместная деятельность, долевое участие в акционерном капитале, распределение прибыли и т.д.

Во-вторых, необходимыми навыками в оценке инвестиционных проектов обладают специалисты коммерческих банков и других финансовых кампаний. Следовательно, предприниматели могут рассчитывать на серьезную помощь в решении внутренних проблем.

3. Определение своих целевых читателей.

4. Установление общей структуры создаваемого документа.

5. Сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес плана. На этом этапе необходимо заручиться поддержкой тех людей, которые имеют опыт и знания для составления бизнес плана. Это могут быть работники организации, имеющие опыт и хорошие знания внутренней среды. Желательно так же привлечь внешних консультантов. Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов к работе можно привлечь экономисты широкого профиля и консультанты по управлению. Перед тем как заняться сбором информации полезно составить вопросник, который включает существенные вопросы по каждому из разделов бизнес плана.

6. Написание бизнес плана. Важное правило здесь – предприниматель должен сам написать бизнес план, даже если это требует большого количества времени и у предпринимателя нет навыков подобной работы. На данном этапе консультанты могут только ассистировать предпринимателя. Этим этапом, в общем, завершается процесс бизнес планирования. Однако, для улучшения плана, полезно сделать 7 шаг. Он заключается в том, что предприниматель предлагает готовый бизнес план для прочтения кому-нибудь из авторитетных, но не заинтересованных лиц, кто способен оценить его работу на основе конструктивной критики.

Оформление бизнес плана начинается с подготовки титульного листа. Он должен сразу обеспечить информацию о том где, когда и кем составлен данный документ. Здесь же указывается название проекта, которое должно кратко и четко формулировать идею, заложенную в бизнес плане.

Вторая страница бизнес плана содержит оглавление, которое должно отражать его структуру.

Затем идет введение, в котором указаны задачи составления бизнес плана и круг лиц, которым он адресован.

Объем резюме не должен превышать нескольких страниц. В этом разделе указывается все главное, что должно быть принято и оценено потенциальным инвестором. В приоритетном порядке указываются направления деятельности кампании. Составители плана должны четко и кратко сформулировать основные цели проекта и конкретные задачи. Эти данные целесообразно представить в форме таблицы, содержащей описание деловых приемов, которые собирается использовать фирма и соответствующих им мероприятия, направленных на решение конкретных задач. Указываются так же точные сроки реализации. Определение в бизнес плане временных рамок показывает, что план разработан подробно и добросовестно.

В разделе, посвященном услугам и товарам, подробно описываются все услуги фирмы, которые предлагаются покупателю. Подготовке данного раздела предшествует значительная предварительная работа по выбору товаров и услуг, которые должны стать основой бизнеса фирмы. В этом разделе необходимо подробно описать предлагаемые услуги, показать их основные преимущества в глазах потребителей, указать имеющиеся недостатки и меры по их преодолению. Особо следует подчеркнуть разницу между тем, что представлено на рынке в настоящее время и тем, что может предложить в будущем фирма.

Так как выход на рынок и рост объемов продаж на прямую зависит от уникальных свойств товаров и услуг, представленных в бизнес плане.

Цель раздела, посвященного анализу рынка и сбыта предоставить инвестору достаточно фактического материала, чтобы убедить его в достаточной конкурентно способности рассматриваемого проекта. Этот раздел бизнес плана наиболее трудоемкий и важный, т.к. он построен на рыночных оценках, которые оказывают непосредственное влияние на финансовый и производственный планы кампаний. В данном разделе предприниматель должен освятить следующие вопросы:

1. Типы рынков, на которых действует фирма

2. Основные сегменты рынка по каждому виду услуг и товаров

3. Факторы, влияющие на спрос на каждом сегменте рынка

4. Перспективы изменения потребностей покупателей и возможные реакции кампании на эти изменения

В некоторых бизнес планах в отдельный раздел выделяется оценка конкуренции на рынках сбыта. Этот раздел посвящен анализу рыночной конъюнктуры, характеристики конкурентов, их стратегии, тактики. Оценивая деятельность конкурентов, необходимо дать ответы на следующие вопросы:

