Тема 4. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды. Экономические механизмы охраны окружающей природной среды. Понятие экономико-правового механизма, его задачи и роль в области охраны окружающей среды. Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды. Планирование и финансирование охраны окружающей среды. Нормирование и стандартизация в сфере охраны окружающей среды. Плата за природопользование. Экологическое страхование.
Тема 5. Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и экологической экспертизы. Понятие и значение ОВОС в механизме охраны окружающей среды. Цели и объекты ОВОС. Понятие и виды экологической экспертизы. Принципы экологической экспертизы. Объекты государственной экологической экспертизы. Порядок назначения и проведения государственной экологической экспертизы. Заключение государственной экологической экспертизы. Правовые последствия положительного и отрицательного заключений экспертной комиссии. Общественная экологическая экспертиза. Правовое значение результатов общественной экологической экспертизы. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов. Экологические требования при эксплуатации объектов. Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов.
Тема 6. Особенности правового режима отдельных природных объектов. Право собственности на природные ресурсы. Правовые формы использования природных ресурсов. Особенности правового режима земель. Особенности правового режима недр. Особенности правового режима вод. Особенности правового режима атмосферного воздуха. Особенности правового режима лесов. Особенности правового режима животного мира. Правовая охрана природных объектов.
Тема 7. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Понятие, состав и виды экологических правонарушений. Причины экологических правонарушений. Проблемы предупреждения экологических правонарушений. Задачи правоохранительных органов и органов экологического контроля в предупреждении и пресечении экологических правонарушений. Ответственность за экологические правонарушения. Понятие и функции юридической ответственности за экологические правонарушения. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия.
Тема 8. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением.
Понятие и виды экологического вреда. Правовые формы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Возмещение вреда окружающей среде. Возмещение вреда здоровью и имуществу человека, причиненного негативным воздействием окружающей среды. Порядок возмещения экологического вреда.
Тема 9. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов.
Понятие, цели создания и виды особо охраняемых природных территорий и объектов. Законодательство об особо охраняемых природных территориях и объектах. Правовой режим природно-заповедного фонда. Правовой режим национальных и природных парков. Правовой режим памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов. Правовой режим природы курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных зон.
Тема 10. Международное право окружающей среды. Понятие и источники международного права окружающей среды. Принципы международного права окружающей среды. Международно-правовой механизм охраны окружающей природной среды. Правовая охрана окружающей природной среды в зарубежных странах. Международные конференции по окружающей среде.
Международные природоохранительные организации. Международный экологический суд. Юридическая ответственность за нарушение международного законодательства об окружающей среде.
*Самостоятельная работа: выполнение контрольной работы в рамках предлагаемого перечня тем.
План практических занятий и методические указания
Тема 1. Человек и природа: проблемы взаимодействия.
- Концепции взаимодействия природы и общества.
- Общая характеристика экологических проблем в мире и РФ.
- Экологический кризис: понятие, причины, пути преодоления.
- Экологическая функция государства.
- Экологическое образование, воспитание, научные экологические исследования.
- Понятие и виды экологических прав и обязанностей граждан РФ.
- Гарантии и защита экологических прав граждан РФ.
- Права общественных экологических формирований.
Организация самостоятельной работы студентов по теме семинарского занятия:
- проанализировать научные работы по теме семинарского занятия;
- проанализировать статьи в научных журналах по теме семинарского занятия;
- подготовить анализ (глоссарий) по действующему законодательству;
- подготовить опорный конспект по теме семинарского занятия для раскрытия вопросов темы.
Источники:
Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ
Основная литература:
Экологическое право, учебник, М. 2010
Дополнительная литература:
1.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 08.11.2008) "Об отходах производства и потребления" (принят ГД ФС РФ 22.05.1998) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2009)
3. Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 24.05.2002).
4. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 14.03.2009) "Об охране окружающей среды" (принят ГД ФС РФ 20.12.2001).
5. Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об охране озера Байкал" (принят ГД ФС РФ 02.04.1999).
6. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (принят ГД ФС РФ 12.03.1999).
7. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (принят ГД ФС РФ 11.11.1994).
8. Федеральный закон от 07.05.2001 N 49-ФЗ (ред. от 03.12.2008). "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 04.04.2001).
9. Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 23.07.2008) "О радиационной безопасности населения" (принят ГД ФС РФ 05.12.1995).
10. Федеральный закон от 10.07.2001 N 92-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории" (принят ГД ФС РФ 06.06.2001).
- Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008)
"Об общественных объединениях" (принят ГД ФС РФ 14.04.1995) 12. Указ Президента РФ от 04.02.1994 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития".
- Мисник Г.А. Право на доступ к экологической информации // Журнал российского права. 2007. N 2.
- Попов О.В., Кособродов В.М. Проблемы административно-правового регулирования в сфере предоставления гражданам экологической информации // Административное право и процесс. 2007. N 3.
- Бандорин Л.Е. Проблемы охраны и исконной среды обитания, окружающей среды и экологических прав коренных малочисленных народов // Экологическое право. 2007. N 5.
- Назарова И.С. Экологические права личности: конституционно-правовое преломление // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 9.
- Ястребов А.Е. Актуальные проблемы судебной защиты конституционных экологических прав граждан // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 12.
- Хасанов Д.Г. Природопользование и негативное воздействие на окружающую среду: проблема соотношения понятий // Экологическое право. 2008. № 3.
- Гришаева Ю.И. Конституционно правовые основы права граждан на информацию и на доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления // Юрист. 2007. № 6
- Федосеева Н.Н. Информационная функция современного российского государства // Юрист. 2007. № 6.
- Выпханова Г.В. Понятие «Правовой механизм информационного обеспечения экологической сферы» // Экологическое право, 2007, N 5.
- В.И.Евтушенко, Е.А.Кравцова. Экологическое право в системе естественных прав человека // История государства и права, 2008, N 15.
- Г.В.Выпханова. Правовая категория «Экологическая информация»: дискуссионные вопросы // Экологическое право. 2008. N 3.
- Бажайкин А.Л. Экологические приоритеты инновационной деятельности в российском праве // Экологическое право. 2008. N 3.
- Трудова О.В., Яковлев Э.Ю. К вопросу о классификации, содержании, правовой гарантированности экологических прав человека и гражданина (сравнительный анализ правовых систем РФ и Евросоюза) // Международное публичное и частное право. 2008. N 2.
- Гиззатуллин Р.Х. О параметрах экологической функции государства // Экологическое право. 2008. N 2.
- Гиряева В.Н., Лихтенберг Н Экологическое сознание и отношение к природе: на примере опроса московских и боннских студентов-юристов // Экологическое право. 2009. N 1.
- Матвеева Е.В. Правовой механизм реализации экологических прав граждан в России и Германии: вопросы терминологии // Экологическое право. 2010 N 2.
- Королев С.В. Экологический императив sine qua non цивилистики XXI в.
// Экологическое право. 2010. N 2.
Общество часто рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, как «венец» природы, хотя и не самое совершенное ее образование. С этих позиций общество и тип общественного устройства определяются:
1. силовыми взаимодействиями (вариант классического механицизма – Т.Гоббс, П.Гольбах);
2. особенностями географической и природоклиматической среды («географизм» Монескье, И.Мечников);
3. спецификой человека как природного существа (социобиология – Э.Уилсон, Р.Докинс и др.);
4. ритмами солнечной активности и космических излучений (А.Чижевский, Л.Гумилев и т.д.).
· Период античности. Природа рассматривается как совершенный космос, противоположный хаосу. Человек и природа – единое целое.
· Средневековье. С утверждением Христианства природа мыслилась как результат творения Бога. Не слияние с природой, как это было в период античности, а возвышение ней становится основным принципом средневековой культуры.
