Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Современные проблемы и тенденции развития рынка гостиничных услуг в Российской Федерации

Россия обладает незаурядными туристско-рекреационными ресурсами, бóльшая часть которых еще не освоена. Москва и Санкт-Петербург всегда были и, по сути, остаются главными и единственными дестинациями для иностранных туристов. Одна из главных причин столь однобокого развития туризма в РФ - отсутствие в регионах необходимой туристской инфраструктуры, в первую очередь, гостиниц, соответствующих мировых стандартам качества предоставления услуг. Большинство гостиниц Москвы, предоставляющих качественные услуги, нацелено на деловых туристов, что определяет высокую стоимость проживания и других услуг. В связи с этим рыночная ниша отелей туристского класса столицы остается неосвоенной и одновременно очень востребованной. Вступление России в ВТО осенью 2012 года и возможность упрощения визового режима с ЕС открывают новые перспективы для дальнейшего развития российского гостиничного рынка. А ограниченность качественного предложения на рынке гостиничных услуг, низкая конкуренция в регионах и растущий интерес к России со стороны иностранных туристов способствуют повышению инвестиционной привлекательности не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и регионов.

Одной из основных тенденций развития рынка гостиничных услуг в России на протяжении последних лет является глобализация. Спрос на гостиничном рынке РФ превышает предложение, об этом свидетельствуют растущие показатели загрузки гостиниц и ADR, что, безусловно, является положительной тенденцией для отельеров, поскольку повышает доходность гостиничного бизнеса, что, в свою очередь, способствует росту инвестиционной привлекательности рынка гостиничных услуг РФ.



Крупные международные гостиничные операторы ведут агрессивную политику по расширению своего присутствия на российском рынке. По данным экспертов, в 2010 году был поставлен рекорд по открытию гостиниц международными гостиничными операторами – 16 новых гостиниц с совокупным номерным фондом около 3900 номеров, в 2011 году появилось еще 16 новых гостиниц под международными брендами, суммарный номерной фонд которых составил 3418 номеров. Таким образом, в посткризисный период сохраняется устойчивая тенденция увеличения доли международных операторов на российском рынке гостиничных услуг.

Интерес международных операторов к российскому рынку гостиничных услуг обусловлен еще и тем, что гостиничный рынок быстрее других сегментов рынка недвижимости восстанавливается после экономического кризиса. Особое внимание ведущие бренды уделяют регионам. Если в 2007 году доля региональных отелей в портфеле международных операторов составляла 10%, в 2010 году – 25% от общего числа гостиниц, то на конец апреля 2012 года 33% гостиниц под международными брендами ведущих гостиничных сетей мира приходилось на региональный рынок.

По оценке Всемирной туристской организации[30], туризм в России будет развиваться ускоренными темпами, а основной туристский поток будет направлен в Москву: эксперты ожидают, что в 2020 году столица примет около 9 млн человек. Таким образом, к 2020 году Россия может войти в первую десятку наиболее посещаемых туристами стран мира.

По результатам маркетингового исследования рынка гостиничных услуг РФ, проведенного компанией KnightFrank, в 2011 году повысилась инвестиционно-девелоперская активность в гостиничном сегменте как столичного, так и региональных рынков. В значительной степени повышению инвестиционной привлекательности регионов способствуют международные события, проведение которых запланировано на ближайшие годы в ряде российских городов: саммит АТЭС 2012 года во Владивостоке, Универсиада 2013 года в Казани, Олимпиада 2014 года в Сочи, Чемпионат мира по футболу в 2018 году. Игры ЧМ-2018 планируют принять Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Казань, Ярославль, Нижний Новгород, Саранск, Самара, Волгоград, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Краснодар и Сочи [14]. Это положительно скажется на развитии гостиничной индустрии не только данных городов, но и отечественной туристской отрасли в целом: благодаря большому ожидаемому туристскому потоку из зарубежных стран Россия получит возможность сформировать собственный туристский бренд и закрепить его в сознании потребителей.