1. На сколько деятельность фирмы подвержена изменениям

2. Велико ли число фирм, предлагающие сходные услуги и товары

3. Какую часть рынка контролируют фирмы конкуренты

4. Как обстоят дела у фирм конкурентов с доходами, внедрением новых технологий, рекламой и послепродажным обслуживанием

5. Что является предметом наиболее жесткой конкуренции в данной сфере деятельности

В разделе бизнес плана, посвященному маркетингу, освящаются способы достижения намечаемых объемов продаж, реклама предлагаемых товаров и услуг, формирование общественного мнения о фирме.

Раздел «план производства» включается в бизнес план только теми предпринимателями, которые выпускают товар.

В разделе, посвященному риску, освещаются проблемы, которые могут возникнуть у фирмы в процессе реализации и основные методы защиты от потенциальных трудностей. Данный раздел содержит следующие составные части:

1. Перечень возможных рисков, с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от этого

2. Организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков

3. Программа страхования от рисков

Раздел касающийся финансового плана необходимо посвятить оценке потенциала фирмы и планирования её финансовой деятельности с целью достижения жизнеспособности кампании и эффективного использования имеющихся денежных средств. В данном разделе содержатся следующие планово-отчетные документы:

1. Оперативный план

2. План доходов и расходов

3. План движения денежных средств

4. Балансовый отчет

Указанные документы носят планово-отчетный характер. Планирование осуществляется на основе прогноза будущей деятельности фирмы в рамках определенного периода времени. Отчет составляется за прошедший период времени. Приведенные в этих документах данные используются далее для анализа финансового состояния фирмы.

В разделе, касающемся вопросов финансирования излагается план создания новой фирмы или расширения уже функционирующей.

При составлении этой части бизнес плана необходимо рассмотреть следующие вопросы:

1. Средства необходимые для реализации предлагаемого проекта

2. Источник инвестиции

3. Сроки окупаемости и размеры ожидаемого дохода от реализации проекта

Помимо указанных разделов бизнес плана целесообразно так же включать в него организационный план, содержащий краткую характеристику организационной структуры кампании, сведения о персонале, информацию о правовом обеспечении деятельности фирмы.

В конце бизнес плана приводится фотографическая информация, а именно полное наименование предприятия или фирмы, юридический адрес, номера контактных телефонов, факс и телефоны, по которым читатель плана сможет получить необходимую дополнительную информацию.

Оформление бизнес плана должно соответствовать имиджу преуспевающей фирмы. Должно быть привлекательным, но не броским. Степень детализации должна соответствовать целям плана, но не включать ничего лишнего, как показывает практика, оптимальным является объем бизнес плана до 40 страниц.

В бизнес план не должны включаться второстепенная и справочная информация, ее лучше вынести в приложение. Объем приложения неограничен. Стиль изложения должен отличаться простотой и отсутствием языкового и терминологического барьера. Он должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам. Информация бизнес плана должна быть емкой, четкой и в то же время краткой, предложения и прогнозы должны быть обоснованы и подкреплены ссылками на источник информации. Необходимое условие – это точность финансовых расчетов. В бизнес плане должны быть обсуждены риски кампании. Должен быть подготовлен с учетом требований и стандартов организации и лиц, которым предполагается представить этот документ.

Правильный выбор и эффективное использование компьютерных программных продуктов позволяет значительно улучшить качество бизнес плана.

В настоящее время существует весьма широкий спектр специализированных программных продуктов.

Рекомендации по составлению резюме в бизнес плане.

В резюме бизнес плана определяется в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому направлению и место фирмы на этих рынках.

По каждому направлению устанавливаются цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица. В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а так же все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность. Начинается данный раздел с формулирования миссии фирмы или её стратегической ориентации.

Миссия – это генеральная цель фирмы, отражающая основные аспекты её деятельности и определяющие то, чему фирма хочет себя посвятить.

