Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Защита населения и территорий в условиях ЧС социального характера

Одна из основных проблем государства и общества на современном этапе – создание гарантий безопасной жизнедеятельности населения на всей его территории как в мирное, так и в военное время. В нашей стране система безопасности населения создавалась по двум направлениям:

1) от опасностей в производственной сфере и при стихийных бедствиях;

2) от воздействия поражающих факторов во время возможной войны. Оба направления предусматривали спектр потенциальных опасностей, в соответствии с которым моделировались масштабы и характер вероятных последствий, что и служило исходными данными для создания государственной системы обеспечения безопасности.

Однако научно-технический прогресс изменил характер опасностей как мирного, так и военного времени. Трагические события второй половины 1980-х – начала 1990-х годов показали, что аварии, катастрофы, стихийные бедствия и другие чрезвычайные ситуации мирного времени могут создавать те же последствия и проблемы, что и военные действия. Стало очевидно, что необходим орган, который смог бы разработать и внедрить в практику принципиально новую государственную систему, соединяющую в себе функции гражданской обороны (Г0) и защиты населения в мирных условиях. В конце 1991 г. идея создания такой системы начала воплощаться в жизнь, был создан Государственный комитет по делам Г0 и ЧС, впоследствии преобразованный в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).

Основными направлениями деятельности этого ведомства стали, во-первых, разработка предложений по государственной политике в области Г0, предупреждению и ликвидации ЧС, во-вторых, практическое создание и обеспечение функционирования единой государственной системы обеспечения защиты населения, территорий и объектов РФ в ЧС мирного и военного времени. Рассмотрению указанных направлений деятельности МЧС и посвящена данная глава.



15.1. Государственная политика в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты населения и территорий

Как уже подчеркивалось, к концу 1980-х годов сложившаяся государственная система обеспечения безопасности населения и территорий, ориентированная на ГО, не удовлетворяла требованиям времени. По своему статусу, структуре, силам и средствам она не могла обеспечить эффективное решение всех проблем, порождаемых ЧС. Встал вопрос о необходимости новой государственной политики и системы безопасности, направленных на предупреждение и ликвидацию последствий ЧС мирного и военного времени. Следовало при сохранении сложившихся функций ГО по защите населения, территорий и объектов в условиях войны первостепенное внимание обратить на новые подходы и решение проблем, обусловленные их защитой в условиях мирного времени. К созданию такой системы приступило новое ведомство – Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и применением противником средств поражения, обеспечения выживания населения в условиях военного времени.

Единая государственная политика в области предупреждения и ликвидации ЧС, защиты населения и территорий направлена на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций с целью защиты жизни и здоровья людей, объектов экономики и окружающей природной среды. Она включает организационные меры, предпринимаемые административно-управленческими, хозяйственными и общественными структурами для разработки долгосрочных целевых программ, планов мероприятий и их осуществления.

Ее основные положения зафиксированы в Концепции государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Эта концепция представляет собой совокупность научно обоснованных теоретических положений, правовых и экономических норм и определяет конкретные задачи органов управления по предупреждению и ликвидации ЧС на всей территории России, меры по организации и подготовке сил и средств для защиты населения, объектов экономики и окружающей природной среды в ЧС.

В 1992 г. была создана российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях, целью которой явилось совершенствование координации деятельности органов государственного управления РФ всех уровней по предотвращению и ликвидации ЧС, вызванных авариями, катастрофами, стихийными и экологическими бедствиями, эпизоотиями и эпифитотиями. Эта система предназначалась для предупреждения ЧС в мирное и военное время, а в случае их возникновения – для ликвидации последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству.

В 1994 г. был принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» – основополагающий документ, регламентирующий и определяющий общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан, всего земельного, водного, воздушного пространства, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды. Во исполнение его и в результате реализации предложений МЧС Правительством РФ было принято постановление № 1113 от 5 ноября 1995 г., преобразовавшее российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Постановлением Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 г. было введено в действие новое Положение об этой системе, в соответствии с которым ее основными задачами являются:

•разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

• осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;

• обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

• сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

• подготовка населения к действиям при ЧС;

• прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

• создание резервов финансовых и материальных ресурсов;

• осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

• ликвидация ЧС;

• предупреждение и тушение пожаров;

• осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

• реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

• международное сотрудничество в области защиты от ЧС.