Другой тенденцией, характерной для гостиничного рынка в последние годы, является строительство гостиниц в составе многофункциональных комплексов (далее – МФК). Согласно данным UrbanLandInstitute (ULI, США), многофункциональные комплексы включают в себя три и более значимых доходных функции (например, торговые площади, бизнес-центр, жилой комплекс, гостиница, развлекательно-культурные учреждения, рекреационные возможности, выставочные площади, склады), которые являются в проекте взаимоподдерживающими и обеспечивают более эффективное использование земельного участка [12]. Включение гостиницыв состав МФК объясняется стремлением девелоперов диверсифицировать риски и сохранить при этом относительно короткие сроки окупаемости проекта. Рентабельность инвестиций, вложенных в проект гостиницы ниже, а сроки окупаемости проекта выше, чем в других сегментах коммерческой недвижимости. При этом требуемый объем инвестиций в гостиничный комплекс выше. Себестоимость гостиничного «метра» в среднем в 2 раза выше, чем офисного [27]. Более того, операционные издержки по функционированию гостиницы могут покрывать почти всю операционную прибыль:отель продает себя каждый день, а не раз в год, как офисы, и не единожды, как жилье. К тому же гостей должен обслуживать целый штат высококвалифицированных сотрудников, что повышает операционные издержки по содержанию гостиницы в сравнении с другими видами коммерческой недвижимости.

Среди первых объектов, появившихся в Москве, относящихся к МФК, можно выделить МФК «Деловой комплекс «Риверсайд» (бизнес-центр, гостиница «Swissôtel Красные Холмы» 5* на 233 номера и Дом музыки) и МФК «Неглинная плаза» (офисы, торговля и апартаменты). На столичном рынке строительство МФК активно развивается с 2007 – 2008 гг. Только на 2008 г. был заявлен ввод не менее 14 МФК (наряду с офисной добавляются гостиничная и жилая функции, в центре города – торговая составляющая), однако в силу кризиса большая часть проектов все же была «заморожена» (около 3 млн м2общей площади) [12].

В составе московских МФК много гостиниц под международными брендами ведущих гостиничных сетей мира: Swissôtel Красные Холмы (МФК «Деловой комплекс «Риверсайд»), CrownePlazaMoscowWorldTradeCenter (Центр Международной Торговли), RenaissanceMoscowMonarchCenter (МФК «Монарх Центр»), гостиница корейской сети отелей класса «люкс» LottePlazaMoscow (МФК «Лотте Плаза»), InterContinentalMoscowTverskaya (МФК «Саммит»). Совокупный номерной фонд данных гостиниц составляет 18% от номерного фонда столичных гостиниц под международными брендами.

Все действующие МФК расположены в ЦАО (более 1,3 млн м2) и САО (250 тыс. м2).На западе столицы в настоящее время строится четыре МФК в рамках проекта ММДЦ «Москва-Сити».

Следует отметить, что офисная составляющая присутствует во всех действующих МФК. Причина включения офисной составляющей во все проекты МФК объясняется с финансовой точки зрения: доходность офисных проектов в сравнении с остальными секторами коммерческой недвижимости выше.Во многих проектах преобладает именно офисная составляющая: МФК «Деловой комплекс Риверсайд» (50% - доля офисов в проекте), МФК «Монарх центр» (41%), МФК «Саммит» (29%). Для гостиницы это гарантирует стабильный высокий уровень заполняемости на счет потока деловых туристов.

МФК распространены и на рынке Санкт-Петербурга. По данным GVASawyer, на конец 2011 года в северной столице функционировали 10 МФК. При этом в 4 комплексах преобладает гостиничная функция [13]:

· МФК «Невский Плаза» (73% - гостиничная составляющая);

· МФК «У Московских ворот» (42% - HolidayInn Московские Ворота);

· МФК «Ренессанс Форум» (34% - CrownePlazaLigovsky);

· МФК «Москва» (37%).

Совокупный номерной фонд гостиниц, входящих в состав МФК под международными брендами, составляет 14% от номерного фонда гостиниц под международными брендами в Санкт-Петербурге.

Корпорация HiltonWorldwide заявила о своем намерении открыть к 2014 годув Санкт-Петербурге 2 отеля на территории строящегося МФК «ЭкспоФорум». Уже подписан договор для проекта, который объединит два бренда Hilton и HamptonbyHilton (номерной фонд отеля HiltonSaintPetersburgExpoforum составит 241 номер, отель HamptonbyHiltonSaintPetersburgExpoforum рассчитан на 210 номеров) [13].

