Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Подзаконные акты и региональные нормативно-правовые акты как источники экологического права

Указы Президента занимают важное место в системе нормативных актов по экологическому праву:

1. "О федеральных природных ресурсах"

2. "Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы

3. "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации"

4. "О реализации конституционных прав граждан на землю"

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть РФ, обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области экологии. Оно на основании и во исполнение Конституции РФ, ФЗ, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Таковы постановления Правительства РФ :

1. "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы"

2. "О федеральной целевой программе "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996-2005 годы"

3. "О федеральной целевой программе "Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий"

Субъекты РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов вправе принимать законы и иные НПА, а вне пределов ведения РФ и совместного ведения осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов

Ведомственное правовое регулирование общественных отношений, в том числе экологических, занимает важное место. С 1992 года введена государственная регистрация нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер, что должно стать важной мерой по упорядочению ведомственного нормотворчества. Особо важную роль в ведомственном регулировании охраны окружающей природной среды играют нормативные правовые акты таких органов исполнительной власти, как Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство с/х




Понятие, формы и виды права собственности на природные ресурсы

Право собственности как юридическая категория может пониматься в двух значениях - субъективном и объективном

Право собственности в субъективном смысле - это право конкретного субъекта владеть, пользоваться и распоряжаться природными ресурсами. В объективном смысле право собственности - совокупность правовых норм, которые закрепляют принадлежность природных ресурсов, регулируют порядок и условия владения, пользования и распоряжения ими

Право собственности на природные ресурсы установлено в Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ, актах экологического законодательства, регулирующих правовой режим отдельных видов природных ресурсов: Лесном кодексе РФ, Водном кодексе РФ, Законе РФ «О недрах», ФЗ «О животном мире»

В РФ признаются и защищаются государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности на природные ресурсы

Право государственной собственности установлено на землю, недра, воды, леса и другие природные объекты

Муниципальная собственность - имущество, принадлежащее на праве собственности городскому и сельскому поселению, а также другим муниципальным образованиям. Управляют муниципальной собственностью органы МСУ

В соответствии с действующим законодательством право частной собственности в РФ провозглашено на земельные участки, обособленно-замкнутые водные и древесно-кустарниковую растительность, расположенную на земельном участке

Виды собственности:

1. Отдельного лица

2. Общая

a. Общая долевая

b. Общая совместная


Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы

Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы определяются законодательством и зависят от формы собственности

ГК устанавливает, что право собственности на имущество может быть приобретено на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества

Право частной собственности на природные ресурсы может возникнуть на основе передачи природных ресурсов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, частным лицам

Природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть обращены в государственную в случаях:

1. обращения взыскания на имущество по обязательствам

2. изъятия для государственных нужд путем выкупа

3. изъятия объекта, используемого с нарушением требований законодательства

4. перехода наследства государству

5. реквизиции - изъятие у собственника в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотии и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущества в интересах общества по решению государственных органов в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества

6. конфискации - это безвозмездное изъятие по решению суда имущества у собственника в виде санкций за совершение преступления или иного правонарушения

7. национализации - обращения в государственную собственность имущества

Природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть обращены в частную или государственную собственность в случае их передачи частному лицу или государству в соответствии с законом

Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом:

1. обращение взыскания на имущество по обязательствам

2. отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу

3. реквизиция

4. конфискация

Обращение взыскания на земельный Участок по обязательствам его собственника допускается только на основании решения суда

Земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии принимается ФОИВ и ОИВ субъектов. При этом собственник должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника


Содержание и защита права собственности на природные ресурсы

Конституция устанавливает, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения

Защита прав осуществляется путем:

1. признания права

2. восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения

3. признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки

4. признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления

5. самозащиты права

6. присуждения к исполнению обязанности в натуре

7. возмещения убытков

8. взыскания неустойки

9. компенсации морального вреда

10. прекращения или изменения правоотношения

11. неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону

ГК также устанавливает правила истребования имущества из чужого незаконного владения, истребования имущества от добросовестного приобретателя, расчетов при возврате имущества из незаконного владения и защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения, последствий прекращения права собственности в силу закона

При истребовании природных ресурсов из чужого незаконного владения собственник вправе также потребовать от лица, которое знало или должно было знать, что его владение незаконно, возврата или возмещения всех доходов, которые это лицо извлекло или должно было извлечь за все время владения; от добросовестного владельца - возврата или возмещения всех доходов, которые он извлек или должен был извлечь со времени, когда узнал или должен был узнать о неправомерности владения или получил повестку по иску собственника о возврате имущества. Владелец - как добросовестный, так и недобросовестный, вправе требовать от собственника возмещения произведенных им необходимых затрат на имущество с того времени, с которого собственнику причитаются доходы от имущества






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.