 

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Она состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. Задачи, организация, состав сил и средств, порядок их функционирования определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти субъектов РФ.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Организация, состав сил и средств, порядок деятельности этих подсистем определяются положениями о них, утвержденными руководителями соответствующих органов исполнительной власти по согласованию с МЧС. Исключение составляет Положение о функциональной подсистеме РСЧС реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в РФ, которое утверждается Правительством РФ.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС (ОУ ГОЧС), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

 

Координирующие органы РСЧС:

• на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

• на региональном уровне, охватывающем территории нескольких объектов РФ, – региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС);

• на территориальном уровне, охватывающем территорию субъектов РФ, – комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ (КЧС);

• на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), – комиссии по ЧС органов местного самоуправления (КЧС);

• на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, – объектовые комиссии по ЧС (КЧС).

 

Положения о КЧС утверждаются руководителями соответствующих органов исполнительной власти и организаций.

В постановлении Правительства РФ № 794 от 30.12.2003 г. «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» подробно раскрываются задачи координирующих органов РСЧС.

Постоянно действующими органами управления по делам ГО и ЧС (ОУ ГОЧС) являются:

• на федеральном уровне – МЧС России;

• на региональном уровне – региональные центры (РЦ ГОЧС);

• на территориальном уровне – органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ (ОУ ГОЧС);

• на местном уровне – органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного самоуправления (ОУ ГОЧС);

• на объектовом уровне – отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

 

Органы повседневного управления РСЧС включают в себя:

• пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы ОУ ГОЧС на всех уровнях;

• дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

 

Они размещаются на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной боевой готовности к использованию.

Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:

• центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;

• информационные центры федеральных органов исполнительной власти;

• региональные информационно-управляющие центры;

• информационно-управляющие центры ОУ ГОЧС;

• абонентские пункты городских и районных ОУ ГОЧС;

• информационные центры организаций;

• центры связи и передачи данных.

 

Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмена этой информацией между органами исполнительной власти, ОУ ГОЧС определяется Правительством РФ.

Основу сил и средств РСЧС на всех уровнях составляют силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций. Все они подразделяются на две группы: 1) силы и средства наблюдения и контроля, 2) силы и средства ликвидации ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают:

• службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах, прилегающих к ним территориям и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

• формирования Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

• ветеринарную службу Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ (МСХП РФ);

• службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета по торговле и МСХП РФ;

• геофизические службы Российской академии наук (РАН), оперативные группы постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

• подразделения Министерства РФ по атомной энергии;

• учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

 

В силы и средства ликвидации ЧС входят:

• военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

• формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;

• формирования ветеринарной службы и службы защиты растений МСХП РФ;

• военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

• формирования ГО территориального, местного и объектового уровней;

• специально подготовленные силы и средства войск ГО, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;

• аварийно-технические центры Министерства РФ по атомной энергии;

• службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

• восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения РФ;

• аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота РФ (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры), Федеральной службы речного флота и других федеральных органов исполнительной власти.

 

В состав этих сил входят силы постоянной готовности, включающие в себя аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работ в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности. Эти силы могут привлекаться МЧС России и другими органами управления ГОЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями для экстренного реагирования в случае возникновения ЧС.

Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом РФ.

Силы и средства органов внутренних дел используются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов Федерации.

Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и др.) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ЧС.

В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий в рамках РСЧС на основе федерального плана действий, региональных планов взаимодействия субъектов РФ, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и объектов.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органами местного самоуправления и исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по ЧС.

Ликвидация локальных ЧС осуществляется силами и средствами организаций: местных – органами местного самоуправления; территориальных – органов исполнительной власти субъекта РФ; региональных и федеральных – органами исполнительной власти субъектов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации. При недостатке собственных сил и средств для ликвидации вышеуказанных видов ЧС начальники ГО могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по ЧС.

Ликвидация трансграничной ЧС осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права и международными договорами.

Как уже подчеркивалось ранее, в соответствии с законодательством РФ к ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные силы, войска ГО, а также другие войска и воинские формирования. Под руководством соответствующих органов управления ГОЧС в ликвидации ЧС могут участвовать и общественные объединения при наличии у их участников соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке. Ликвидация ЧС считается завершенной по окончании ремонтно-спасательных и других неотложных работ.

Важным компонентом государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС являются режимы функционирования. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретных территорий устанавливается один из следующих режимов функционирования:

повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий;

повышенной готовности – при ухудшении вышеуказанной обстановки и при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;

чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации ЧС.