В целом стоит отметить, что процентное соотношение составляющих МФК определяется его местоположением: так, в центре города, где помимо офисов стабильно востребованными являются гостиницы и качественные торговые площади, доля офисов редко бывает больше половины, а главная роль отводится гостинице и торгово-развлекательному комплексу.

По мнению экспертов GVASawyer, в будущем доля проектов МФК на рынке коммерческой недвижимости будет возрастать. Объединение функционально различных объектов недвижимости в одном проекте позволяет инвестору/ девелоперу получить желаемый уровень рентабельности, диверсифицировать риски путем уменьшения колебания доходности отдельных составляющих бизнеса и максимально использовать полезную площадь.

Эксперты GVA Sawyerтакже отмечают тенденцию увеличения заинтересованности гостиничных операторов в зоне аэропортов. Вблизи аэропорта Шереметьево расположены две гостиницы под брендами ведущих сетей мира: ParkInn Шереметьево 3* на 297 номеров и Novotel Шереметьево 4* на 493 номера. В начале 2011 года был открыт гостиничный комплекс рядом с аэропортом Домодедово под брендом Ramada, RamadaMoscowDomodedovo. На начало 2013 года запланировано открытие гостиничного комплекса в непосредственной близости к аэропорту Внуково (DoubleTreebyHiltonMoscowVnukovoAirport, 4*- 442 номера). В Санкт-Петербурге был открыт отель CrownePlazaAirport 4* на 294 номера. Гостиницы в непосредственной близости аэропортов пользуются особым спросом среди транзитных туристов, которые прилетают из-за границы в российские регионы [13].

Глобализация как ключевая тенденция современного рынка гостиничных услуг РФ должна способствовать решению ряда проблем и устранению лимитирующих факторов развития туризма в РФ, среди которых можно выделить следующие:

· Низкий уровень развития туристской инфраструктуры, резко ограничивающий возможности путешествия по России иностранных граждан.

· Отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, которые могли бы позволить инвестору окупить инвестиционный проект в приемлемые сроки.

· Дефицит качественного предложения.

· Несоответствие показателей цена – качество.

· Недостаток квалифицированных кадров, вследствие чего понижается качество предоставляемых услуг.

· Недостаточно высокий уровень безопасности, связанный, с одной стороны, с нестабильной политической обстановкой и повышенным уровнем преступности в отдельных субъектах РФ (республики Северного Кавказа), а с другой стороны, - с низким уровнем качества предоставляемых услуг на большинстве предприятий гостиничной индустрии и отсутствием контроля над качеством услуг со стороны государства. Более подробно вопрос безопасности и качества предоставляемых услуг будет рассмотрен в пункте 1.3.

Туристская инфраструктура является материальной базой для развития туризма в дестинации наряду с туристско-рекреационными ресурсами, которые представляют собой основу для развития тех или иных видов туризма. Сеть средств размещения и предприятий питания, транспортная инфраструктура, учреждений культурно-массового характера, торгово-развлекательных комплексов, туристско-информационных центров, экскурсионных бюро обеспечивают удовлетворение потребностей туристов во время пребывания в туристской дестинации.

Однако ключевое преимущество туризма как социально-экономического явления перед другими отраслями экономики заключается в том, что спектр объектов туризма по сути своей безграничен и может быть искусственно воссоздан в любых природных условиях. Таким образом, туризм, являясь столь многогранным явлением, может развиваться даже в ситуации отсутствия тех или иных природных ресурсов, однако он всегда требует материальных затрат. Недостаточное финансирование туристской отрасли во многом является причиной неразвитости туристской инфраструктуры на российском региональном рынке гостиничных услуг. Стоит отметить, что данная проблема может быть решена только на уровне государства с помощью механизма государственно-частного партнерства (далее – ГЧП). В последние годы российские власти ведут работу в данном направлении: так 22 июля 2005 года был принят Федеральный закон Российской Федерации № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [83], направленный на улучшение инвестиционного климата регионов. Более подробно о мерах государственного регулирования гостиничного рынка и туристской деятельности в РФ сказано в пункте 1.3 данной дипломной работы.

