Обратная связь
|
Обучение чтению в 1 классе специальной школы. Знакомство с новым звуком и новой буквой. В процессе обучения первоначальным навыкам чтения выявляются дети, у которых в большей степени, чем у всего класса, обнаруживаются трудности в обучении. Их анализ поможет учителю в какой-то степени понять причины имеющихся у учащихся нарушений и наметить пути коррекционного обучения.
1. Трудности выделения звуков в слове, различения их на слух, установления последовательности звуков, большое количество ошибок при чтении (пропуски букв, замена, недочитывание, чтение по догадке) говорят о том, что у таких детей нарушен фонематический слух. Иногда из-за слабости слуховых дифференцировок у них вторично бывает нарушено произношение, которое исправляется путем коррекционной работы с логопедом, а типичные ошибки остаются еще долго.
2. Трудности произношения у некоторых детей выявляются не сразу, У них встречаются лишь незначительные отклонения, они не занимаются с логопедом. Но чем сложнее материал,тем больше затруднений испытывают эти ученики при чтении. Именно они делают ошибки во втором слоге слова, так как не могут быстро переключить артикуляцию (му-ху вместо му-ха), допускают многочисленные замены букв и т. д.
3. Запоминание образа буквы, соотнесение буквы со звуком, запоминание образа целого слога вызывает сложности у учащихся с нарушением зрительного восприятия и пространственной ориентировки. При чтении букваря эти ученики с большим трудом находят строчку, часто ее теряют, перескакивая на другую, смешивают сходные буквы.
4. У некоторых учеников обнаруживается затруднение моторики глаза, перевода взгляда с одной буквы или строчки на другую.
5. дети с затруднениями в анализе и синтезе, в сравнении (установлении сходства и различия) и, в понимании значения слов, основной мысли.у таких детей не обнаруживается грубых нарушений фонематического слуха и произношения, они могут научиться читать, но не понимают содержания прочитанного. Это ученики, у которых в большей степени нарушена познавательная деятельность.
Выделяя звуки из речи, уточняя их произношение, учитель всегда должен иметь в поле зрения тех детей, у которых обнаруживаются нарушения в этой области, чтобы исправить их.
Внимание к учащимся с недостатками зрительного восприятия и пространственной ориентировки должно проявляться, главным образом, при предъявлении образа буквы, ее анализе, узнавании, соотнесении со звуком.
В процессе обучения могут быть использованы игровые моменты типа соревнования, кто лучше и правильнее выполнит задание: услышишь, правильно повтори, найди картинку и поставь ее в нужный столбик; назови, что нарисовано на картинке, скажи, какой звук в слове первый, подбери еще картинки с этим звуком в названии.
К концу учебного года умственно отсталые первоклассники должны научиться читать слова и предложения правильно, слогам.Одни могут читать по слогам слова и предложения, другие читают тексты, переходят к чтению целыми словами. Это обязывает учителя дифференцированно подходить к учащимся в процессе организации их самостоятельного чтения.
26. Обучение письму в 1 классе специальной школы. Знакомство с новой буквой и ее закрепление. обучениеопирается на звуко-буквенный анализ и синтез. Особая трудность у умственно отсталых детей, у которых обнаруживаются нарушения моторики мелких мышц руки, вялость, некоординированность движений, тремор, парезы, парапарезы и параличи. Процесс письма представляет собой сложный акт, требующий включения многих анализаторов. Прежде чем написать слово, надо его услышать или прочитать. В первом случае услышанное слово анализируется по своему звуковому составу, уточняется в произношении, трансформируется в зрительные образы и путем движения руки переводится в буквы, из которых состоит слово. Во втором случае зрительные образы переводятся в слуховые и речедвигательные, а затем снова в зрительные с использованием движения руки. Если списывается печатный текст, то происходит перекодирование печатного шрифта в письменный.Таким образом, при обучении письму:знакомят с рукописным начертанием буквы;знакомство со слогом позволяет перейти к упражнениям в записи слогов, а затем слов. Трудности - в соединении букв;к первым письменным упражнениям относится списывание рукописного шрифта;затем упражнения в списывании печатного текста;упражнения в дополнении одной буквы или слога;письмо по слуху и самостоятельная запись слов с предварительным звуко-буквенным анализом.
