Тема 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ Учебно-методический комплекс
Дисциплина:
| Экологическое право
|
| _______________________________________________________________
| Кафедра:
| Трудового и предпринимательского права
|
| (ТиПП)
|
Специальность (направление): 021100 Юриспруденция
(код специальности (направления), полное наименование)
Дата введения в учебный процесс УлГУ: «_____»____________________200____г.
Сведения о разработчиках:
ФИО
| Аббревиатура кафедры
| Ученая степень, звание
| Слепенкова Ольга Александровна
| ТиПП
| К.ю.н, доцент
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Заведующий кафедрой
|
|
Иглин В.В./_____________/
(ФИО) (Подпись)
«______»_________________200_____г.
|
Оглавление
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………3
1.1. Цели………………………………………………………………………….………………..4
1.2. Задачи……………………………………………………………………….………………..4
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………..5
3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………………6
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………………………6
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы……………………………...6
4. СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………………………..9
ТЕМА 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ…………………………………...9
ТЕМА 2. ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА…………………………………...9
ТЕМА 3. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ……………………………….9
ТЕМА 4. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ…………………10
ТЕМА 5. ПРАВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ…………………………………………….10
ТЕМА 6. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ……………………………………………………...10
ТЕМА 7. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ…………………10
ТЕМА 8. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ………………………………………………………………………….11
ТЕМА 9. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ…………………………………………..11
ТЕМА 10. ЛИЦЕНЗИОННО-ДОГОВОРНЫЕ ОСНОВЫ
ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ………………………………………………………………….11
ТЕМА 11. ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ………………………………………………………11
ТЕМА 12. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ………………………………………………………………………...12
ТЕМА 13. ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ОТДЕЛЬНЫХ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ...12
ТЕМА 14. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ……………………………………………………………….13
ТЕМА 15. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ……………………………………………………………………………..13
ТЕМА 16. МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО………………………….13
5.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ТЕМАМ…………………………………………………………………….…14
5.1. Методические рекомендации по подготовке к семинарам (практическим занятиям)………………………………………………………………………………………...14
5.2. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ…………………………….14
5. 3. Методические указания по выполнению дипломных работ………………………………..17
5. 4. Методические указания по подготовке к экзамену (зачету)……………………………….17
6. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ……………………………………………………..19
7. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАЧЕТАМ И ЭКЗАМЕНАМ………………………………………………………………….24
8. ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ………………………………………………………..25
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ…………………..27
9.1 Нормативные акты………………………………………………………………………...27
9.2. Литература………………………………………………………………………………….28
9.3. Тесты………………………………………………………………………………………...30
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Программа по экологическому праву России предназначена для изучения одной из интереснейших юридических дисциплин — экологического права и ориентирована на подготовку грамотного юриста, способного после окончания учебного заведения самостоятельно осуществлять юридическую деятельность, защищать экологические права граждан способами, не запрещенными законом.
Научное обоснование концепции экологического права, к сожалению, на сегодняшний день выражено недостаточно четко и ясно. Сложность овладения курсом “Экологическое право” состоит в том, что данная учебная дисциплина находится еще в стадии формирования. Имеющаяся учебная литература из — за постоянно меняющегося законодательства частично устарела. Это следует учитывать при изучении курса, по мере возможности знакомясь с новейшей научно — исследовательской литературой.
Основу изучения экологического права должно составить принятое за последнее время специальное экологическое законодательство. Это — Закон РФ “Об охране окружающей среды” (2002 г.); Земельный кодекс РФ (2001 г.); Водный кодекс РФ (2006г.); Лесной кодекс (2006г.); Закон РФ “О недрах” (в ред. от 1995 г.); Закон РФ “Об использовании атомной энергии” (1995г.); Закон РФ “О животном мире” (1995г.); Закон РФ “О континентальном шельфе” (1995г.); Закон РФ “Об особо охраняемых природных территориях” (1995г.); Закон РФ “О природных лечебных ресурсах, лечебно — оздоровительных местностях и курортах” (1995 г.); Закон РФ “Об экологической экспертизе” (1995г.) и др.
Настоящие методические указания имеют своей целью оказать помощь студентам при самостоятельном изучении курса “Экологические право”. При работе над курсом необходимо иметь в виду ряд следующих общих положений.
- экологическое право — комплексная отрасль российского права. Соответственно охрана окружающей среды регулируется не только природоохранительным законодательством, но и конституционным, административным, гражданским, уголовным и иным законодательством. В регулировании отношений по охране окружающей среды применяются правовые средства других отраслей в той мере, в какой то или иное законодательство регулирует отношения, затрагивающие экономические права и интересы человека, гражданина, общества и государства.
- при подготовке тем, предусмотренных курсом, необходимо, прежде всего, обратиться к актам действующего экологического законодательства Российской Федерации — Закону РФ “Об охране окружающей среды”, “ Федеральному закону ”Об экологической экспертизе”, Земельному кодексу, Водному кодексу, Лесному кодексу, Федеральному закону “О недрах” и другим законам, а также нормативным правовым актам, принимаемым Президентом РФ, Правительством РФ, субъектами РФ, Министерством природных ресурсов РФ, иными специально уполномоченными органами управления использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды. При изучении законодательства важно помнить, что экологическое законодательство — весьма динамичная отрасль российского законодательства, интенсивно формируемая в настоящее время. В процессе самостоятельной подготовки полезно использовать научные комментарии к Конституции РФ, Закону РФ “Об охране окружающей среды” и другим актам;
- в качестве литературных источников рекомендуется использовать не только учебники, но и монографии, сборники статей, статьи по правовой охране окружающей среды;
- особое внимание следует обращать на понятийный аппарат науки экологического права, усвоение системы данной отрасли экологического права, уяснения места и роли той или иной категории и института, их взаимосвязь.