В совокупности с высокой стоимостью земли (в особенности в Москве) и жесткими административными барьерами данная проблема приводит к тому, что большинство инвестиционных проектов на российском рынке – гостиницы категории 4-5*. Поскольку гостиницы высокой категории позволяют быстрее окупить инвестиционный проект и повысить рентабельность инвестиций.

Исторически сложилось так, что в силу закрытости экономики рынок гостиничных услуг в советское время был сформирован и развивался в отрыве от международных стандартов и классификаций. Становление гостиничного бизнеса в условиях рыночной экономики началось только с 1991 года. Спустя 20 лет рынок гостиничных услуг РФ по-прежнему находится на стадии формирования. Это, с одной стороны, является лимитирующим фактором развития туризма в РФ, с другой стороны – превышение спроса над предложением определяет высокую инвестиционную привлекательность российского рынка и открывает широкие возможности для его бурного качественного роста за счет активного освоения рынка ведущими гостиничными операторами мира.

Данная проблема касается не только регионов, но и ключевых дестинаций, посещаемых зарубежными туристами, - Москвы и Санкт-Петербурга. Хотя согласно данным интернет-порталаtophotels.ru [28], 69% гостиниц Москвы и 85% гостиниц Санкт-Петербурга относятся к категории 3* и ниже, а также не имеют звезд вообще, объем качественного номерного фонда, соответствующего мировым стандартам составляет значительно меньшую часть от совокупного номерного фонда Москвы и Санкт-Петербурга. По данным GVASawyer, к категории 3* относятся 50% качественного номерного фонда Москвы и 33% качественного номерного фонда Санкт-Петербурга. Однако стоимость размещения в данных гостиницах зачастую превышает стоимость размещения в гостиницах под теми же брендами за рубежом (таблица 1.9) [10, 11].

Таблица 1.9

Сравнительная стоимость размещения в гостиницах категории 3*

(в расчете на 1 человека, дата прибытия 18.05.2012)

Город Бренд
Ibis(Accor), руб. HolidayInn (IHG), руб. Park Inn (Carlson Hotels Worlwide), руб.
Мосвка 2950 - BAR[2] 3750 - BAR
Санкт-Петербург 5850 - BAR 6870 - BAR
Лондон 6010 - BAR 4300 (отель за пределами Лондона)
Париж 7000 - BAR
Берлин 2075 - BAR 3500 - BAR
Мадрид 3325 - BAR нет отеля
Нью-Йорк нет отеля 9000 - BAR нет отеля

Источник: составлено автором по материалам сайтов: www.accor.com [48], www.ihg.com [59], www.carlsonhotels.com [53]

Таким образом, рынки ведущих дестинаций РФ испытывают недостаток гостиниц туристского класса, что ограничивает возможности развития культурно-познавательного туризма.

Отчасти причина дефицита качественного предложения на российском рынке гостиничных услуг кроется в отсутствии обязательной системы сертификации и классификации средств размещения. В 2010 году в соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта» №242-ФЗ от 30.07.2010 (в редакции Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ) [84] обязательная классификация гостиниц была введена лишь на территории муниципального образования Сочи в период с 1 июля 2011 года по 31 декабря 2016 года.Для гостиниц на оставшейся территории России классификация является добровольной.

Недостаток качественного предложения на рынке гостиничных услуг усугубляется другой проблемой – завышенными ценами на услуги гостиничных предприятий и несоответствием показателей «цена – качество» в большинстве российских гостиниц.

Последние годы Москва не покидает десятку самых дорогих городов мира по стоимости гостиничного номера. В 2011 году она заняла 6 место [43] после Маската, Монте-Карло, Амальфи, Нью-Йорка и Женевы.

В условиях глобализации рынка гостиничных услуг РФ российские независимые гостиницы и отели под российскими брендами не смогут выдержать конкуренцию со стороны международных гостиничных цепей по уровню качества предоставляемых услуг. Низкое качество предоставляемых услуг во многом связано с недостатком профессиональных кадров в гостиничном бизнесе.

В сложившейся ситуации им придется либо повышать качество предоставляемых услуг (чтобы оправдать высокие цены на размещение и дополнительные услуги), либо снижать цены на оказываемые услуги (что, безусловно, является более простым решением с точки зрения исполнения). Снижение цен на размещение в отдаленной перспективе должно привести к формированию большого числа гостиниц туристского класса, что будет способствовать развитию въездного (в основном, молодежного) и внутреннего туризма.

