Обратная связь
|
Для высших учебных заведений по специальностям 27 глава Нормативные правовые акты
1. Венская конвенция об охране озонового слоя, 22 марта 1985 г.: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 23 апр. 1986 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.
2. Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 16 сент. 1987 г. // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2007.
3. Об охране окружающей среды: Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII: в ред. Законов Респ. Беларусь, 17 июля 2002 г., № 126-З; 29 окт. 2004 г., № 319-З, 19 июля 2005 г., № 42-З, 31 дек. 2005 г., № 80-З, 29 июня 2006 г., № 137-З, 20 июля 2006 г., № 162-З; 13 июня 2007 г., № 238-З // Ведомости Верхов. Совета Респ. Беларусь. – 1993. – № 1. – Ст. 1; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 85. – 2/875; 2004. – № 174. – 2/1068; 2005. – № 121. – 2/1139; 2006. – № 6. – 2/1177; № 107. – 2/1235; № 122. – 2/1259; 2007. – № 147. – 2/1335.
4. Об охране озонового слоя: Закон Республики Беларусь, 12 нояб. 2001 г., № 56-З (с изм. и доп.: Законы Респ. Беларусь 15 нояб. 2004 г., № 335-З, 29 июня 2006 г., № 137-З, 13 июня 2007 г., № 238-З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 76. – 2/50; 2004. – № 180. – 2/1084; 2006. – № 107. – 2/1235; 2007. – № 147. – 2/1335.
5. О лицензировании отдельных видов деятельности: Декрет Президента Респ. Беларусь, 14 июля 2003 г., № 17 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 79. – 1/4779; 2004. – № 71. – 1/5490; № 161. – 1/5931; № 176. – 1/5987; 2005. – № 7. – 1/6166; № 42. – 1/6300; № 103. – 1/6560; № 142. – 1/6770; № 188. – 1/6930; № 193. – 1/6990; 2006. – № 145. – 1/7907.
6. Об установлении республиканского сбора при ввозе озоноразрушающих веществ: Указ Президента Респ. Беларусь, 19 апр. 2006 г., № 261 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 69. – 1/7503.
7. Положение о лицензировании деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 20 окт. 2003 г., № 1371 (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 121. – 5/13251; 2005. – № 103. – 5/16148; 2006. – № 10. – 5/17120.
8. Положение о порядке проведения в составе Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь мониторинга озонового слоя и использования его данных: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 16 февр. 2004 г., № 161 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 35. – 5/13816.
9. О деятельности учреждения Белорусского государственного университета «Национальный научно-исследовательский центр мониторинга озоносферы» по организации и ведению мониторинга озонового слоя: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 12 дек. 2002 г., № 1719 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 141. – 5/11625.
10. О мерах по дальнейшему совершенствованию государственного регулирования деятельности, связанной с охраной озонового слоя: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 13 нояб. 1998 г., № 1741 (с изм. и доп. 28 окт. 1999 г., № 1689, 20 окт. 2003 г., № 1389) // Собр. декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. – 1998. – № 32. – Ст. 821; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 85. – 5/1939; 2003. – № 128. – 5/13369.
11. Инструкция о порядке осуществления учета потребления и отчетности по обращению с озоноразрушающими веществами: утв. Постановлением М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 30 дек. 2004 г., № 47 (с изм. и доп. 16 сент. 2005 г., № 45) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 9. – 8/11982; 2005. – № 158. – 8/13193.
12. Инструкция о порядке выдачи разовых разрешений на ввоз на территорию Республики Беларусь или вывоз за ее пределы озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, и заключений об отсутствии в продукции озоноразрушающих веществ: утв. Постановлением Мин-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 16 сент. 2005 г., № 44 (с изм. и доп. от 11 мая 2006 г., № 31) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – № 159. – 8/13201; 2006. – № 78. – 8/14447.
13. О гидрометеорологической деятельности: Закон Респ. Беларусь, 9 янв. 2006 г., № 93-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 9. – 2/1190.
14. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, 9 мая 1992 г.: одобр. Указом Президента Респ. Беларусь, 10 апр. 2000 г., № 177 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2007.
15. Киотский протокол к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, 11 дек. 1997 г.: утв. Указом Президента Республики Беларусь, 12 авг. 2005 г., № 370 // Эталон-Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2007.
16. Соглашение о взаимодействии в области гидрометеорологии, 8 февр. 1992 г. // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. – 1992. – № 2.
17. План мероприятий по реализации положений Киотского протокола на 2005–2012 годы: утв. Постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 30 дек. 2005 г., № 1582// Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 6. – 5/17072.
18. Об утверждении Положения о порядке ведения государственного кадастра антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 10 апр. 2006 г., № 485 (с изм. и доп. от 2 авг. 2006 г., № 990) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 59. – 5/22174;№ 146.–5/22839.
19. Об утверждении Положения о Национальной системе инвентаризации парниковых газов: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 4 мая 2006 г., № 585 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 73. – 5/22273.
20. О Национальном реестре углеродных единиц Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 25 авг. 2006 г., № 1077 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 144. – 5/22794.
21. Об утверждении Положения о порядке представления, рассмотрения и мониторинга проектов совместного осуществления: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 5 сент. 2006 г., № 1144 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 148. – 5/22870.
22. О создании государственной комиссии по проблемам изменения климата: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 5 сент. 2006 г., № 1145 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 148. – 5/22871.
23. Об утверждении Стратегии снижения выбросов и увеличения абсорбции поглотителями парниковых газов в Республике Беларусь на 2007–2012 годы: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 7 сент. 2006 г., № 1155 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 148. – 5/22879.
24. Об утверждении Инструкции о порядке формирования и ведения Национального реестра углеродных единиц Республики Беларусь: Постановление М-ва природ. ресурсов и охраны окружающей среды Респ. Беларусь, 22 янв. 2007 г., № 4 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 67. – 8/15881.
25. Об утверждении положений о государственном гидрометеорологическом фонде и о государственном климатическом кадастре: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 4 окт. 2006 г., № 1301 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. – № 166. – 5/23174.
ГЛАВА XIX. Правовой режим особо охраняемых природных территорий, объектов и территорий, подлежащих специальной охране
§ 1. Понятие и состав особо охраняемых природных территорий и объектов
Наряду с общими правовыми требованиями к природопользованию и охране окружающей среды существуют природные территории и объекты, правовой режим которых выходит за рамки обычного. В настоящее время они объединены понятиями «особо охраняемые» либо «подлежащие специальной охране».
Формирование единой системы природных территорий и объектов, особо охраняемых со стороны государства, и ее правовое закрепление проходило на протяжении длительного времени109. До определенного периода они рассматривались как заповедные. Но в силу различий в правовых ограничениях использования компонентов природной среды, входящих в их состав, авторы выделяли три вида заповедания: абсолютное (свойственно для заповедников и памятников природы, исключает хозяйственную и рекреационную деятельность), относительное (характерно для заказников, построено на сочетании абсолютного запрета с допущением ограниченной эксплуатации природных ресурсов) и смешанное (наблюдается в практике образования национальных парков)110.
Впервые в законодательстве Республики Беларусь термин «особо охраняемые природные территории и объекты» появился с принятием в 1992 г. Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», согласно которому к особо охраняемым объектам природы относились территории государственных заповедников, национальных парков, заказников, памятники природы, а также животные и растения, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу Республики Беларусь. Особой охране подлежали также курортные зоны, зоны отдыха, прибрежные полосы, водоохранные зоны (полосы), зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, леса зеленых зон городов и других населенных пунктов, запретные полосы лесов.
