Федеральные агентства по недропользованию; водных ресурсов; лесного хозяйства. Основными функциями указанных федеральных агентств является оказание государственных услуг в установленной сфере деятельности и управление соответствующим федеральным государственным имуществом (недрами, находящимися в федеральной собственности; водоемами; лесами на землях государственного лесного фонда).
Деятельность указанных органов регулируется следующими правовыми актами:
- Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию";
- Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 171 "Вопросы Федерального агентства по недропользованию";
- Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 N 282 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов";
- Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 169 "Вопросы Федерального агентства водных ресурсов";
- Постановление Правительства РФ от 24.05.2007 N 314 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений";
- Постановление Правительства РФ от 16.06.2004 N 283 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства";
- Постановление Правительства РФ от 06.04.2004 N 170 "Вопросы Федерального агентства лесного хозяйства".
20 Государственный экологический мониторинг: понятие, особенности, виды
Мониторинг окружающей среды(экологический мониторинг) – комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Государственный экологический мониторинг– мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Целиэкологического мониторинга (ст. 63 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7–ФЗ «Об охране окружающей среды»):
1) наблюдение за состоянием окружающей среды, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия;
2) наблюдение за воздействием антропогенных источников на окружающую среду;
3) обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.
Информация, полученная в результате проведения государственного экологического мониторинга, может предоставляться для использования:
1) органам государственной власти РФ;
2) органам государственной власти субъектов РФ;
3) органам местного самоуправления.
Сведения, полученные при проведении государственного экологического мониторинга, предназначены для разработки:
1) прогнозов социально—экономического развития
2) федеральных программ в области экологического развития РФ;
3) целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды.
Информация о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной к категории ограниченного доступа, и могут распространяться двумя способами:
1) бесплатно в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи через СМИ в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей;
2) по договорам.
На современном этапе в РФ проводится государственный экологический мониторинг:
1) водных объектов;
2) водных биоресурсов;
3) качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения;
4) атмосферного воздуха;
5) состояния внутренних морских вод и территориальных морей;
6) объектов животного мира;
7) уникальной экологической системы озера Байкал;
8) социально—гигиенический.
С этой целью создана ведомственная наблюдательная сеть.
21 Понятие и виды кадастров
Особо охраняемые природные территории– участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Категории и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ): государственные природные заповедники, в том числе биосферные; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно—оздоровительные местности и курорты.
Государственный кадастр ООПТ– сведения о статусе этих территорий, их географическом положении и границах, режиме особой охраны, природопользователях, эколого—просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Это государственный свод регулярно обновляемых систематизированных данных, необходимых для управления ООПТ и обеспечения экологически безопасного развития регионов РФ. Ведется за счет средств федерального и местного бюджетов и внебюджетных источников.
Цели ведения:оценка состояния природно—заповедного фонда; определение перспектив развития сети данных территорий; повышение эффективности государственного контроля над соблюдением соответствующего режима; учет данных территорий при планировании социально—экономического развития регионов. י
Задачами Кадастра являются:
1) накопление и систематизация данных о существующих и перспективных ООП1;
2) мониторинг ООПТ;
3) анализ состояния и эффективности функционирования разных категорий ООПТ федерального, регионального и местного значения;
4) обеспечение информацией об ООПТ органов государственной власти федерального и регионального уровней, местного самоуправления, министерств и ведомств, государственных и общественных организаций, частных лиц.
Кадастр содержит сведения о:
1) правовом статусе и нормативной правовой базе функционирования ООПТ;
2) административной и ведомственной подчиненности;
3) задачах, возложенных на конкретные ООПТ;
4) охранных зонах ООП;
5) степени изученности и местах хранения информации о качественных и количественных характеристиках охраняемых природных комплексов и их элементов;
6) степени сохранности, угрожающих факторах и антропогенной нарушенности природных комплексов ООПТ и их компонентов;
7) структурных подразделениях и штатном персонале ООПТ как государственных природоохранных учреждений;
8) юридических или физических лицах, взявших на себя обязательства по обеспечению охраны ООПТ;
9) финансировании и материально—технической базе ООПТ;
10) последнем обследовании ООПТ.
22 Регистрация
23 Декларации
24 Экологическая паспортизация
Экологическая паспортизация Была введена в 1990 г. с принятием ГОСТа 17.0.0.04-90 "Охрана природы. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения". Экологический паспорт промышленного предприятия - нормативно-технический документ, включающий данные по использованию предприятием ресурсов (природных, вторичных и т. д.) и его влиянию на окружающую среду. Экологический паспорт разрабатывается самим предприятием и утверждается его руководством по согласованию с органом местного самоуправления и территориальным природоохранным органом.
