Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Темы для проектирования баз данных

Государственный университет-

Высшая школа экономики

Факультет бизнес информатики

Программа учебной практики

для студентов 2 курса
направления 080700.62 – Бизнес-информатика
подготовки бакалавров

Автор Перминов Г.И.

  Одобрена на заседании кафедры бизнес-аналитики   Зав. кафедрой   ___________________ Т.К Кравченко   «_____»________________ 2008 г.  

Москва - 2008


1. Цель проведения учебной практики:

Главной целью проведения учебной практики студентов 2-го курса факультета бизнес информатики по дисциплине «Базы данных» является развитие и закрепление практических навыков разработки внешних диалоговых приложений к базам данных MS SQL Server, спроектированным в домашнем задании и курсовом проекте.

Современные информационные технологии позволяют разрабатывать как внешние, так и внутренние приложения к базам данных.

Внешнее диалоговое приложение – это пользовательская прикладная программа, разработанная вне СУБД с применением современных средств проектирования прикладных программ. В качестве средств проектирования диалоговых приложений к базам данных на учебной практике используется среда Microsoft Visual. На Web-уровне рекомендуется использовать сочетание языков HTML и VBScript.

Внутреннее диалоговое приложение создается средствами СУБД, в среде которого создана база данных.

 

2. Задачи учебной практики:

- приобрести навыки в разработке и документировании диалоговых сценариев, обеспечивающих решение прикладных задач на основе созданной в MS SQL Server базы данных;

- научиться организовывать доступ к БД из внешних диалоговых форм с использованием языков программирования;



- создавать профессиональные диалоговые WEB-приложения на клиентской стороне. Например, создать WEB-форму для ввода данных в таблицу базы данных или форму для выполнения запросов на языке SQL.

 

Порядок проведения учебной практики

Учебная практика по дисциплине «Базы данных» на факультете бизнес информатики проводится на базе сред Visual Basic, Visual Basic Net и Visual C# как наиболее пригодных для приобретения базовых навыков создания профессиональных диалоговых приложений.

Учебная практика включает в себя лекции и практические занятия.


Результаты, получаемые в процессе учебной практики

В результате учебной практики студенты должны разработать внешнее диалоговое приложение к базе данных MS SQL Server

Диалоговое приложение, реализованное как клиентское приложение, должно включать:

1. главную форму с основными элементами управления в виде меню, охватывающего работу с основными таблицами БД, выполнение SQL- запросов, импорт исходных таблиц и представлений в среду Excel, конвертирование исходных таблиц и представлений на Web, построение отчетов с помощью Designer и Crystal Report;

2. формы для выполнения основных функций работы с таблицами БД;

3. форму, позволяющую считывать ранее написанные SQL инструкции для запросов из Excel или Word, вводить произвольную SQL инструкцию и выполнять эти запросы;

4. html страницу, позволяющую выбрать соединение с опубликованной на Web таблицей или представлением;

5. формы, позволяющие вывести на экран монитора отчеты с помощью Designer ((А) - простого, Б - с группировкой и подсчетом итогов) и Crystal Report;

6. список использованной литературы.

 

Оформление результатов учебной практики

Результаты учебной практики оформляются в виде письменного отчета, который создается в редакторе MS Word. Отчет должен содержать:

- титульный лист, на котором размещается: название учебного заведения, название факультета, название дисциплины, по которой проводилась учебная практика, тема отчета, номер группы, фамилия, имя и отчество студента, фамилия, имя и отчество преподавателя;

- введение, в котором описываются цели и функции прикладной диалоговой системы;

- уточненную ER-модель базы данных,спроектированной в MS SQL Server (ER‑модель берется из курсовой работы);

- краткое обоснование выбора средств проектирования диалогового приложения;

- граф сценария разработки приложения;

- скриншоты всех диалоговых форм, которые вошли в приложение;

- листинги программ и скриптов;

- примеры работы приложений (скриншоты);

- коды и результаты выполнения SQL – запросов ;

- отчеты, подготовленные с помощью Designer;

- отчеты, подготовленные с помощью Crystal Report;

- html страницу, позволяющую выбрать соединение с опубликованными на Web таблицами или представлениями.

Общий объем отчета по учебной практике должен составлять примерно 15 листов формата А4. Шрифт Times 12, поля: левое и правое по 2,5 см., сверху и снизу по 2 см. Желательно, чтобы скриншоты для лучшей наглядности были обработаны графическим редактором.

Методы решения поставленных задач

Разработка внешних диалоговых приложений проводится с использованием программных продуктов Microsoft, которые имеют эффективные средства доступа к базам данных и реализации запросов на языке SQL.

Студенты должны разработать внешние приложения с применением драйверов ODBC и библиотек ADO (ADO Net).

Основы применяемой технологии проектирования диалоговых приложений изложены в работах [1-8].