Некоторые республики бывшего СССР закрепили категорию «природно-заповедный фонд». Согласно Закону Украины «О природно-заповедном фонде» данный фонд составляют участки суши и водного пространства, природные комплексы и объекты которых имеют особую природоохранную, научную, эстетическую, рекреационную и иную ценность и выделены с целью сохранения природного разнообразия ландшафтов, генофонда животного и растительного мира, поддержания общего экологического баланса и обеспечения фонового мониторинга окружающей природной среды. В связи с этим законодательством Украины природно-заповедный фонд охраняется как национальное достояние, в отношении которого устанавливается особый режим охраны, воспроизводства и использования. Украина рассматривает этот фонд как составную часть мировой системы природных территорий и объектов, находящихся под особой охраной.
В соответствии со ст. 62 новой редакции Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» от 17 июля 2002 г. природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное важное значение, подлежат особой охране. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе объявляются особо охраняемые природные территории (ООПТ), основной целью которых является сохранение биологического и ландшафтного разнообразия.
Понятие ООПТ закреплено в Законе Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях», в соответствии с которым они понимаются как участки земли (включая атмосферный воздух над ними и недра) с уникальными, эталонными или иными ценными природными комплексами и объектами, имеющими особое экологическое, научное, историко-культурное, эстетическое и иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборота, в отношении которых установлен особый режим охраны и использования. Анализируя данное определение, необходимо отметить, что под ООПТ прежде всего понимаются определенные участки земли, однако учитывая, что некоторые категории ООПТ создаются для сохранения в натуральном состоянии не отдельного компонента природной среды, а всего природного комплекса, находящегося на такой территории, не менее важны и особо охраняемые акватории в составе водоемов. В качестве примера таковых можно привести гидрологические заказники, где охране подлежит не только суша, но и сами водные объекты. Следует отметить, что в Законе Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» данная особенность рассматриваемого понятия не отражена. Из сказанного следует вывод, что ООПТ – это прежде всего определенная территория (акватория). Характерной чертой данной территории также является ее трехмерность, т. е. установленный правовой режим распространяется не только на определенный участок земли, но и на атмосферный воздух над ним, а также на недра (например, недопустима добыча полезных ископаемых на территории заповедника). В то же время согласно ст. 18 КоН образования особо охраняемых природных территорий и объектов рассматривается как один из видов недропользования.
В качестве самостоятельных категорий ООПТ закреплены заповедники, национальные парки, заказники и памятники природы.
По административно-правовому статусу ООПТ могут быть республиканского и местного значения. Заповедники и национальные парки создаются только на республиканском уровне, а заказники и памятники природы – как на республиканском, так и на местном уровнях. Земли особо охраняемых природных территорий являются землями природоохранного назначения и не подлежат передаче в частную собственность. Территория приобретает или утрачивает статус ООПТ с момента принятия соответствующего решения об ее объявлении или прекращении функционирования уполномоченным на то государственным органом. Правовой режим каждого заповедника, национального парка и заказника устанавливается положением о данной особо охраняемой природной территории. Правовой режим отдельного памятника природы определен его охранными документами. Для предотвращения нарушения или уничтожения природных комплексов и объектов в результате хозяйственной и иной деятельности осуществляется резервирование территорий, которые планируется объявить особо охраняемыми. В целях предотвращения или смягчения вредных воздействий на природные комплексы и объекты, расположенные в границах ООПТ, на прилегающих к ним территориях могут устанавливаться охранные зоны.
