Целями стандартизации, в частности, является повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений, а также объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Экологические стандарты
– это нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс обязательных к исполнению требований, правил, норм по охране окружающей среды и природопользования.
Хотя стандарты закрепляют преимущественно технические правила, они обладают всеми чертами правовых актов, входят в систему права, занимают свое собственное место в иерархии правовых актов.
Комплекс документов по стандартизации, кроме национальных стандартов, составляют правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; классификации, применяемые в установленном порядке, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций; государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, а также иные документы, определяющие в соответствии с законодательством обязательные требования к качеству товаров, работ и услуг.
По субъекту принятия (утверждения)
среди экологических стандартов в соответствии с Законом РФ «О стандартизации» выделены следующие виды:
– государственные стандарты (ГОСТы);
– международные (региональные);
– отраслевые (ОСТы);
– стандарты предприятий.
Они, в свою очередь, разделяются на международные и национальные
, т. е. принятые международной организацией; утвержденные национальным органом РФ по стандартизации.
Государственные стандарты по своему значению разделяются на основные и вспомогательные
. Основные подразделяются на собственно экологические и производственно-хозяйственные
30 Экологическая сертификация
Экологическая сертификацияпроводится с целью обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ. Она может быть обязательной или добровольной.
Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду независимо от организационно—правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной (в том числе предынвестиционной) и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.
Экологическая экспертизапроводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды.
31 Понятие и виды экологических правонарушений
Нормы экологического правапредставляют собой требования в области охраны окружающей среды, а экологические правонарушения– несоблюдение данных требований, закрепленных законодательством, нормами, правилами и пр. К таким требованиям относятся требования, предъявляемые при:
1) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов;
2) размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов;
3) проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов;
4) строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов;
5) вводе в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов;
6) эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов;
7) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики;
8) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации военных и оборонных объектов, вооружения и военной техники;
9) эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения;
10) мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию отдельно расположенных гидротехнических сооружений;
11) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений;
12) производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств;
13) размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки;
14) производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных и иных веществ и микроорганизмов;
15) использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов;
16) использовании химических веществ в сельском и лесном хозяйствах;
17) обращении с отходами производства и потребления;
18) установлении защитных и охранных зон;
19) приватизации и национализации имущества;
20) охране окружающей среды от негативного биологического воздействия;
21) охране окружающей среды от негативного физического воздействия.
За нарушение природоохранных требований предусмотрены меры воздействия административного уголовного характера.
32 Понятие и виды экологических административных проступков
Понятие ответственности за экологические правонарушения. Ответственность за совершение экологических правонарушений следует рассматривать как разновидность общеюридической ответственности в трех различных, но тесно связанных значениях: как вид государственного принуждения по исполнению требований, обусловленных законодательством, как правоотношение и как правовой институт.
Ответственность за нарушение экологического законодательства как вид государственного принуждения обеспечивается различными мерами и средствами. Основными из них являются меры убеждения и принуждения.
Как правоотношение ответственность включает в себя отношения, возникающие между государством в лице его органов и правонарушителем. При этом в число государственных органов, выступающих одной из сторон в экологическом правоотношении (прокуратура, суд, арбитражный суд, МВД и др.), входят специальные органы, обладающие полномочиями рассматривать дела об экологических правонарушениях (Федеральная служба по надзору в
сфере экологии и природопользования, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и т.д.).
Ответственность как правовой институт представляет собой систему юридических норм, обеспечивающих порядок применения и реализацию принудительных мер воздействия к правонарушителю. Особенностью данного правового института ответственности, является его комплексность. В систему норм ответственности за экологические правонарушения входят нормы различных отраслей права: земельного, лесного, водного, горного, экологического, трудового, административного, гражданского, уголовного и др.
Экологическое правонарушение порождает соответствующие природоохранные правоотношения, включающие в себя процедуры разбирательства данного конкретного факта компетентными органами и определение мер воздействия на нарушителя экологического законодательства, возмещения вреда. Правонарушение может иметь место только при наличии необходимых для этого элементов: объекта правонарушения, объективной стороны, субъективной стороны и субъекта ответственности.
Объектом экологического правонарушения являются общественные отношенияв сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, охраняемые правом. Непосредственным объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения в той или иной конкретной области рассматриваемого законодательства. Так, непосредственным объектом незаконной охоты являются отношения по охране, рациональному использованию и воспроизводству диких зверей и птиц.
Объективная сторона экологического правонарушения представляет собой противоправное деяние, выразившееся в действии (незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников) или бездействии (невыполнение правил охраны недр).
Объективная сторона экологического правонарушения характерна наличием трех элементов: противоправность поведения, причинение вреда или реальная угроза его причинения; связь между противоправным поведением и нанесенным вредом. Отсутствие нанесения вреда природным объектам лишает правонарушение экологической окраски.