После общего знакомства с буквой учитель пишет ее на доске, сопровождая письмо объяснением.Пробуя написать букву на доске, ученики должны объяснить, как они пишут.После пробного написания одной-двух букв в тетради дети пишут их целую строчку.Во время письма учитель должен следить за правильной посадкой учеников, правильным положением ручки в руке, соблюдением наклона и т. д.Одновременно с усвоением рукописного начертания букв первоклассники учатся правильно соединять эти буквы в слоги, слова.
Все упражнения в письме слогов, слов, предложений опираются на звуко-буквенный анализ с предварительной условно-графической записью, применением разрезной азбуки. Такая работа предупреждает формирование навыка механического копирования.Далее на основе составленной записи дается правильный письменный образец. Учащиеся прочитывают его, упражняются в письме на доске и в тетрадях. Таким образом начинает формироваться навык списывания с рукописного текста.
Следующими тренировочными: прочитывание образца, анализ, списывание, сравнение написанного на доске и в тетради; прочитывание образца, списывание, сравнение написания с образцом.
Кроме списывания с доски, следует приучать первоклассников списывать с букваря с предварительным чтением и разбором слов.
Более сложным видом письма - списывание с печатного текста.Учащиеся самостоятельно должны перевести печатные буквы в письменные. С целью выработки этого навыка дополнительно можно рекомендовать следующие виды упражнений: списывание сначала слов, а затем и предложений; чтение образца и запоминание его, после чего один слог (слово) убирается, учащиеся должны вспомнить его и записать правильно, а затем запись сравнить с образцом, найти и исправить ошибки. С целью формирования навыка списывания целыми слогами, затем — словами для запоминания предъявляется не часть слова или предложения, а все слово или все предложение, которое прочитывается, запоминается и записывается, после чего осуществляется контроль.
Следующими по сложности - упражнения в списывании слов с дополнением пропущенного слога или буквы.Для упражнений в самостоятельной записи слов учащимся предъявляются предметные картинки. Ученики называют, что на них изображено, уточняют звуковой состав слова, определяют количество и последовательность букв в слове, составляют его из букв разрезной азбуки.
31. Особенности дислексии и ее виды.Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения.Виды дислексии:
1. Фонематическая дислексия - этот вид нарушения чтения наиболее распространен у младших школьников. связана с недоразвитием функций фонематической системы. Одна фонема отличается от другой множеством смыслоразличительных признаков (н-р, твердость - мягкость; звонкость - глухость; способ и место образования и т.д.) Изменение одной из фонем в слове (косы - козы; дом - том - ком) или изменение последовательности (липа - пила) приводит к изменению смысла.Чаще всего ребенок с этой формой дислексии смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).Отмечается также:- побуквенное чтение;- искажение звукослоговой структуры слова (пропуски букв, вставки, перестановки звуков, слогов.)
2. Семантическая дислексия ( механическое чтение). Проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. это обусловлено двумя фактами: трудностями звукослогового синтеза и нечеткостью представлений о синтаксических связях внутри предложения (когда слова в процессе чтения воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения).
3. Аграмматическая дислексия. Чаще наблюдается у д. с системным недоразвитием речи. наблюдается:- изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»);- неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»);- изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени.
4. Оптическая дислексия. Проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв. Смешиваются буквы, отличающиеся лишь одним элементом (В-З; Ъ-M); буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).
5. Мнестическая дислексия. Эта форма дислексии проявляется в трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.
Коррекция дисграфии и дислексии наиболее успешна на раннем этапе ее развития. Профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить эти расстройства
32. Особенности дислексии, основные симптомы.Самые распространённые проблемы дислектика:задержка в развитии способности читать, писать, запоминать орфографию;дезориентация в пространстве, дезорганизация;трудности с восприятием информации; трудности в узнавании слов, непонимание того, что только что было прочитано;неуклюжесть или нарушение координации;синдром дефицита внимания, иногда сопровождаемый гиперактивностью.Все симптомы дислексии — это симптомы дезориентации. Нельзя распознать дислексию саму по себе, однако распознать дезориентацию вполне возможно. Результатом ориентации является точное восприятие окружающей обстановки, включая двухмерные слова, напечатанные на бумаге. Поэтому те печатные слова и символы, которые он не может представить образно, оставляют пустоты в его восприятии. И, как результат, ребёнок не может принять окружающую действительность так, как воспринимают её другие люди.То есть почти полностью отсутствуют объективные методы определения особенностей работы головного мозга «запущеного ребёнка». Зачастую в случае некачественного образования социальному работнику удобнее поставить диагноз дислексии, нежели объективно исследовать и определить социально-педагогические предпосылки, приведшие к трудностям чтения.
|
|