Следует отметить, что в первой редакции Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» выделялось понятие особо охраняемых объектов. Под ними понимались уникальные либо типичные природные объекты естественного происхождения, полностью изъятые из хозяйственного использования, в отношении которых вследствие их экологической, научной или иной ценности в законодательном порядке установлен особый режим охраны. Данный подход можно назвать правомерным, так как кроме непосредственно территорий существуют и объекты, режим которых отличен от обычного в силу их особого значения, например, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды дикорастущих растений и диких животных, включенные в Красную книгу Республики Беларусь. В случае нахождения таких видов на ООПТ они охраняются в комплексе с другими компонентами природной среды, а при произрастании либо обитании редких и находящихся под угрозой исчезновения видов на обычных территориях (в том числе и используемых в процессе хозяйственной деятельности) они выступают как самостоятельные объекты особой охраны (т. е. особо охраняемые природные объекты). Такой подход прослеживается и в научной литературе111. Подтверждением целесообразности выделения особо охраняемых природных объектов является и пример памятников природы, которые согласно ст. 3 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» рассматриваются как самостоятельная категория ООПТ. В то же время в ст. 39 указанного Закона говорится, что памятниками природы объявляются уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, историко-культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты с занимаемой ими территорией с целью обеспечения условий сохранения уникальных, эталонных и иных ценных качеств, присущих данному природному комплексу или объекту, в интересах будущих поколений. В ст. 36 названного Закона к памятникам природы отнесены отдельные вековые или редких пород деревья и их группы, крупные валуны и их скопления и т. д. Представляется, что при таком подходе сами деревья, валуны и т. д., объявленные памятниками природы, могут рассматриваться как особо охраняемый природный объект, а территория, которую они занимают, – как территория памятника природы, относящаяся к понятию ООПТ.
§ 2. Государственное управление в области функционирования и охраны особо охраняемых природных территорий
Государственное управление в области функционирования и охраны ООПТ, а также их объявления, преобразования и прекращения осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и другие государственные органы.
Государственный контроль в области охраны и использования ООПТ является составной частью государственного контроля в области охраны окружающей среды и осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами и иными специально уполномоченными государственными органами. В ст. 42 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривается, что такой контроль осуществляется указанными органами в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, в связи с чем следует указать на отсутствие нормативного правового акта, определяющего порядок осуществления государственного контроля охраны и использования ООПТ. Право осуществлять государственный контроль в данной области предоставлено государственным инспекторам по охране окружающей среды (а также приравненным к ним должностным лицам) специализированной инспекции государственного контроля за использованием и охраной животного мира, ведением охотничьего хозяйства и состоянием заповедного дела Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь112.
Базой научно обоснованного функционирования ООПТ является наличие необходимой информации, официальным источником которой в настоящее время является статистическая отчетность. Необходимо отметить, что статистическими данными охватываются не все категории ООПТ, а специфика статистической отчетности (в частности лаконичное изложение) не позволяет собирать такую совокупность сведений, которая всесторонне характеризовала бы их как объект охраны. Таким образом, единый подход к учету всех категорий и видов ООПТ на сегодняшний день отсутствует. Устранить этот недостаток можно путем законодательного закрепления государственного кадастра данных территорий и обязанностей соответствующих органов государственного управления по его ведению. Такой кадастр может включать совокупность сведений о категориях и видах ООПТ, их площади, об органе государственного управления, в оперативное управление которого передана ООПТ. Как и иные государственные кадастры природных ресурсов (земельный, водный и т. д.), государственный кадастр ООПТ должен вестись за счет государства и по единой для республики системе. Данные указанного кадастра будут служить целям планирования и развития сети ООПТ, организации их охраны и проведения научных экологических исследований, повышению уровня государственного контроля за соблюдением режима соответствующих территорий.
§ 3. Правовой режим заповедников
Среди различных категорий ООПТ Республики Беларусь заповедники занимают особое место в силу наиболее строгого режима охраны. По правовому статусу среди зарубежных охраняемых природных территорий к ним ближе всего стоят «резерваты» и национальные парки, где сохранение компонентов природной среды сочетается с их комплексным использованием, в основном, в рекреационных целях.
Заповедник как одна из организационно-правовых форм ООПТ характеризуется, в первую очередь, признаками, присущими всем категориям и видам ООПТ. Вместе с тем заповедник обладает определенными отличительными чертами. «Характер и главная цель охраны и использования заповедной территории; степень сложности расположенного на этой территории природного комплекса; продолжительность и содержание устанавливаемого ограничительного режима – вот те условия, которые дают возможность выделить заповедник среди других категорий особо охраняемых природных территорий и объектов»113.