Таким образом, глобализация, будучи главной тенденцией рынка гостиничных услуг РФ, может способствовать развитию не только гостиничной индустрии, но и туристской индустрии в целом. Однако для этого необходима сильная поддержка туризма со стороны власти.

Выводы

Несмотря на наличие богатых туристско-рекреационных ресурсов, РФ не является одной из ведущих мировых туристских дестинаций. Рынок гостиничных услуг нашей страны претерпевает кардинальные изменения, связанные с ростом туристского спроса и инвестиционной привлекательности рынка в преддверии масштабных международных мероприятий.

Наряду с ростом международных прибытий в последние два года рынок гостиничных услуг РФ демонстрирует стабильный рост численности гостиниц и номерного фонда, а также основных показателей операционной деятельности в главных дестинациях въездного и внутреннего туризма – Москве и Санкт-Петербурге – загрузки гостиниц, RevPAR, ADR.

Основными тенденциями на рынке гостиничных услуг РФ являются:

o Глобализация, которая проявляется в увеличении уровня проникновения мировых гостиничных сетей на российский рынок. На начало мая 2012 года Менее 15% номерного фонда приходится на гостиницы, работающие под узнаваемыми брендами, из них 11% приходится на гостиницы под международными брендами[3] и лишь 2,5%– вне Москвы и Санкт-Петербурга. При этом в последние годы международные операторы активно осваивают региональный рынок РФ. Если в 2007 году доля региональных гостиниц в портфеле международных гостиничных цепей составляла всего 10%, то на май 2012 года данный показатель находится на уровне 33%.

o Строительство гостиниц в составе МФК, как метод диверсификации рисков, повышения рентабельности проекта и сокращения сроков окупаемости.

o Строительство гостиниц вблизи международных аэропортов.

Глобализация как ключевая тенденция современного рынка гостиничных услуг РФ должна способствовать решению ряда проблем и устранению лимитирующих факторов развития туризма в РФ, среди которых можно выделить следующие:

· Низкий уровень развития туристской инфраструктуры.

· Отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с выгодными процентными ставками.

· Дефицит качественного предложения.

· Несоответствие показателей цена – качество.

· Недостаток квалифицированных кадров, вследствие чего понижается качество предоставляемых услуг.

· Недостаточно высокий уровень безопасности.

Российские гостиничные цепи

Российские гостиничные сети начали формироваться чуть более десяти лет назад. Тем не менее, за это время некоторые отечественные операторы не только получили национальный статус, но и сумели выйти на зарубежные рынки.

Советские крупнейшие сети «Интурист» и «Спутник» в полной мере испытали на себе разрушительное воздействие этапа «перестройки», но именно они стали основой для формирования современных цепей, когда наметились тенденции к возрождению гостиничного бизнеса.

В конце 1990-х – начале 2000-х годов появилось множество объединений, ассоциаций и управляющих компаний, объявивших о создании гостиничных цепей. Так в 1997 году ГАО «Москва» учредила сеть «Норд-отель», объединившую 12 гостиниц, расположенных в районе ВВЦ. Однако собственник не смог создать и внедрить такие важные сетевые атрибуты, как единый бренд, стандарты сервиса, единую стратегию управления, включая маркетинг, продажи и ценовую политику. В результате ГАО распалось, а в 2010 году на рынок вышла «Гостиничная компания», собравшая те же гостиницы под брендом «ВашОтель», (51% акций принадлежит фонду RussianRealEstateFund L.P., 49% – столичным властям).

По мнению экспертов,национальный гостиничный бизнес находится на стадии формирования, в связи с чем российские сети пока не являются крупными игроками на рынке. Среди наиболее стабильных и масштабных по охвату рынка национальных гостиничных цепей можно выделить AzimutHotelCompany, AmaksHotels&Resorts, IntouristHotelGroup, HelioparkHotels&Resorts. В таблице 2.3 представлены крупнейшие российские гостиничные сети по количеству гостиниц и охвату территории.

Таблица 2.3






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2022 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.