Для каждого режима определен перечень мероприятий, которые организуются в подсистемах РСЧС и осуществляются ее звеньями. Для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС на всех уровнях РСЧС создаются резервы финансовых и материальных ресурсов за счет их бюджетов.

Как уже отмечалось, составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является гражданская оборона. ГО органически включена в РСЧС как направление подготовки страны к деятельности в особых условиях военного времени. Согласно Федеральному закону, гражданская оборона – это «система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий».[78]

 

Задачами ГО являются:

• обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• оповещение об опасностях, возникающих в этих ситуациях;

• эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

• предоставление убежищ и средств индивидуальной защиты;

• проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

• проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

• первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие них, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

• борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие них;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

• обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других неотложных мероприятий;

• восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие них;

• срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

• срочное захоронение трупов в военное время;

• разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

• обеспечение постоянной боевой готовности сил и средств ГО.

 

Для реализации вышеуказанных задач создаются службы гражданской обороны, гражданские организации ГО и определяются территории, отнесенные к группе по ГО.

Службы гражданской обороны предназначены для проведения мероприятий по ГО, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций ГО в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в военное время.

Гражданские организации гражданской обороны – это формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных сил РФ, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих в военное время.

Территория, отнесенная к группе по гражданской обороне, – это территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в ней объектами, представляющими высокую степень опасности возникновения ЧС в военное и мирное время.

Силы гражданской обороны включают в себя:

• воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, организационно объединенные в Войска ГО, а также гражданские организации ГО;

• Вооруженные силы, другие войска и воинские формирования, выполняющие задачи в области ГО в соответствии с законодательством РФ;

• аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, привлекаемые для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ.

 

Согласно российскому законодательству, общее руководство гражданской обороной в стране возложено на Председателя Правительства РФ, который является по должности начальником ГО России. Министр по делам ГО и ЧС является по должности первым заместителем начальника ГО РФ.

Руководство ГО в субъектах РФ, в районах и городах, министерствах и ведомствах, учреждениях и на предприятиях независимо от форм собственности возлагается на соответствующих руководителей, которые являются по должности начальниками ГО возглавляемых ими управленческих структур и несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов индивидуальных и коллективных средств защиты и имущества, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиям в ЧС на подведомственной территории и объектах.

Непосредственное руководство ГО РФ возложено на МЧС, которое отвечает за общую готовность к выполнению возложенных задач и осуществляет разработку основных направлений развития и совершенствования ГО.[79]

Таким образом, РСЧС и ГО, как ее составная часть, созданы по территориально-производственному принципу на всей территории РФ с целью обеспечения постоянной готовности сил и средств, органов управления всех уровней к защите населения и территорий от ЧС, а также раннего выявления и своевременной ликвидации их последствий в самой сложной обстановке мирного и военного времени.

15.2. Коллективная и индивидуальная защита населения

Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях социального характера, т. е. связанных с вооруженными конфликтами, войнами и прочими неблагоприятными явлениями общественной жизни, – задача первостепенной государственной важности и величайшей сложности. Практика ряда войн прошлого, особенно Великой Отечественной войны, и современных локальных вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР (Приднестровье, Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Таджикистан и т. д.) и России (Чечня) убедительно показали всю сложность и трагичность подобного рода ЧС. Но как бы там ни было они сегодня имеют место, и задача РСЧС и ГО быть готовыми во всеоружии решать задачи, связанные с защитой населения и территорий от такого рода явлений.

Решение этих задач достигается путем проведения целого комплекса мероприятий и базируется на определенных принципах, основные из которых следующие:

• проведение мероприятий по защите населения заблаговременно и на всей территории РФ (во всех субъектах РФ, районах, городах, организациях);

• комплексное использование всех разработанных в настоящее время способов и средств защиты;

• дифференцированный подход при определении характера и объема защитных мероприятий;

• проведение мероприятий по защите населения на основе взаимодействия различных ведомств и организаций;

• осуществление мероприятий по защите населения под постоянным руководством и с персональной ответственностью со стороны органов исполнительной власти всех уровней и руководителей организаций.