Согласно ст. 18 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» заповедником является территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, изучения генетического фонда животного и растительного мира, типичных и уникальных экологических систем и ландшафтов, создания условий для обеспечения естественного течения природных процессов. Для управления заповедником создается юридическое лицо – государственное природоохранное учреждение, которое не имеет в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, является некоммерческой организацией, создается в форме финансируемого за счет средств государственного бюджета природоохранного учреждения.
Исходя из общего понятия ООПТ и норм, приведенных выше, необходимо отметить, что главной юридической особенностью заповедника является двойное содержание этого понятия. С одной стороны – это особо охраняемая законом, неприкосновенная территория, полностью исключенная из любых видов хозяйственной деятельности и рекреации, на которой естественные ландшафты сохраняются в ненарушенном состоянии. Таким образом отражается территориальный (пространственный) аспект в понимании заповедника. Но заповедник – это не только территория, с другой стороны, он является природоохранным учреждением с правами юридического лица, выполняющим определенные задачи, не противоречащие, естественно, принципам сохранности территории (выполнение научно-исследовательских работ; ведение эколого-просветительской работы и др.).
Специфика целевого назначения заповедника предопределяет вторую его особенность, которая состоит в исключении всего природного комплекса из хозяйственного использования. В связи с этим в состав земель заповедника, образующих его территорию, входят только земли, предоставленные в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление заповедником. Земли собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей, расположенные в границах заповедника, но не образующие его территорию, объявляются охранной зоной заповедника.
Объявление, преобразование и прекращение функционирования заповедника осуществляются решением Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь по представлениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Представления об объявлении, преобразовании и прекращении функционирования заповедников готовятся в соответствии с порядком, определенным Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
Необходимо отметить, что в системе заповедников выделяются биосферные заповедники. Их задачи, структура и порядок образования обладают определенной спецификой. Первые биосферные заповедники начали создаваться в 1975 г. в соответствии с научной программой ЮНЕСКО «Человек и биосфера», цель которой состоит в проведении комплексных исследований воздействия человека на естественные процессы в природе. В рамках проекта был поставлен вопрос о создании международной сети биосферных заповедников (biosphere reserves). Рассматриваемым документом определялись главные задачи, стоящие перед биосферными заповедниками: сохранение и восстановление типичных и уникальных экосистем, их генетического фонда; проведение экологического мониторинга; изучение влияния антропогенных факторов на естественные экосистемы; природоохранительное просвещение и подготовка кадров экологов. Таким образом, функции биосферных заповедников гораздо шире и разнообразнее, чем у обычных, в связи с чем в биосферных заповедниках предусматривается разделение территории на отдельные участки (зоны) с различным правовым режимом, в границах некоторых зон допускается строго контролируемый туризм. Все вышесказанное весьма актуально для Республики Беларусь, так как, несмотря на отсутствие в законодательстве понятия «биосферный заповедник», единственный природный заповедник, функционирующий на территории республики, имеет статус биосферного (Березинский биосферный заповедник). В 1993 г. международный комитет ЮНЕСКО придал национальному парку «Беловежская пуща» статус биосферного резервата. Таким образом, правовой режим биосферного заповедника отличается от режима обычных заповедников и требует специального закрепления в Законе Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях». Это может быть норма, устанавливающая статус биосферного заповедника (либо биосферного резервата) как природоохранного учреждения международного значения, а также особенности правового режима, выражающиеся, в первую очередь, в функциональном зонировании территории, особых задачах и др.114
Следует отметить, что в Республике Беларусь помимо природных заповедников допускается создание заповедников различного вида, которые не относятся к ООПТ. Так, специфическим видом заповедника является Полесский радиационно-экологический заповедник, образованный в связи с радиоактивным загрязнением части территории Республики Беларусь. Теоретически такой вид заповедника нигде в литературе не выделяется. Его правовой режим установлен в соответствии с Законом Республики Беларусь «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС». Имея статус заповедника, территория охватывает зону отчуждения (эвакуации) радиоактивно загрязненных территорий, а сам заповедник выполняет административную задачу: на него возложено управление зоной эвакуации.