· Эпоха Возрождения. Природа трактуется как источник радости, наслаждения. Возрождается античный идеал толкования природы как воплощения гармонии и совершенства, единения человека и природы.
· Новое время. Природа начинает рассматриваться как объект экспериментирования человека, как инертная сила, требующая покорения и подчинения человеком. Природа становится объектом технологической эксплуатации, утрачивая при этом свой священный характер, что приводит к разрыву устанавливаемой веками связи между человеком и природой.
На современном, кризисном этапе развития человечества возникает необходимость формирования нового миропонимания, синтезирующего лучшие традиции западноевропейской и восточной культур, понимания природы как уникального целого организма, отношение к которому следует строить не с позиции силы, господства и монолога, а с позиции партнерства, сотрудничества и открытого диалога с ней.
Понятие «экологический кризис» возникло в средине 70-х годов 20 века и получило распространение применительно к социально-экономической системе развитых стран, переживающих в то время обостренные противоречия между ростом производства и окружающей средой.
В широком смысле под экологическим кризисом понимают «стадию взаимодействия между обществом и природой, на которой до предела обострились противоречия между экономикой и экологией ввиду преобладания экономических интересов общества в потреблении и использовании природной среды» (проф. В. В. Петров). В структуру экологического кризиса входят:
- Естественная часть (свидетельствует о деградации, т.е. о разрушении окружающей среды);
- Социальная часть (заключается в неспособности государственных и общественных структур остановить деградацию окружающей среды, а также стабилизировать и оздоровить ее).
В узком смысле под экологическим кризисом понимают одну из неблагоприятных в экологическом отношении зон.
Специальных причин экологического кризиса в обществе нет, можно назвать некоторые из них (антропогенная деятельность человека, несовершенство законодательства в данной сфере общественных отношений и т.д.) и, как следствие, определить пути выхода из экологически кризисных ситуаций.
В Ст. 42 закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Право на информацию о состоянии окружающей природной среды закреплено также в статье 11 Закона “Об охране окружающей среды”:
1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
2. Граждане имеют право:
- создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
- направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
- принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
- оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
- обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
- предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
- осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
3. Граждане обязаны:
- сохранять природу и окружающую среду;
- бережно относиться к природе и природным богатствам;
- соблюдать иные требования законодательства.
Процедура получения информации, основания для отказа в предоставлении информации, порядок обжалования отказа в предоставлении информации регламентируются следующими нормативно-правовыми актами: ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации” (ст. ст. 8, 10, 12, 24); Законом РФ “О государственной тайне”; ФЗ “Об участии в международном информационном обмене” (ст. ст. 7, 8) и др. Основанием для отказа в предоставлении информации может быть ее отнесение к государственной тайне.
Деятельность общественных экологических объединений, их полномочия в области окружающей природной среды регулируются ст. 12 закона “Об охране окружающей среды”, ФЗ “Об “Экологической экспертизе” (глава 4), а также законом РФ “Об общественных объединениях”.
Тема 2. Понятие экологического права, его источники.
1. Предмет, метод, принципы, система экологического права. История его возникновения и развития.
2. Экологические правоотношения: понятие, состав, виды. Основания для возникновения, изменения, прекращения экологических равоотношений.
3. Нормы экологического права.
4. Проблемы развития экологического права в современных условиях.
5. Понятие, особенности, классификация, система источников экологического права.
6. Конституционные основы экологического права.
7. Закон как источник экологического права. Законодательство об окружающей среде.
8. Нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств в системе источников экологического права.
9. Нормативные правовые акты субъектов РФ как источники экологического права.
10. Иные нормативные правовые акты как источники экологического права.
Организация самостоятельной работы студентов по теме семинарского занятия:
- проанализировать научные работы по теме семинарского занятия;
- проанализировать статьи в научных журналах по теме семинарского занятия;
- подготовить анализ (глоссарий) по действующему законодательству;
- подготовить опорный конспект по теме семинарского занятия для раскрытия вопросов темы.