Разрабатываемые в процессе учебной практики приложения к базам данных должны включать следующие операции:

- просмотр, корректировку таблиц базы данных, добавление и удаление записей;

- просмотр запроса в индивидуальной форме, выбранному из списка запросов главного меню;

- создание сложной формы (типа «продавец и его заказы»).

 

План проведения учебной практики

Учебная практика проводится в течение 1,5 недель (8 рабочих дней) в компьютерных классах для всех 12-ти подгрупп в посменном режиме.

Лекции проводятся ежедневно для всего потока (всего 14 часов): по четыре часа первые два дня и по 2 часа в течение трех следующих дней. Темы лекций даны в таблице 1.

Практические занятия начинаются с 3-го дня первой недели. Всего предусматривается 7 занятий по 4 часа, т.е. 28 часов.

Восьмой день отводится на оформление отчета и прием зачета по учебной практике.


Таблица 1

План лекционных занятий во время учебной практики

по дисциплине «Базы данных»

 

Номер темы Название темы
Сценарий разработки приложений для базы данных с использованием
Использование Visual Data Manager для создания базы данных.
Организация доступа к базам данных через объекты ADO. Введение в концепцию ODBC и OLE.
Разработка SQL-запросов в среде Microsoft
Импорт данных из MS Excel.
Подготовка отчетов средствами Designer и с помощью Crystal Reports.
Введение в объектную структуру HTML-документа. Организация обработки событий в скриптах на клиентской стороне

 

Таблица 2

План практических занятий

Номер занятия Темы самостоятельных занятий
Изучение возможностей интерпретативной среды проектирования диалоговых приложений Visual Studio. Освоение приемов проектирования диалоговых форм и размещения на них объектов. Создание диалоговой формы ввода данных в таблицу базы данных (Форма 1).
Разработка процедур обработки событий на объектах формы. Освоение встроенных функций. Создание пользовательских функций. Освоение встроенных функций работы со строковыми переменными. Создание формы с обработкой строковых переменных (Форма 2).
Освоение приемов подключения и использования библиотек объектов для связи с базой данных. Разработка процедур заполнения формы (Форма 1) данными из базы данных.
Импорт данных из MS Excel.
Освоение возможностей связи форм с внешними источниками данных (файлами или внешними таблицами). Создание формы (Формы 3) для выдачи списка подготовленных запросов на языке SQL и выбора запроса на исполнение.
Проектирование отчетов и управление ими в Visual Basic с использованием Designer(Конструктора отчетов).
Создание отчетов с помощью генератора отчетов Crystal Reports (в случае работы на С#).
Освоение приемов написания форм в среде HTML и переноса в них отлаженных в VBA скриптов. Отработка навыков отладки скриптов на клиентском уровне.
Создание WEB-формы для ввода данных в базу данных с использование прототипа Формы 1

 

8. Рекомендуемая литература

1. Балена Ф., Димауро Д. Современная практика программирования на Visual Basic и Visual C#. –М.: Русская редакция, 2006, 604 с.

2. Енин А., Енин Н. Локальная СУБД своими руками. Учимся на примерах. –М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2007, 464 с., СД

3. Кузьменко В.Г. Базы данных в Visual Basic и VBA. – Изд. «Бином», Москва, 2004, 412 с.

4. Лабор В.В. Си Шарп: Создание приложений для Windows/ -Мн.: Харвест, 2003 – 384 с.

5. Пирогов В.Ю. MS SQL Server 2000: управление и программирование. – СПб.: БХВ- Петербург, 2005. -608 с.: ил.

6. Скотт Ф. Баркер. Создание приложений баз данных в среде Visual Basic.Net и ADO.Net. Советы, рекомендации, примеры. – Изд. «Вильямс», Москва, 2003. 550 с.

7. Фролов А.В., Фролов Г.В. Визуальное проектирование приложений С#. –М.:КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003 -512 с.

 

Приложения

Приложение 1. Список рекомендуемых проблемных областей для проектирования

учебной базы данных (для домашней и курсовой работ и учебной практики).

Приложение 2. Методические указания к проектированию приложений к базе данных.

Приложение3. Пример создания приложения к базе данных в среде C#.

 

Цель приведения в программе практики приложения 3 состоит не в иллюстрации оформления образцовых отчетов, а кратком изложении состава работы.


Приложение 1

Темы для проектирования баз данных

 