 

Важнейший принцип защиты населения – заблаговременная подготовка, предполагающая проведение следующих мероприятий:

• создание и проверку системы связи и оповещения населения в ЧС;

• организацию непрерывного наблюдения и контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах с целью раннего выявления возможного развития ЧС социального характера;

• формирование и поддержание в готовности к работе сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий ЧС;

• накопление фонда защитных сооружений для населения;

• планирование и подготовку к эвакуации населения;

• подготовку безопасных зон для приема и размещения эвакуированных;

• накопление необходимого количества средств индивидуальной защиты для обеспечения ими всего населения;

• организацию обеспечения защиты продовольствия и воды от различных видов заражения;

• планирование и отработку лечебно-эвакуационных и медико-профилактических мероприятий на случай ЧС;

• планирование и выполнение всех мероприятий по обеспечению устойчивости работы объектов экономики и социальной сферы;

• организацию обучения всего населения способам защиты в различных условиях ЧС, включая мероприятия по оказанию первой медицинской помощи.

 

Основными способами защиты населения в ЧС социального характера являются:

• готовность комиссий по ЧС всех уровней осуществлять свои функции по обеспечению защиты населения и территорий;

• своевременное оповещение населения;

• укрытие его в защитных сооружениях;

• использование населением средств индивидуальной защиты;

• эвакуация и рассредоточение в безопасную зону;

• проведение специальных медицинских профилактических мероприятий;

• обучение населения правилам поведения в ЧС и соблюдение установленных режимов защиты;

• защита продовольствия, воды, растений и сельскохозяйственных животных от заражения радиоактивными и отравляющими веществами, сильнодействующими ядовитыми веществами и бактериальными средствами;

• мероприятия по инженерной, противопожарной, противорадиационной, противохимической и противобактериологической защите.

 

Оповещение населения осуществляется в случае угрозы или возникновения ЧС федеральными или местными органами ГОЧС путем передачи речевой информации с использованием городских сетей проводного, радио-, телевизионного вещания и локальных средств. Перед передачей речевой информации включаются электросирена, различные сигнальные устройства, что означает подачу предварительного сигнала «Внимание всем!».

После этого сигнала в течение пяти минут идет информация об угрозе ЧС (радиоактивном, химическом заражении, наводнении и т. д.), содержащая практические рекомендации по действиям населения. Например, при опасности воздушного налета оповещение выглядит следующим образом:

«Внимание всем! Говорит штаб ГОЧС города. Граждане! Воздушная тревога! Отключите газ, свет, воду. Возьмите документы, запас продуктов и воды, средства индивидуальной защиты. Предупредите соседей и при необходимости окажите помощь больным и престарелым. Как можно скорее укройтесь в защитных сооружениях. Соблюдайте спокойствие и порядок. Следите за дальнейшими событиями».

Когда опасность воздушного налета минует, население также оповещают:

«Внимание всем! Говорит штаб ГОЧС города. Граждане! Отбой воздушной тревоги! Всем возвратиться к местам проживания или работы. Окажите помощь пострадавшим, больным и престарелым. Будьте готовы к возможному повторению воздушного налета».

К оповещению населения о возникновении ЧС предъявляются следующие требования:

• оно должно быть своевременным, чтобы дать населению время для подготовки к защите от ЧС;

• его следует производить только тогда, когда характер опасности достоверно установлен;

• оповещение должно касаться только той части населения, которая может подвергнуться воздействию поражающих факторов в данной ЧС;

• его следует производить централизованно (вышестоящими органами исполнительной власти или комиссиями по ЧС всех уровней).

 

При объявлении угрозы ЧС населению необходимо:

• уточнить места расположения защитных сооружений ГО, а в сельских районах приступить к оборудованию этих сооружений;

• получить и подготовить к использованию средства индивидуальной защиты, в том числе и медицинские;

• начать подготовку к эвакуации в безопасную зону;

• продолжать производственную деятельность.

 

Эффективная защита населения в ЧС достигается своевременным и грамотным использованием средств защиты, которые подразделяются на индивидуальные (СИЗ), первой медицинской помощи (ПМП) и коллективные (КСЗ). Индивидуальные средства защиты, в свою очередь, подразделяются на средства защиты органов дыхания, кожи и медицинские.

По принципу действия различают фильтрующие и изолирующие СИЗ.

Фильтрующие СИЗ:

1. Фильтрующие противогазы для взрослого населения – ГП-5, ГП-5М, ГП-7, ГП-7В; детские ПДФ-Ш (школьный), ПДФ-Д (дошкольный), камера защитная детская (для грудных детей). Эти противогазы предназначены для защиты органов дыхания, глаз, кожи лица от воздействия радиоактивных (PB) и отравляющих веществ (OB), бактериологических средств (БС), ядовитых сильнодействующих веществ (СДЯВ) и других примесей в воздухе.