Основой для разработки экологического паспорта являются основные показатели производства, утвержденные нормы ПДВ, ПДС, размещения отходов, а также различные разрешения на природопользование, паспорта газо - и водоочистных сооружений и установок по обезвреживанию и использованию отходов, формы государственного статистического наблюдения в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов и другие документы.
В последние годы многие предприятия стремятся повысить конкурентоспособность своей продукции путем получения Экологического сертификата - свидетельства о том, что продукция получена р применением экологически чистых технологий и произведена на предприятии, осуществляющем природоохранную деятельность в соответствии с международными стандартами. В качестве стандартов в области охраны окружающей среды используется серия ISO 14000 установленных Международной Организацией Стандартов (ISO). Очевидно, что увеличение на территории города предприятий, имеющих экологический сертификат, будет способствовать оздоровлению экологической обстановки. Это особенно касается крупных градообразующих предприятий, являющихся доминирующими факторами воздействия на окружающую природную среду городов.
Под Экологическим страхованием (страхованием ответственности за нанесение вреда окружающей среде) понимается страхование гражданской ответствен-
Ности владельцев потенциально опасных объектов в связи с необходимостью возмещения ущерба третьим лицам, обусловленного технологической аварией или катастрофой. Такое страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения, прямого имущественного ущерба третьим лицам, пострадавшим от загрязнения, а также затрат по возмещению вреда жизни и здоровью населения, пострадавшего от вредных воздействий, и требует разработки перечня страховых событий, подлежащих страхованию, и методики оценки убытков, причиненных реципиентам в результате аварийного загрязнения.
Законом РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (ст. 15) предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
Экологический аудит Применяется в целях проверки эффективности механизмов регулирования качества окружающей среды городов. Экологический аудит представляет собой регулярную, систематическую, объективную оценку состояния окружающей среды и системы управления ее охраной. Различают внутренний и внешний аудит. Внутренний - подведение итогов природоохранной деятельности и оценка влияния на окружающую среду местными властями. Внешний - традиционная форма экологических отчетов, где обобщаются сведения о природных ресурсах, состоянии окружающей среды, санитарно-гигиенической обстановке на контролируемой территории. Экологический аудит помогает городским властям анализировать способы снижения отрицательного влияния на окружающую среду, повысить экологическую осведомленность муниципального персонала и населения, идентифицировать области деградации окружающей среды, установить приоритеты в стратегии последующей деятельности.
Лицензирование природопользования Включает лицензирование изъятия природных ресурсов. Порядок лицензирования изъятия природных ресурсов определяется Законами РФ и принимаемыми в соответствии с ними Постановлениями Правительства РФ и другими нормативными актами. В настоящее время лицензированию подлежат следующие виды деятельности: пользование водными объектами, пользование недрами, комплексное природопользование, а также деятельность в области охраны окружающей среды и деятельность в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.
25 Государственная экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза– установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности экономическим требованиям и определение допустимости реализации объектов экологической экспертизы.
Целипроведения экологической экспертизы:
1) проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества;
2) предупреждение возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы;
3) определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.
Законодательство РФ об экологической экспертизе:
1) Конституция РФ;
2) Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 1 74–ФЗ «Об экологической экспертизе»;
3) Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
Выделяют два вида экологической экспертизы: государственная экспертиза, организуемая и проводимая исключительно федеральным органом исполнительной власти сроком не более 6 месяцев, и общественная.
Принципы проведения экологической экспертизы:
1) обязательность проведения до принятия решения о реализации объекта;
2) презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности и комплексность оценки ее воздействия и последствий на окружающую природную среду;
3) обязательность учета требований экологической безопасности при проведении;
4) достоверность и полнота предоставляемой информации;
5) независимость экспертов;
6) гласность, участие общественных организаций, учет общественного мнения;
7) ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:
1) договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и отходов производства;
2) проекты международных договоров и правовых актов РФ;
3) проекты технической документации на новые технику, технологию, материалы, вещества, сертифицируемые товары;
4) проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов РФ;
5) технико—экономические обоснования строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения и др.;
6) документация на изменение функционального статуса, вида и характера использования территорий федерального значения, в том числе материалы, обосновывающие перевод лесных земель в нелесные;
7) материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду.
26 экологический контроль
|