Обратная связь
|
Использование зарубежного опыта правовой охраны окружающей среды (право на окружающую среду; общественные структуры; общественность и государство; формы взаимодействия; судебная система; возмещение ущерба; свобода экологической информации; совершенствование управления)
Необходимость активизации усилий по охране окружающей среды, вхождение нашей страны в европейский, общечеловеческий дом предполагают: учет, анализ и использование узловых правовых достижений, наработанных мировой цивилизацией; непредвзятое сопоставление их с оправдавшими себя в нашей стране традиционными формами природопользования; поиск и разработку путей преодоления трудностей, связанных с психологическим, политическим, экономическим, культурным состоянием и уровнем населения, с отсутствием готового аппарата и механизма исполнения. Давний вопрос приоритетности и взаимоотношений славянофильства и западничества приобретает новое звучание в современных условиях обострения экологической ситуации, имеющего общемировое значение и грозящего глобальным экологическим кризисом.
Охрана окружающей среды все более становится в настоящее время неотъемлемой частью экономической политики современного общества. Значительное место занимают эти вопросы в договорах между государствами: территория стран представляет собой не только единое экономическое и политическое, но и единое экологическое пространство. Не оправдали себя полностью постулаты о том, что только плановая экономика способна сохранить природу для настоящего и будущих поколений, что только исключительная государственная собственность в состоянии обеспечить это дело. В настоящее время законодательство нашей и других, сопредельных с ней стран начинает отходить от этих догм, устанавливать плюрализм имущественных рыночных отношений, в том числе связанных с охраной окружающей среды. Цивилизованному рынку предстоит на основе права и в конкурентной борьбе систематически доказывать свои возможности приостанавливать деградацию и улучшать состояние природы, бороться с устоявшимися представлениями о своем неизменном хищническом характере.
Раскрепощение товарно-денежных отношений от пут и последствий административно-командной системы, либерализация цен, развитие собственности граждан обусловливают изучение экологической политики тех стран, где эти процессы происходят столетиями.
Право окружающую на среду
На первое место, что считается общепризнанным, начинают выступать права человека, в частности признанное в ряде актовправо на благоприятную окружающую среду (ведущее свой отсчет от Стокгольмской конференции 1972 г.). В идеале это право может предполагать набор минимальных естественных условий жизни человека; однако на деле оно представляется в виде прав граждан участвовать в выработке и исполнении экологических решений, получать информацию о ходе их реализации и о состоянии окружающей среды, обращаться в государственные органы с предложениями, заявлениями и жалобами по вопросам окружающей среды, в том числе в суд с исками о возмещении ущерба, причиненного нарушениями экологического законодательства; обязанности общества, государства консультироваться со своими гражданами по вопросам их природного благополучия.
В принятой Российской Федерацией в 1991 г. Декларации прав и свобод человека предусматривается право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическими нарушениями (ст. 29). К этому краеугольному положению имеют прямое касательство и такие провозглашенные Декларацией права человека, как право на получение полной и достоверной информации о положении дел во всех сферах государственной, экономической, общественной и международной жизни, а также по вопросам прав, законных интересов и обязанностей (ст. 12), право каждого человека на достаточный и достойный жизненный уровень, улучшение условий жизни (ст. 25), право на охрану здоровья (ст. 28).
В республиках, составлявших Советский Союз, поканеспешат принимать акты, реализующие Декларацию, что объясняется двумя причинами: длительным периодом отрицания значимости прав и свобод человека; боязнью того, что закрепление и проверка соблюдения прав человека могут стать уловкой для осуществления проверки и контроля с положением дел в этой области. Международному сообществу надо иметь это в виду и не ослаблять правозащитной деятельности, начатой Хельсинкским процессом и новым мышлением, причем не только в странах СНГ, но и в других государствах.
Общественные структуры
На второе место можно поставитьформирование и активноефункционирование параллельных государствуобщественных структур, олицетворяющих право граждан на объединение, позволяющих им противостоять монополизму и диктату, установление правовых гарантий независимой общественной деятельности.
О появлении новой формы общественного движения говорят многочисленные данные: бизнес должен сочетаться с тем фактом, что охрана окружающей среды не является больше исключительной областью деятельности профессионалов, социально-политических критиков и общественных активистов, а представляет собой сферу жизненных интересов народа в целом. Известный социолог Луис Харри, докладывая о результатах опроса общественного мнения, делает вывод: "... глубокая заинтересованность американского народа бороться с загрязнением является самой значительной и ясно выраженной из зарегистрированных за последние 25 лет моего наблюдения за общественным мнением".
Экологические движения неразрывно связаны с задачами общедемократического движения. При решении природоохранных проблем расширяются законодательные основы участия граждан в принятии хозяйственных и иных решений, осуществляется общественный контроль за деятельностью государственных органов и частных корпораций, привлекаются широкие слои населения к участию в управлении. Характерной чертой общественного движения является отход от чисто потребительского соизмерения ценностей природы, происходит так называемая экологизация сознания: она выражается в понимании сложности и взаимосвязанности явлений и предметов природы, их совокупного влияния на здоровье человека, необходимости всесторонней, комплексной охраны всех ее компонентов. Именно по этому требования граждан включают многие аспекты охраны окружающей среды, причем даже те, которые на первый взгляд не влияют на качество жизни народа.
Так, требования расширения территорий национальных парков и других достопримечательных природных объектов, соблюдения их юридического статуса, охрана исчезающих видов животных, введение порядка особого использования уязвимых участков природы звучат вместе и наряду с требованиями введения контроля за сбросами отходов, распространением пестицидов, радиоактивного заражения.
В ряде стран общее число общественных природоохранных организаций превышает тысячи и включает различные по количеству и профессиональному составу группы, действующие на всех уровнях государственного устройства страны. В зависимости от уровня функционирования общественные организации можно подразделить на местные, региональные и общенациональные.
На низовом уровне действуют непрофессиональные местные группы, молодежные организации. Они объединяют жителей одного города, квартала и района. Большинство не имеет ни штаб-квартиры, ни постоянного оплачиваемого состава сотрудников. Количество членов колеблется от 25– 30 до 2000 человек и более. Обычно местные организации характеризуются неустойчивостью и подвижностью. Появление и расформирование отдельных групп вызывается актуальностью той или иной проблемы.
Региональные, а тем более общенациональные организации имеют более стабильный характер, и проблемы, их занимающие, более масштабны. Развитие общества дополнило и разнообразило формы и методы их работы. Хотя пропагандистско-воспитательные мероприятия остаются важнейшим направлением их деятельности, все же акценты смещаются в сторону более активного использования методов воздействия на политику государства и его частей в области охраны окружающей среды. Историческое развитие Европы и Америки доказало, что в условиях рыночных отношений и с учетом глобального характера экологической проблемы усиление государственного регулирования во взаимодействии с общественными структурамиспособно сдержать экологические кризисные явления.
В формирующемся российском гражданском обществе экологические неправительственные организации имеют давние традиции и заметные достижения.
|
|