  1. Обменный пункт: сотрудники пункта, виды валют, курсы валют, операции обмена.
  2. Ювелирный магазин: названия изделий, комитенты (кто сдал изделия на комиссию), журнал сдачи изделий на продажу, журнал покупки изделий.
  3. Поликлиника: врачи, пациенты, виды болезней, журнал учета прихода пациентов.
  4. Кондитерский магазин: виды конфет, поставщики, торговые точки, журнал поступления и отпуска товара.
  5. Автобаза: автомашины, водители, рейсы, журнал выезда машин на рейсы.
  6. Парикмахерская: клиенты, прайс услуг, сотрудники, кассовый журнал.
  7. Склад: поставщики товара, список товара, получатели товара, кладовщики.
  8. Школа: учителя, предметы, ученики, журнал успеваемости.
  9. Оплата услуг на дачных участках: виды услуг, список владельцев, сотрудники управления, журнал регистрации оплат.
  10. Гостиница: проживающие, сотрудники гостиницы, номера, журнал регистрации проживающих.
  11. Книжный магазин: авторы, книги, продавцы, покупатели, регистрация продаж.
  12. Ремонтная мастерская: виды работ, исполнители, заказы на ремонт, заказчики.
  13. Аптечный киоск: номенклатура лекарств, работники аптеки, покупатели, журнал регистрации продаж.
  14. Выставка: стенды, стендисты, экскурсии, посетители.
  15. Охранная служба: список постов охраны, список охранников, журнал выхода на дежурство, журнал учета замечаний.
  16. Столовая: продукты, блюда, меню, журнал заказов
  17. Фото мастерская: заказчики работ, прайс работ, журнал поступления заказов, исполнители.
  18. Ветеринарная лечебница: список животных, список болезней, список хозяев, журнал посещений.
  19. Сельское хозяйство: список растений, список угодий, список работников, журнал посевной.
  20. Холдинг: список регионов, список предприятий, список показателей, журнал учета отчетных данных.
  21. Фонды предприятия: список основных средств, список категорий основных средств, список материально ответственных лиц, журнал учета состояния основных средств.
  22. Учет расхода материалов в компании: список статей затрат, список сотрудников, журнал учета расхода канцтоваров, список департаментов.
  23. Фильмотека: список фильмов, список клиентов, список библиотекарей, журнал выдачи фильмов.
  24. Цирк: список категорий артистов, список артистов, журнал выхода артистов на работу, список цирковых площадок.
  25. Спортивные заведения: список спортсменов, список видов спорта, список стадионов, журнал учета выступлений спортсменов.
  26. Компьютерные занятия: список слушателей курсов, список предметов, список преподавателей, журнал учета успеваемости.
  27. Сбор урожая: список видов продукции, список сборщиков, список бригад, журнал учета сбора урожая.
  28. Фирма по обслуживанию населения: список заказчиков, список товаров, список разносчиков, журнал заказов.
  29. Партийная работа: список членов партии, список мероприятий, журнал учета выхода на мероприятие, список городов
  30. Экономическая база данных: список регионов, список показателей, список отраслей, отчетные статистические данные.
  31. Журнальные статьи: список тем, список авторов, список названия статей, список журналов.
  32. Анализ причин заболеваемости: список больных, список болезней, список районов, журнал учета заболевших.
  33. Отдел кадров: список сотрудников, штатное расписание, список отделов, журнал перемещения сотрудников по службе.
  34. Делопроизводство: список видов документов, карточка документа, список исполнителей, список департаментов
  35. Расчет нагрузки на преподавателя: список преподавателей, список кафедр, предметов, журнал нагрузки.
  36. Проектные работы: список проектов, список специалистов, список должностей, журнал учета работ.
  37. Учет компьютерного оборудования: список типов оборудования, список материально ответственных лиц, список департаментов, журнал регистрации выдачи оборудования.
  38. Прививки детям: список прививок, список детей, список родителей, журнал учета сделанных прививок.
  39. Начисление налогов в бюджет: виды налогов, список отраслей, список предприятий, журнал учета поступления налогов.
  40. Экспертная система: список оцениваемых объектов, список экспертов, список регионов, журнал учета оценок.
  41. Ремонтная мастерская электронного оборудования: список работ, список мастеров, список запасных частей, журнал учета выполненных работ, список поступившего оборудования.
  42. Магазин по продаже автомобилей: список фирм производителей, список автомобилей, журнал поступления автомобиля, список водителя пригнавшего машину.
  43. Автомобильный гараж: список владельцев, список автомобилей, список сторожей, журнал прихода и ухода автомобилей.
  44. Учет криминогенной ситуации в городе: список районов, список типов преступлений, список дежурных, журнал регистрации преступлений.
  45. Система здравоохранения: список регионов, список санаториев, список пенсионеров, журнал регистрации выдачи путевок в санатории.
  46. Туристические агентства: список туров, список стран, список клиентов, журнал регистрации продаж туров.
  47. Продажа билетов на рейсы: список рейсов, прайс билетов, список компаний, журнал продаж билетов.
  48. Продажа пиломатериалов: виды пиломатериалов, регионы поставщики, список заказчиков, журнал учета продаж пиломатериалов.
  49. Склад металлоконструкций: прайс товара металлоконструкций, список поставщиков, список продавцов, журнал учета продаж.
  50. Система поддержки решений: список экспертов, список тем обсуждений, список департаментов, журнал учета предложений.
  51. Детский сад: список родителей, список детей, список групп, журнал посещения детского сада.
  52. Дом творчества молодежи: список кружков, список руководителей, список детей, журнал регистрации посещения кружков.

 

Приложение 2

Методические указания по

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.