Противоправность поведения непосредственно связана с общественной опасностью, которая влияет на вид ответственности (административная, уголовная и др.).
Общественно опасные последствия, указанные в законе, могут быть вменены лицу только в том случае, если будет доказано, что они являются следствием нарушений, допущенных субъектом, г.е. находятся в прямой причинной связи с нарушениями. Для многих экологических правонарушений характерным является то, что ответственность может наступать не только при наличии вредных последствий, но и в случаях, когда они еще не наступили, но деянием была создана реальная угроза их наступления, например загрязнение водоемов и воздуха, распространение эпидемических и других заразных заболеваний и др.
Субъективная сторона экологического правонарушения выражается в форме вины. Вина за совершенное экологическое правонарушение может выступать в двух формах: умысла (прямого и косвенного) и неосторожности (самонадеянности и небрежности).
Субъектом экологического правонарушения могут выступать граждане (вменяемые физические лица, достигшие определенного возраста) и юридические лица, в том числе иностранные организации и граждане. Некоторые экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (загрязнение окружающей среды), другие только при умышленной форме вины (незаконная охота, браконьерство и др.), третьи по неосторожности (нарушение правил противопожарной безопасности в лесах и небрежное обращение с огнем).
33 экологические преступления: понятие, классификация
Природно—заповедный фонд образован государственными природными заповедниками, в которые входят государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко—культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и другое ценное значение.
Категории и виды особо охраняемых природных территорий (ООПТ):
1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
2) национальные парки;
3) природные парки;
4) государственные природные заказники;
5) памятники природы;
6) дендрологические парки и ботанические сады;
7) лечебно—оздоровительные местности и курорты. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий предусматривается разд. 10 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затра там на их восстановление.
Согласно ст. 262 УК РФ нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается:
1) штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
2) лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
3) исправительными работами на срок до 2 лет.
Общественная опасность нарушения режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов заключается в подрыве экологической безопасности России, причинении значительного ущерба казанным территориям и объектам.
Нарушение режима особо охраняемых природных территорий– это общественно опасные деяния: уничтожение, повреждение или иная порча путем сожжения, затопления, вырубки, загрязнения данной территории, незаконное пользование природных ресурсов и иное негативное воздействие, несанкционированное посещение, создание фактора беспокойства птиц и зверей.
Для применения к деянию ст. 262 К РФ необходимы:
1) установление связи между общественно опасным деянием и последствием в виде значительного ущерба особо охраняемой природной территории;
2) доказательство вины субъекта преступления в форме умысла или неосторожности;
3) достижение субъектом преступления 16–летнего возраста и признание его вменяемым
34 Уголовная ответственность за экологические преступления
Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан и юридических лиц и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха. Для лиц, виновных в нарушении законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, предусмотрена:
1) уголовная ответственность – в случае совершения общественно опасных деяний, признанных уголовным законодательством преступлениями. Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение (ст. 251 УК РФ), наказываются:
а) штрафом до 80 тыс. руб. или в размере дохода осужденного за период до 6 месяцев;
б) лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;
в) исправительными работами на срок до 1 года;
г) арестом на срок до 3 месяцев.
Те же деяния, повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека, наказываются:
а) штрафом до 200 тыс. руб. или в размере дохода осужденного за период до 18 месяцев;
б) исправительными работами на срок от 1 года до 2 лет;
в) лишением свободы на срок до 2 лет;
35 Административная ответственность за экологические правонарушения
административная ответственность. Устанавливается Федеральным Собранием РФ и по его уполномочию другим нижестоящим органом. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влекут наложение административного штрафа:
а) на граждан – от 20 до 25 минимальных размеров заработной платы (МРОТ);
б) на должностных лиц – от 40 до 50 МРОТ;
в) на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ.
Нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него влекут наложение административного штрафа: на граждан – от 15 до 20 МРОТ; на должностных лиц – от 30 до 40 МРОТ; на юридических лиц – от 300 до 400 МРОТ.
Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры влекут наложение административного штрафа: на должностных лиц – от 10 до 20 МРОТ; на юридических лиц – от 100 до 200 МРОТ;
36 Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
дисциплинарная ответственность применяется к должностным лицам, а также к другим работникам в тех случаях, когда они нарушают или не выполняют своих служебных обязанностей по охране атмосферного воздуха;
37 Гражданско-правовая ответственность и возмещения экологического вреда
Гражданско-правовая ответственность заключается в обязанности виновного возместить потерпевшей стороне вред в полном объеме. Следует отличать случаи, когда вред природной среде причинен в результате правомерной антропогенной деятельности, т.е. без нарушения действующего законодательства, а когда вследствие экологического правонарушения. Формы возмещения правомерного и неправомерного вреда различны. В первом случае компенсация причиненного вреда осуществляется путем внесения платежей за загрязнение окружающей природной среды, предусмотренных ст.16 Закона «Об охране окружающей среды», во втором – путем привлечения виновного к гражданско-правовой ответственности. Возмещение вреда, причиненного природной среде, регулируется ГК РФ (гл. 59) и Законом «Об охране окружающей среды» (ст. 77- 79).