Природные заповедники следует отличать и от историко-культурных заповедников, которые создаются с целью особой охраны не природного комплекса, а ансамблей и комплексов памятников истории и культуры, представляющих особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. В Республике Беларусь одним из примеров такого вида заповедника может служить национальный историко-культурный заповедник «Несвиж», образованный в 1994 г.
§ 4. Правовой режим национальных парков
В соответствии со ст. 23 Закона Республики Беларусь «Об особо охраняемых природных территориях» национальным парком является территория, объявленная с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, восстановления нарушенных природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историко-культурную и эстетическую ценность, и устойчивого их использования в природоохранных, научных, просветительных, оздоровительных и рекреационных целях. Анализ приведенной нормы показывает, что характерной особенностью национального парка по сравнению с другими категориями ООПТ является одновременное выполнение таких задач, как сохранение компонентов природной среды и в то же время создание условий для просветительской, оздоровительной и рекреационной деятельности. Сочетание этих взаимосвязанных и в то же время противоречивых целей предъявляет особые требования к правовому режиму национального парка. На территории парка разрешены определенные административные действия, без которых парку невозможно полностью и качественно выполнять свои функции (например, строительство объектов обслуживания посетителей; строительство и ремонт дорог, связанных с задачами и целями национального парка; различные биотехнические мероприятия). При этом с целью сохранения ценных экосистем парк разделяется на отдельные зоны:
• заповедная зона, предназначенная для сохранения в естественном состоянии природных комплексов и объектов, обеспечения условий их естественного развития, в границах которой запрещаются все виды деятельности, кроме проведения научных исследований и мероприятий по ее охране;
• зона регулируемого использования, предназначенная для сохранения природных комплексов и объектов, обеспечения условий их естественного развития и восстановления, в границах которой устанавливается режим охраны и использования, ограничивающий отдельные виды хозяйственной и иной деятельности и использование природных ресурсов в соответствии с положением о национальных парках;
• рекреационная зона, предназначенная для осуществления туризма, отдыха и оздоровления граждан, в границах которой устанавливается режим, обеспечивающий охрану и устойчивое использование рекреационных ресурсов;
• хозяйственная зона, предназначенная для обеспечения функционирования национального парка, в границах которой осуществляется хозяйственная и иная деятельность с использованием природоохранных технологий, не препятствующая сохранению особо охраняемых природных комплексов и объектов, туристических и рекреационных ресурсов.
В случае необходимости в национальном парке может предусматриваться выделение также других зон, необходимых для обеспечения функционирования национального парка, жизнедеятельности местного населения, эксплуатации хозяйственных и иных объектов парка. Каждая из названных зон может быть территориально разобщена и состоять из нескольких участков, расположенных в разных местах национального парка.
Еще одной особенностью правового положения национальных парков является включение в их состав как земель, предоставленных в постоянное пользование государственному природоохранному учреждению, осуществляющему управление национальным парком, так и земель иных землепользователей.
Национальные парки создаются по решению Президента Республики Беларусь или Совета Министров Республики Беларусь по представлениям Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Для управления национальным парком создается юридическое лицо – государственное природоохранное учреждение. Согласно ч. 3 ст. 24 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» при объявлении или преобразовании национального парка решением Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь утверждается Положение, в котором конкретизируется его правовой режим. В литературе отмечается, что для упорядочения отношений, возникающих в связи с установлением режима охраны и использования национальных парков, придания им стабильности, положения о каждом национальном парке целесообразно утверждать Указом Президента Республики Беларусь115. Такой подход можно признать целесообразным в силу того, что в соответствии с законодательством национальные парки находятся в ведении Управления делами Президента Республики Беларусь.
|
|