2. Респираторы ШБ-1 («лепесток») разового действия, Р-2, Р-3 применяют для защиты органов дыхания от радиоактивной и грунтовой пыли, бактериальных аэрозолей. Респиратор Р-3 частично защищает от OB.

3. Промышленные противогазы и респираторы (ГПГ) используются для защиты органов дыхания рабочих и служащих предприятий, производящих СДЯВ (при возникновении ЧС).

4. Простейшие средства защиты органов дыхания – ватно-марлевые повязки, изготовленные самим населением.

Изолирующие средства защиты органов дыхания:

1. Изолирующие противогазы с химически связанным кислородом (ИП-4, ИП-б) и на основе сжатого кислорода (КИП-8). ИП-4, ИП-б комплектуются регенеративным патроном, дыхательным мешком и шлем-маской. Эти противогазы предназначены для работы в атмосфере при недостатке кислорода, при высоких концентрациях СДЯВ в воздухе и под водой на малых глубинах.

2. На объектах повышенной опасности (шахты) применяют портативные дыхательные устройства ПДУ-1, ПКУ-2, предназначенные для экстренного спасения человека.

Средства защиты кожи в зависимости от назначения подразделяются на общевойсковые (легкий защитный костюм Л-1, общевойсковой защитный комплект ОЗК, предназначенные для защиты от паров OB и СДЯВ) и специальные (Тк, Рз, Эс, Яж, Кк, Бм и др., предназначенные для защиты персонала соответственно от высоких температур, радиоактивного загрязнения, электростатических полей, ядовитых жидкостей, растворов кислот, патогенных микроорганизмов).

 

К медицинским средствам индивидуальной защиты относятся:

• аптечка индивидуальная (АИ-2), предназначенная для оказания самопомощи при ранениях, ожогах (обезболивание), профилактики или ослабления поражения PB, БС, OB, СДЯВ;

• индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, 10), предназначенный для обеззараживания капельно-жидких 0В на коже и одежде;

• пакет перевязочный индивидуальный (ПП).

 

Коллективные средства защиты (защитные сооружения) предназначены для защиты населения от всех поражающих факторов ЧС. В зависимости от защитных свойств они подразделяются на убежища, противорадиационные укрытия и простейшие укрытия.

Убежища и противорадиационные укрытия (ПРУ) обычно строятся заблаговременно специальной службой по специальным строительным нормам и правилам. При отсутствии ЧС они могут использоваться в хозяйственных целях как бытовые помещения, учебные классы, склады, столовые и т. д. Однако в этих случаях должна предусматриваться возможность быстрого перевода их на использование по прямому назначению.

Убежища – это защитные сооружения, обеспечивающие защиту людей от высоких температур, вредных газов при пожарах, взрывоопасных, радиоактивных, сильнодействующих ядовитых и отравляющих веществ, ударной волны, проникающей радиации и светового излучения ядерного взрыва и других поражающих факторов, действующих в ЧС.

 

Основные требования к убежищам:

• наличие равнопрочных ограждающих конструкций, выдерживающих заданные нагрузки от ударной волны;

• наличие систем жизнеобеспечения и фильтровентиляционной установки;

• экономичность.

 

Типовое убежище состоит из основных помещений – для укрываемых людей, пункта управления и медицинского поста (пункта), и вспомогательных – для фильтровентиляционной установки (ФВУ), дизельной электростанции, регенерационной установки, продовольственного склада, санузла. Кроме того, там оборудуются тамбур-шлюзы и тамбуры, а в ряде случаев, если это возможно, и артезианская скважина. Убежище должно иметь не менее двух входов, расположенных в противоположных концах убежища. Встроенное убежище должно иметь и аварийный выход. Убежища работают в трех режимах:

• чистой вентиляции (очистка воздуха от пыли);

• фильтровентиляции (очистка воздуха от PB, OB, СДЯВ, бактериальных аэрозолей);

• полной изоляции (при появлении облака СДЯВ, PB, пожаре).

 

В помещениях убежища размещаются дозиметрические приборы, приборы химической разведки, защитная одежда, средства тушения пожара, аварийный запас инструментов, средства аварийного освещения, запас продовольствия и воды, медицинское имущество.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.