Источники:
Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ
Основная литература:
Экологическое право, учебник, М. 2010
Дополнительная литература:
1.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 09.02.2009).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 30.12.2008).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001) (ред. от 30.06.2008).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 09.02.2009)
6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) (ред. от 14.03.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 24.10.2008).
7. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.11.2006) (ред. от 14.03.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.08.2008).
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 13.02.2009).
9. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.04.2006) (ред. от 23.07.2008).
10. "Таможенный кодекс Российской Федерации" от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 30.12.2008)
11. Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "Об экологической экспертизе" (принят ГД ФС РФ 19.07.1995).
12. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 14.03.2009) "Об охране окружающей среды" (принят ГД ФС РФ 20.12.2001).
- Бринчук М.М. Теоретические проблемы экологизации законодательства: развитие идей О.С.Колбасова о концепции экологического права // Экологическое право. 2007. N 6.
- Хаустов Д.В. Обзор нового законодательства // Экологическое право. 2008. № 3.
- Игнатьева И.А. Кодификация экологического законодательства: современные проблемы и условия применения // Экологическое право. 2008. N 1.
- Бринчук М.М. Экосистемный подход в праве // Экологическое право. 2008. N 1.
- Щербич Л.А. Обеспечение конституционного права гражданина на благоприятную экологическую среду // Экологическое право. 2009.N 1.
- Адиханов Ф.Х Экологический процесс: место в системе экологического права, форма систематизации // Экологическое право. 2010. N 1.
- Бринчук М.М. Методологические основания экологического права: сущность, роль и структура // Экологическое право. 2010. N 2.
- Бринчук М.М. Соотношение экологического права с другими отраслями: проблемы теории и практики // Экологическое право. 2009.N 5/6.
Для изучения данной темы необходимо рассматривать экологическое право как отрасль российского права, как область научных знаний и как учебную дисциплину. Необходимо также иметь общее представление об экологии (как науке об отношениях организмов между собой и окружающей средой) и проблеме охраны окружающей среды в ее современном понимании.
В основе проблемы охраны окружающей среды, которая относится к числу глобальных проблем, стоящих перед человечеством, лежит конфликт между экономическими потребностями и экологическими интересами общества.
Следует иметь четкое представление о предмете (общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы) методе (административный, экономический и выделяемый в последнее время - метод экологизации норм права, технологий и проч.) и системе экологического права, а также о его взаимодействии с другими отраслями права.
Нормы экологического права представляют собой закрепленные в нормативно-правовых актах правила поведения, регулирующие общественные отношения в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования.
Классификация, необходимая для правильного выбора и применения норм экологического права, может быть проведена по различным основаниям: по отраслевому принципу; в зависимости от органов, издавших данную норму; в зависимости от содержания норм права; по способу определения прав и обязанностей субъектов права и т.д. Следует обратить внимание на то, что основная масса норм экологического права - это нормы императивные.
Экологические правоотношения - это урегулированные нормами экологического права общественные отношения, по поводу охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и т.д. Они могут возникать по поводу отдельных природных объектов, природных комплексов либо по поводу охраны окружающей среды в целом.
Основанием возникновения экологических правоотношений являются юридические факты: действия, которые подразделяются на правомерные и неправомерные; и события - абсолютные и относительные. Причем события часто носят характер чрезвычайных экологических ситуаций, которые возникают либо в результате деятельности человека, либо как стихийные бедствия. Юридические факты можно классифицировать и по таким основаниям как: длительность существования; правовые последствия; доказательственное значение и т.д.
Среди субъектов экологических правоотношений (граждан, организаций и проч.) следует особо выделить такую категорию как специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, осуществляющие ряд контрольных и управленческих функций.