Границами областей деятельности могут быть производимые товары, оказываемые услуги, существующие рынки или сегменты рынка, технологические возможности фирмы. При разработке программы деятельности необходимо стремиться к тому, чтобы она не получилась слишком узкой.

Границы программы должны в максимальной степени соответствовать возможностям фирмы.

Миссия сформулированная в виде общих качественных положений в дальнейшем конкретизируется в виде набора общефирменных целей. При этом рекомендуется использовать не только традиционные количественные показатели, но и качественные показатели.

При определении целей можно использовать систему правил известных под названием SMART. В соответствии с которой выдвигаемые цели должны быть конкретными, поддающимися оценке, актуальными, реалистичными и контролируемыми.

Общефирменные цели в свою очередь делятся на подцели, которые определяют конкретное направление увеличения прибыли фирмы, рост сбыта, снижение издержек, повышение продажной цены, связанные с разработкой новой более конкурентно-способной продукции.

Чем чётче выдвигает фирма свои цели в рамках количества, места и времени, тем конкретнее может быть разработана стратегия их достижения.

Далее необходимо рассмотреть условия работы фирмы, т.е. циклы деловой активности фирмы, возможные изменения конъюнктуры рынка, наличие квалифицированной рабочей силы, источники материальных и финансовых ресурсов, взаимодействие с государственными и общественными организациями, банками, другими предприятиями, основные конкуренты фирмы.

После описания перспектив, стоящих перед фирмой необходимо охарактеризовать её текущую коммерческую деятельность. Сообщить ФИО и телефоны высшего управленческого звена, дать подробную информацию, охватывающую все аспекты бизнеса организации.

Систематизируя вышеизложенное в целях составления качественного резюме бизнес плана, рекомендуется освещать следующие моменты:

1. Полное и сокращенное наименование фирмы

2. Дату регистрации, № регистрационного свидетельства и наименование организации зарегистрировавшей фирму

3. Почтовый и юридический адрес фирмы

4. Подчиненность фирмы

5. Миссия фирмы

6. Экономический сектор отрасли и основной вид деятельности

7. Основные услуги, предлагаемые данной отрасли

8. Географическое положение

9. Особенности работы фирмы

10. Основные клиенты

11. Организационно-правовую форму фирмы

12. Банковские реквизиты

13. Адрес налоговой инспекции, контролирующей фирму

14. Наиболее влиятельных акционеров

15. ФИО и контактные телефоны, имейл руководства фирмы

16. Возраст фирмы и период работы на отраслевом рынке

17. Количество работающих на фирме

18. Финансовое состояние фирмы

19. Технический уровень и характеристика выпускающей в настоящее время продукции, оказания услуг

20. Объем выпуска услуг, либо товаров, доля рынка, которой владеет фирма

21. Программа и главная цель деятельности фирмы

22. Подцели деятельности фирмы

23. Основную стратегию фирмы, разработанную для достижения этих целей

24. Состав конкретных мероприятий, которые необходимо предпринять в рамках каждой стратегии

25. Суть предлагаемого бизнеса, его соответствие целям фирмы и потенциальная эффективность

26. Предполагаемые формы участия инвесторов в бизнесе фирмы

27. Позиционирование на рынке предлагаемых товаров и услуг и возможных конкурентов

28. Характеристика клиентуры

29. Конкурентные преимущества предлагаемой продукции\услуг

30. Совокупная стоимость предлагаемого бизнес проекта и потребность к финансированию

31. Возможные источники финансирования

32. Гарантии по возврату кредита

33. Прогноз объемов реализации товаров\услуг в планируемом периоде, в натуральном и стоимостном выражении

34. Планируемые затраты на реализацию проекта

35. Ожидаемая чистая прибыль

36. Уровень прибыльности инвестиций в рассматриваемом проекте

37. По истечении какого срока может быть гарантирован возврат заемных средств

38. Перспективы развития данного бизнеса






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.