Вред, причиненный окружающей природной среде, характеризуется негативными изменениями в состоянии окружающей среды, вызванными деятельностью человека. Эти изменения могут заключаться в загрязнении природной среды, истощении природных ресурсов, повреждении, разрушении экологических систем природы, что в свою очередь причиняет вред или создает реальную угрозу причинения такого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, материальным ценностям. Как в литературе, так и в законодательстве помимо понятия «вред» используются также понятия «убытки», «ущерб». Каково соотношение этих понятий?
Под вредом понимается материальный ущерб, который выражается в уменьшении имущества потерпевшего в результате нарушения принадлежащего ему материального прав и (или) умаление нематериального блага (жизнь, здоровье человека т.п.). Убытки представляют собой отрицательные последствия, которые наступили в имущественной сфере потерпевшего в результате совершения правонарушения. Эти отрицательные последствия состоят из двух частей. Первая часть отрицательных последствий в имущественной сфере потерпевшего выражается в уменьшении его наличного имущества и называется реальным ущербом. Реальный ущерб включает в себя расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества. Другая часть выражается в несостоявшемся увеличении имущества потерпевшего и называется упущенной выгодой. Упущенная выгода включает в себя неполученные доходы, которые потерпевшее лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Под моральным вредом понимаются нравственные и физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права, либо нарушающими имущественные права гражданина. Таким образом, вред – понятие наиболее широкое, включающее в себя помимо реального ущерба еще и другие формы проявления, например, моральный вред.
Вред, причиненный природной среде, по-особому проявляется во времени и пространстве. Все составные части природной среды находятся между собой во взаимодействии и взаимосвязи, они составляют единую экосистему, а в пределах конкретных участков суши или водоемов образуют единую общность организмов, растительности и т.п. – биоценоз. Причинение вреда одной из частей экосистемы немедленно отражается на состоянии других. Измененное вследствие причиненного вреда качество природной среды в свою очередь отрицательно воздействует на социальную среду: наносится вред здоровью людей, имуществу. Таким образом, в общем понятии вреда природной среде различают вред первичного и вторичного происхождения. Вред здоровью людей и имуществу носит вторичный (производный) характер, поскольку происходит от первичного вреда, причиненного природной среде. Вред здоровью людей проявляется в потерях физиологического, экономического, морального, генетического порядка. Вред имуществу может выражаться в потерях урожая сельскохозяйственных культур, гибели животных, уничтожении многолетних насаждений, неполученных доходах и т. д.
38 Правовая охрана земель: общая характеристика. Объекты и субъекты охраны земель
Понятие правовой охраны земель. Проблема правовой охраны земель не возникает сама по себе. В результате использования земель в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и как пространственного операционного базиса возникает необходимость их охраны от нерационального, неправильного использования. Причиной организации мер по охране земель является объективная необходимость устранения негативных последствий, возникающих в результате использования земельных ресурсов. Если земли не используются, как, впрочем, и любые иные природные ресурсы, то они не нуждаются в охране, поскольку такая проблема вообще не встает.
Правовая охрана земель представляет собой соблюдение в первую очередь правил рационального их использования. Установленный в земельном законодательстве порядок использования земель предполагает их сохранение, восстановление и улучшение.
Правовая охрана земель — институт земельного права. В него включаются правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения сохранения и повышения плодородия почв, предотвращения их истощения, загрязнения и разрушения, а также охраны земель, используемых в качестве пространственно-территориального базиса.
Использование земель оказывает в ряде случаев неблагоприятное воздействие не только непосредственно на состояние земель, но и на другие объекты природы: воды, леса, недра, животный и растительный мир, атмосферный воздух. Целями правовой охраны земель являются не только обеспечение сохранения благоприятного состояния земель, но и сопредельных с ними природных объектов, всей окружающей среды в целом.
Земля согласно ст. 4 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» отнесена к числу объектов охраны от загрязнения, порчи, повреждения, истощения и разрушения. Охране подлежат земли всех категорий. Особой охране подлежат земли государственных природных заповедников, природных заказников, национальных природных парков и памятников природы.
В ст. 100 ЗК сформулировано понятие охраны земель. Охрана земель представляет собой систему правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв.
Правовая охрана земель преследует следующие цели:
предотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий производства, введения компенсационных выплат собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам за ухудшение качества их земель, если это вызвано хозяйственной деятельностью других лиц, использующих землю, независимо от состояния земель и экологической обстановки в целом;
Земля занимает ключевые позиции среди всех других компонентов природы. Она может рассматриваться как среда обитания человека. В этом значении земля выступает в качестве объекта правового регулирования экологического права. Земля может рассматриваться в качестве объекта регулирования земельного права.
|