Термин «источник» права трактуется неоднозначно. Профессор В.В.Петров предлагал выделять источники права в материальном смысле (воля народа, выраженная, например, на референдуме) и формальном смысле (норма права). Ряд авторов делят источники на три группы: материальные (факторы, влияющие на формирование права), идеальные (правовое сознание) и юридические (норма права). К источникам экологического права относятся:
1. Законы (Конституция, Федеральные Конституционные законы, Федеральные законы, законы субъектов РФ);
2. Акты Президентской власти (Указы и Распоряжения);
3. Акты палат Парламента (Постановление, Распоряжения);
4. Акты Правительства РФ (Постановления, Распоряжения);
5. Ведомственные нормативные акты;
6. Акты территориальных органов власти и органов местного самоуправления;
7. Локальные акты (издаются организацией для решения своих внутренних вопросов);
8. Акты судебных органов.
Источники экологического права можно классифицировать по многим основаниям: по юридической силе; по предмету регулирования; по характеру регулирования; по степени значимости и т.д. Относительно системы источников экологического права до сих пор нет единой точки зрения. Мнения ученых расходятся по поводу соотношения общепризнанных принципов и норм международного права и Конституции РФ, а также места актов судебных органов в системе источников экологического права.
Тема 3. Управление природопользованием и охраной окружающей среды
- Понятие, виды и принципы экологического управления.
- Органы общей компетенции в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
- Специальные органы в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.
- Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды
функциональными и иными органами.
- Информационное обеспечение охраны окружающей среды.
- Общественное экологическое управление.
Организация самостоятельной работы студентов по теме семинарского занятия:
- проанализировать научные работы по теме семинарского занятия;
- проанализировать статьи в научных журналах по теме семинарского занятия;
- подготовить анализ (глоссарий) по действующему законодательству;
- подготовить опорный конспект по теме семинарского занятия для раскрытия вопросов темы.
Источники:
Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ
Основная литература:
Экологическое право, учебник, М. 2010
Дополнительная литература:
1.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 09.02.2009).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 30.12.2008).
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 01.11.2001) (ред. от 30.06.2008).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 09.02.2009)
6. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (ред. от 22.07.2008).
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 22.07.2008).
8. Таможенный кодекс Российской Федерации (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) (ред. от 26.06.2008).
9. Федеральный закон от 24.07.2007 N 198-ФЗ (ред. от 08.11.2008) "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (принят ГД ФС РФ 06.07.2007).
10. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 08.11.2008) "Об отходах производства и потребления" (принят ГД ФС РФ 22.05.1998)
11. Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 08.11.2008) "Об экологической экспертизе" (принят ГД ФС РФ 19.07.1995).
12. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 22.07.2008) "О государственном кадастре недвижимости" (принят ГД ФС РФ 04.07.2007).
13. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 14.07.2008) "Об охране окружающей среды" (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
14. Федеральный закон от 19.07.1998 N 113-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "О гидрометеорологической службе" (принят ГД ФС РФ 03.07.1998)
15. Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ (ред. от 21.07.2005) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 12.08.1995).
- Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 450 (ред. от 13.10.2008) "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации".
- Постановление Правительства РФ от 11.06.2008 N 444
(ред. от 13.10.2008) "О Федеральном агентстве по рыболовству". - Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 404
(ред. от 13.10.2008) "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации". - Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 (ред. от 13.10.2008) "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию".
- Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 N 282
(ред. от 13.10.2008) "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов". - Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 N 283 (ред. от 13.10.2008) "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства".
- Постановление Правительства РФ от 25.09.2008 N 716
"О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)". - Постановление Правительства РФ от 18.08.2008 N 618
"Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости". - Постановление Правительства РФ от 12.08.2008 N 601 "О государственном рыбохозяйственном реестре" (вместе с "Правилами ведения государственного рыбохозяйственного реестра").
- Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 400 (ред. от 04.08.2008) "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370".