Цели
Целями учебной дисциплины являются:
1. овладение подготавливаемыми юридическими кадрами высшей квалификации системой научных знаний и практических навыков в сфере правового регулирования общественных отношений, которые возникают в связи с правовым регулированием охраны и использования окружающей среды, развитие умения мыслить (овладевать такими мыслительными операциями, как классификация, анализ, синтез, сравнение и др.), развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических качеств, как восприятие, воображение, память, внимание.
Задачи
Основными задачами учебной дисциплины «экологическое право» являются:
· формирование у будущих юристов комплексных знаний о правовом регулировании экологических отношений и детальное ознакомление студентов с основными понятиями дисциплины;
· приобретение студентами навыков и умений по решению ситуационных задач на семинарских занятиях.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения курса студенты должны иметь представление:
· о сущности экологического права, его месте в системе права
· о системе экологического права
· об экологических правах и способах их защиты
· о правовом статусе природных ресурсов
· о механизме охраны окружающей среды
· знать:
источники экологического права
проблемные аспекты экологического права
тенденции обновления экологического законодательства
уметь:
· применять на практике нормы экологического права;
· свободно оперировать юридическими категориями и понятиями;
· анализировать и решать юридические проблемы в сфере экологических правоотношений;
· применять полученные теоретические знания при разрешении различных ситуационных задач.
Приобрести навыки, владеть, иметь опыт:
· составления исков в защиту экологических прав;
· составления договоров по пользованию природными ресурсами;
· составления основных видов документов, опосредующих привлечение к юридической ответственности за экологические правонарушения.
Освоение дисциплины предполагает практическое осмысление ее тем на практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые умения и навыки по составлению соответствующих юридических документов, решению ситуационных задач.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы
| Количество часов (форма обучения очная)
| Всего по плану
| В т.ч. по семестрам
|
|
|
|
|
|
|
|
| Аудиторные занятия:
|
|
|
|
| Лекции
|
|
|
|
| практические и семинарские занятия
|
|
|
|
| лабораторные работы (лабораторный практикум)
|
|
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
|
|
| Всего часов по дисциплине
|
|
|
|
| Текущий контроль (количество и вид: конт.работа, коллоквиум,реферат)
|
|
|
|
| Курсовая работа
|
|
|
|
| Виды промежуточной аттестации (экзамен, зачет)
| экзамен
| экзамен
|
|
| 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы:
Форма обучения очная
Название и разделов и тем
| Всего
| Виды учебных занятий
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| лекции
| практические занятия, семинар
| лаборатор-ная работа
|
|
|
|
|
|
| | 1. экологическое право как отрасль
|
|
|
|
|
| 2. источники экологического права
|
|
|
|
|
| 3. экологические права и обязанности
|
|
|
|
|
| 4. право собственности на природные ресурсы
|
|
|
|
|
| 5. право природопользования
|
|
|
|
|
| 6.Правовые основы управления природопользованием и охраной окружающей среды
|
|
|
|
|
| 7. правовые основы информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды
|
|
|
|
|
| 8. правовые основы экологического нормирования и стандартизации
|
|
|
|
|
| 9. правовые основы оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы
|
|
|
|
|
| 10. лицензионно-договорные основы природопользования
|
|
|
|
|
| 11. экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды
|
|
|
|
|
| 12. юридическая ответственность за экологические правонарушения
|
|
|
|
|
| 13. особенности охраны отдельных природных ресурсов
|
|
|
|
|
| 14. правовой режим особо охраняемых природных территории и объектов
|
|
|
|
|
| 15. экологические требования при осуществлении хозяйственной деятельности
|
|
|
|
|
| 16. международное экологическое право
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
|
|
|
| | | | | | | |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Тема 1. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ
Общая характеристика экологических проблем в мире и России. Концепции отношения общества к природе. Причины экологического кризиса. Направления решения экологических проблем в России.
Основополагающие понятия курса — “природа”, “окружающая среда”, “экологическая безопасность”, “охрана окружающей среды”. Экологическая функция государства.
Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права. Предмет и методы правового регулирования. Система экологического права. Принципы правовой охраны окружающей среды.
Проблемы названия отрасли: “природоохранительное право”, “право охраны природы и рационального использования природных ресурсов”, “экологическое право”, “право окружающей среды”.
Соотношение земельного, горного и иного природоресурсового права с экологическим правом.
Соотношение административного, гражданского права с экологическим правом.
Экологическое право как учебная дисциплина и отрасль правовой науки.
Понятие экологического правоотношения и его виды.
Субъекты экологических правоотношений — граждане, юридические лица, государственные органы.Объекты экологических правоотношений.Содержание экологических правоотношений.
|