Индивидуальный и дифференцированный подход к умственно отсталым учащимся в процессе их обучения русскому языку. Цели и задачи обучению русскому языку.
Отклонение в речевом развитии
- Задержка становления речи
- Недоразвитие речи - нарушенное произношение, нарушение фонематического слуха, нарушение координации речевых органов, бедность словарного запаса, нарушение грамматического строя речи, трудности формирования диалогической и монологической речи.
Цель: развитие речевой функции в качестве регуляции мыслительной деятельности или формирование речи, как средство развития общения и коррекции недостатков познавательной деятельности.
Задачи:
- научить правильно и осмысленно читать доступный для олигофренов материал.
- сформировать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарного св. по грамматике и правописанию
- повысить уровень общего развития учащихся (кругозор)
- научить школьников правильно и последовательно излагать мысли как в устной,так и в письменной форме
- развития нравственного качества
Определение понятий язык и речь.
Язы́к — знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание).
Различают
· человеческие языки (предмет изучения лингвистики):
· естественные человеческие языки,
· искусственные языки для общения людей (например, эсперанто),
· жестовые языки глухих,
· формальные языки
· компьютерные языки (например, Алгол, SQL),
· языки животных
Речь - является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания.
5. Структура и содержание уроков русского языка.
1- ый этап – первый год обучения
Задачи:
- углубленное изучение детей
- включение их в школьные занятия
- исправление недостатков произношения слуховых, зрительных и двигательных анализаторов
- выработка первоначальных навыков чтения и письма
- уточнение и развитие словарного запаса
- формирование умений строить простые предложения, вести беседу
- воспитание первоначальных навыковповествовательной речи
2- ой этап – 2 – 4 год обучения
Задачи:
- развитие познавательного интереса к родному языку и формирование первоначальных языков общений
- дальнейшее совершенствование произносительной стороны речи
- уточнение, расширение и активизация словаря
- развитие умения правильно выражать в устной форме свои мысли
- освоение школьных простейших видов письменной речи
- практическое усвоение ряда грамматических сведений и орфографических правил
- развитие навыка правильного, выразительного и сознавательного чтения на материале не сложных художественных текстов
3- ий этап – 5 -9 год обучения
Задачи:
- дальнейшее совершенствование техники чтения, в частности, формирование навыка беглого чтения, расширение возможности в сознании нового материала
- овладение различными формами пересказа
- старшеклассники учатся последовательно, грамотно достаточно самостоятельного излагать свои мысли в устной и письменной формах
Коррекционная и практическая направленность программного материала.
1. Учет недостатков речевого развития
2. Учет недостатков прошлого опыта
3. Учет недостаточной мыслительной деятельности
4. Учет слабого уровня развития навыков дифференцации сходного материала
5. Учет медленного темпа усвоения учебного материала
- Специальные уроки развития устной речи (1- 4 классы)
- Курс практической граммат. Нацелен на развитие и коррекцию речи
- Тенденция к законченности курса
Реализация основных дидактических принципов на уроках русского языка.
Принципы:
- воспитывающее обучение
- сознательности и активности учащихся в усвоении учебного материала
- наглядности в сочетании со словестными средствами
- доступности и прочности знаний
Критерии:
1. научить обобщенности
2. связь с жизнью детей
3. концентризм подача учебного материала
- научности и системности
- дифференцированного и индивидуального подходов
Психолого – педагогические основы методики обучения грамоте умственно отсталых первоклассников.
Овладение грамотой – первый этап школьного обучения детей, в течении которых у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма
- Психофизиологическая основа чтения взаимообусловленная и взаимосвязанная деятельность слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов
- Психофизиологическая основа письма та же, что и чтения, с дополнительным включением в работу моторного анализатора. Письмо является более сложной системой, чем чтение.
Петрова В. «Развитие речи учащихся в вспомогательной школе»
Связанная с ффс и звукового анализа и синтеза является наиболее распрастраненным и приводит к синтезу.
Лингвистические основы методики обучения грамоте.
Обучение грамоте может быть успешным в том случае, если методика принимает также во внимание лингвистические законы языка и прежде всего те, которые характерны для русской и графики:
- русское письмо является звуковым
- фонемы бывают сильными и слабыми
- звуки кодируются на письме буквами
- в русском графике действует и слоговой принцип
Звуки речи: звук является частью слога неделимая звуковая единица, где произносится за одну артикуляцию
Фонемы – единичный звук системы языка, различается одна фонема языка и в речи может представлено разными звуками- омофонами фонем
МОЛОКО- фонема О, буква О, но представлена тремя омофонами
Наглядные и словесные средства обучения на уроках русского языка в спец. Школе.
Индивидуальный и дифференцированный подход к умственно отсталым учащимся в процессе их обучения русскому языку.
Учитывая различия у школьников в степени и характере речевого недоразвития, сенсомоторной недостаточности, интеллектуальных нарушений, методика русского языка нацеливает учителя на широкое применение принципа диф-го и инд-го подхода к детям в процессе обучения. Распределение учащихся в классе на 3 группы (сильные, средние, слабые). Опора на более сохранные анализаторы, содействует выработке навыков письма и исправлению дефектов фонематического восприятия. При реализации принципа диф-го подхода учитывается факт, что выделенные типологические группы не могут быть стабильными. Они изменяются по составу в зависимости от характера урока русского языка (чтение, развитие речи или грамматика и правописание). дифференцированный подход может использоваться применительно к группе учащихся в течение длительного срока, но занимать на каждом уроке относительно небольшой отрезок времени и самое главное — не подменять собой фронтального обучения.Дифференцированный подход сочетается с индивидуальными приемами работы с детьми, поскольку даже сходные дефекты проявляются в деятельности по-разному. Дифференцированный и индивидуальный подходы постоянно сочетаются с фронтальной работой класса. все школьники обязаны на уроках чтения читать, работать над текстом, учиться пересказывать, на уроках письма — писать, участвовать в лексическом, грамматическом и орфографическом анализе, в подготовке к творческим работам и в их написании. Однако доля участия во фронтальной работе, объем и сложность заданий, приемы активизации деятельности учащихся будут различаться в зависимости от возможностей всей группы или одного ребенка. Если у ученика имеет место общая двигательная недостаточность или нарушение моторики руки, в результате чего нарастает мышечное утомление, появляются болевые ощущения, рассеивается внимание, учитель ограничивает для него объем работы. Если же ребенок возбудимый и у него нарушена работоспособность, вследствие чего быстро утрачивается интерес к уроку, учитель напоминает школьнику о цели задания, хвалит за работу на начальном этапе, ненадолго меняет вид его деятельности (предлагает вытереть доску, найти книгу), выражает одобрение и возвращает к прерванному упражнению.Способы осуществления дифференцированного и индивидуального подхода должны быть такими, «чтобы в результате их применения отстающие учащиеся постепенно выравнивались и в конце концов могли включаться в коллективную работу наравне с другими»
|