- Постановление Правительства РФ от 15.07.2008 N 536 "О Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса".
- Постановление Правительства РФ от 15.07.2008 N 534 "О Совете по развитию лесного комплекса при Правительстве Российской Федерации".
- Постановление Правительства РФ от 03.03.2008 N 136 (ред. от 15.07.2008) "О Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса".
- Постановление Правительства РФ от 18.12.2007 N 895 (ред. от 15.07.2008) "О Совете по развитию лесопромышленного комплекса при Правительстве Российской Федерации".
- Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 170 (ред. от 11.06.2008) "Вопросы Федерального агентства лесного хозяйства".
- Постановление Правительства РФ от 19.08.2004 N 418 (ред. от 29.05.2008) "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости".
- Постановление Правительства РФ от 23.07.2004 N 372 (ред. от 29.05.2008) "О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
- Постановление Правительства РФ от 15.11.1997 N 1425 (ред. от 28.03.2008) "Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды".
- Постановление Правительства РФ от 15.01.2001 N 31 (ред. от 23.07.2007)
"Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха". - Постановление Правительства РФ от 22.06.2007 N 394 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора".
- Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 N 689 (ред. от 22.06.2007) "О государственном земельном контроле".
- Бринчук М.М. Правовой механизм подготовки и принятия экологически значимых решений // Государство и право. 2000.
- Кичигин Н.В. Совершенствование экологического контроля // Экологическое право. 2007. N 3.
- Бринчук М.М., Саморукова О.И. Производственный экологический контроль как мера охраны природы // Экологическое право. 2007. N 3.
- Никишин В.В. Контроль за осуществлением полномочий субъектов РФ в сфере использования природных ресурсов // Экологическое право. 2008. N 3.
- Бринчук М.М. Национальные проекты и экологическое право // Экологическое право. 2008. N 3.
В отличие от закона «Об охране окружающей природной среды» 1991г., закон 2002г. «Об охране окружающей среды» регулирует отношения, возникающие в сфере государственного управления, а также управления, осуществляемого органами местного самоуправления. Закон отдельно устанавливает полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.
Государственное управление осуществляется органами общей компетенции, которые определяют правовые основы регулирования отношений в области охраны окружающей среды - Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Президент РФ; и органами специальной компетенции. Возглавляет и координирует работу всей системы органов специальной компетенции Министерство природных ресурсов и экологии РФ.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среду их обитания, в сфере эксплуатации и обеспечения безопасности водохранилищ, водохозяйственных систем комплексного назначения и гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации организует и в пределах своей компетенции обеспечивает выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства.
Содержание государственного управления в области охраны окружающей среды складывается из следующих направлений деятельности:
n определение основных направлений государственной политики в области охраны окружающей среды;
n установление правовых основ регулирования экологических отношений;
n материально-техническое обеспечение природоохранной деятельности;
n нормирование природопользования и качества окружающей природной среды;
n установление платежей за природопользование;
n лицензирование природопользования и природоохранной деятельности;
n экологический контроль и экологическая экспертиза;
n международное сотрудничество в области охраны природы.
Тема 4. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды
- Понятие экономико-правового механизма, его задачи и роль в области охраны окружающей среды.
- Методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды.
- Планирование и финансирование охраны окружающей среды.
- Нормирование и стандартизация в сфере охраны окружающей среды.
- Плата за природопользование.
- Экологическое страхование.
Организация самостоятельной работы студентов по теме семинарского занятия:
- проанализировать научные работы по теме семинарского занятия;
- проанализировать статьи в научных журналах по теме семинарского занятия;
- подготовить анализ (глоссарий) по действующему законодательству;
- подготовить опорный конспект по теме семинарского занятия для раскрытия вопросов темы.
Источники:
Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ
Основная литература:
Экологическое право, учебник, М. 2010
Дополнительная литература:
1.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 13.10.2008).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 22.07.2008, с изм. от 24.07.2008).
|